Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 23:43, реферат
Приведенная выше принципиальная схема обучения гигиене полости рта требует адаптации: к социальным условиям (уровень культурных, экономических возможностей аудитории); к возрасту аудитории (психические и физические способности к обучению, приоритеты в мотивации, выбор средств и методов гигиены полости рта); к возможностям технического оснащения процесса обучения (наличие наглядных пособий, водоснабжения и канализации, красителей, щеток, паст и т. д.). В ходе гигиенического обучения целесообразно затронуть и другие аспекты профилактики кариеса: вопросы питания, фторпрофилактики и т. д.
9) урок гигиены
Урок гигиены
Эту процедуру можно проводить силами одного или двух взрослых. В первом случае ребенка нужно расположить на коленях и согнутой в локте руке — так, как это делают при кормлении ребенка грудью. Во втором случае взрослые садятся лицом друг к другу, ребенка кладут на сомкнутые колени; чистку зубов проводит тот, кто находится по отношению к ребенку «на 12 часах», другой в это время придерживает ручки и ножки ребенка, успокаивает его поглаживающими движениями, ласковой речью и т. д.
Резцы протирают влажной марлей, направляя движения от десны к режущему краю резцов. Протирание проводят 1—2 раза в день. По мере адаптации ребенка к процедурам в его полости рта начинают применять щетку: предпочтительна щетка с маленькой головкой, мягкой щетиной, что соответствует особенностям полости рта ребенка, и длинной ручкой, удобной для удержания в руке взрослого.
Щетку увлажняют, но пасту, как правило, не используют: во-первых, паста ухудшает возможности зрительного контроля за движениями в полости рта, во-вторых, растущий во рту объем пенящейся пасты может испугать ребенка, в-третьих, паста будет неизбежно проглочена ребенком. Резцы очищают короткими вертикальными движениями от десны к режущему краю.
В идеальном варианте родители
должны быть обучены этим способам
ухода за полостью рта ребенка
стоматологом или стоматологическим
персоналом заранее — во время
бесед акушера и стоматолога
с беременными, педиатром и его
патронажной сестрой сразу
Обучение может проводиться различными методами и способами (как индивидуальными, так и групповыми, как офисными, так и коммунальными), но во всяком случае — на основе правил психологии и педагогики, ориентированных на различные возрастные группы (см. соответствующие разделы). Наиболее распространенной формой обучения правилам ухода за полостью рта является урок гигиены. Принципиальная структура урока гигиены строится в соответствии с задачами обучения:
I этап — мотивация,
II этап — выбор средств и методов гигиены,
III этап — практическое
обучение выбранному методу
Результатом этого этапа должно быть возникновение у пациента желания сейчас же избавиться от зубных отложений.
Выбор средств и методов гигиены
На этом этапе врач сообщает пациенту о том, какая щетка, паста, флоссы и другие средства гигиены необходимы в его индивидуальном (!) случае для эффективной чистки зубов.
Полезно иметь в кабинете образцы средств гигиены, что позволяет пациенту сравнить имеющиеся у него (дома, а лучше - при себе) средства с нужными и зрительно закрепляет мотивацию. Хорошо, если врач имеет возможность предложить пациенту нужную щетку, пасту, флоссы и т. п. в собственность (продажа, дарение).
Обучение методам чистки зубов
Для обучения используют две основные методики:
демонстрационное обучение на модели;
практическое обучение в полости рта (контролируемая чистка зубов).
В оптимальном случае обучение начинают с демонстрации на модели, а затем закрепляют пройденное в ходе практического обучения. Прежде чем обучать пациента новым методам чистки, следует выяснить, на каком уровне находятся его гигиенические навыки, и на этой основе составить план коррекции привычных движений и обучения новым элементам.
Диагностика может быть проведена как при помощи модели, так и в ходе реальной чистки зубов. В первом случае пациенту дают щетку (нить), модель и просят показать, как именно он обычно чистит зубы. Врач обращает внимание на то, как пациент. В минимальных условиях можно использовать в качестве моделей зубов кубики, в качестве моделей челюстей — гипсовые ортодонтические модели или полные съемные протезы, в оптимальных условиях используют специальные пластиковые цветные, увеличенные, разборные и т. д. муляжи зубов и челюстей.
Контролируемая чистка зубов
Контролируемая чистка зубов
щеткой может быть проведена при
соблюдении нескольких условий: пациент
располагает своей щеткой, у него
(или в кабинете) есть зубная паста,
имеются возможности для
окрашивание зубных отложений стойким красителем;
чистка зубов привычными пациенту методами (врач с нейтральным или одобряющим выражением лица молча наблюдает за действиями пациента для того, чтобы выявить конкретные изъяны и затем внести уместные, конкретные предложения);
определение качества чистки зубов по протоколу О’Лири (пациенту можно предложить самостоятельно заполнить протокол и рассчитать показатели гигиены) и комментарии по поводу недостатков привычной чистки зубов;
предложение необходимых изменений, разъяснение их преимуществ и технологии;
апробация пациентом нововведений в полости рта под наблюдением и при активном участии врача;
определение качества чистки зубов новыми методами с заполнением протокола О’Лири.
Одного урока гигиены,
как правило, для эффективного обучения
недостаточно. В последующие визиты
проводится контролируемая чистка зубов
и анализ достижений и упущений пациента;
ему демонстрируют видимое
Приведенная выше принципиальная схема обучения гигиене полости рта требует адаптации:
к социальным условиям (уровень культурных, экономических возможностей аудитории);
к возрасту аудитории (психические и физические способности к обучению, приоритеты в мотивации, выбор средств и методов гигиены полости рта);
к возможностям технического оснащения процесса обучения (наличие наглядных пособий, водоснабжения и канализации, красителей, щеток, паст и т. д.).
В ходе гигиенического обучения
целесообразно затронуть и