Эфективность гигиены полости рта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 23:43, реферат

Краткое описание

Приведенная выше принципиальная схема обучения гигиене полости рта требует адаптации: к социальным условиям (уровень культурных, экономических возможностей аудитории); к возрасту аудитории (психические и физические способности к обучению, приоритеты в мотивации, выбор средств и методов гигиены полости рта); к возможностям технического оснащения процесса обучения (наличие наглядных пособий, водоснабжения и канализации, красителей, щеток, паст и т. д.). В ходе гигиенического обучения целесообразно затронуть и другие аспекты профилактики кариеса: вопросы питания, фторпрофилактики и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

рррррррррррррррррр1.docx

— 26.66 Кб (Скачать файл)

 

 

9) урок гигиены

Урок гигиены

 

Эту процедуру можно проводить  силами одного или двух взрослых. В  первом случае ребенка нужно расположить  на коленях и согнутой в локте  руке — так, как это делают при  кормлении ребенка грудью. Во втором случае взрослые садятся лицом друг к другу, ребенка кладут на сомкнутые  колени; чистку зубов проводит тот, кто находится по отношению к  ребенку «на 12 часах», другой в это  время придерживает ручки и ножки  ребенка, успокаивает его поглаживающими движениями, ласковой речью и т. д.

 

Резцы протирают влажной  марлей, направляя движения от десны  к режущему краю резцов. Протирание проводят 1—2 раза в день. По мере адаптации  ребенка к процедурам в его  полости рта начинают применять  щетку: предпочтительна щетка с  маленькой головкой, мягкой щетиной, что соответствует особенностям полости рта ребенка, и длинной  ручкой, удобной для удержания  в руке взрослого.

 

Щетку увлажняют, но пасту, как  правило, не используют: во-первых, паста  ухудшает возможности зрительного  контроля за движениями в полости рта, во-вторых, растущий во рту объем пенящейся пасты может испугать ребенка, в-третьих, паста будет неизбежно проглочена ребенком. Резцы очищают короткими вертикальными движениями от десны к режущему краю.

 

В идеальном варианте родители должны быть обучены этим способам ухода за полостью рта ребенка  стоматологом или стоматологическим  персоналом заранее — во время  бесед акушера и стоматолога  с беременными, педиатром и его  патронажной сестрой сразу после  рождения ребенка, в крайнем случае - во время первого визита членов увеличившейся семьи к стоматологу. Важно обучить семью методам  контроля полноты удаления отложений  с зубов ребенка.

Обучение может проводиться  различными методами и способами (как  индивидуальными, так и групповыми, как офисными, так и коммунальными), но во всяком случае — на основе правил психологии и педагогики, ориентированных на различные возрастные группы (см. соответствующие разделы). Наиболее распространенной формой обучения правилам ухода за полостью рта является урок гигиены. Принципиальная структура урока гигиены строится в соответствии с задачами обучения:

I этап — мотивация, 

II этап — выбор средств  и методов гигиены, 

III этап — практическое  обучение выбранному методу гигиены. 

 

Результатом этого этапа  должно быть возникновение у пациента желания сейчас же избавиться от зубных отложений.

Выбор средств и методов  гигиены 

 

На этом этапе врач сообщает пациенту о том, какая щетка, паста, флоссы и другие средства гигиены необходимы в его индивидуальном (!) случае для эффективной чистки зубов.

 

Полезно иметь в кабинете образцы средств гигиены, что  позволяет пациенту сравнить имеющиеся  у него (дома, а лучше - при себе) средства с нужными и зрительно закрепляет мотивацию. Хорошо, если врач имеет возможность предложить пациенту нужную щетку, пасту, флоссы и т. п. в собственность (продажа, дарение).

Обучение методам чистки зубов 

 

Для обучения используют две  основные методики:

демонстрационное обучение на модели;

практическое обучение в  полости рта (контролируемая чистка зубов).

 

В оптимальном случае обучение начинают с демонстрации на модели, а затем закрепляют пройденное в  ходе практического обучения. Прежде чем обучать пациента новым методам чистки, следует выяснить, на каком уровне находятся его гигиенические навыки, и на этой основе составить план коррекции привычных движений и обучения новым элементам.

 

Диагностика может быть проведена  как при помощи модели, так и  в ходе реальной чистки зубов. В первом случае пациенту дают щетку (нить), модель и просят показать, как именно он обычно чистит зубы. Врач обращает внимание на то, как пациент. В минимальных  условиях можно использовать в качестве моделей зубов кубики, в качестве моделей челюстей — гипсовые ортодонтические модели или полные съемные протезы, в оптимальных условиях используют специальные пластиковые цветные, увеличенные, разборные и т. д. муляжи зубов и челюстей.

Контролируемая чистка зубов 

 

Контролируемая чистка зубов  щеткой может быть проведена при  соблюдении нескольких условий: пациент  располагает своей щеткой, у него (или в кабинете) есть зубная паста, имеются возможности для умывания и полоскания полости рта и  зеркало. Процедура состоит из нескольких этапов:

окрашивание зубных отложений  стойким красителем;

чистка зубов привычными пациенту методами (врач с нейтральным  или одобряющим выражением лица молча наблюдает за действиями пациента для того, чтобы выявить конкретные изъяны и затем внести уместные, конкретные предложения);

определение качества чистки зубов по протоколу О’Лири (пациенту можно предложить самостоятельно заполнить протокол и рассчитать показатели гигиены) и комментарии по поводу недостатков привычной чистки зубов;

предложение необходимых  изменений, разъяснение их преимуществ  и технологии;

апробация пациентом нововведений в полости рта под наблюдением  и при активном участии врача;

определение качества чистки зубов новыми методами с заполнением  протокола О’Лири.

 

Одного урока гигиены, как правило, для эффективного обучения недостаточно. В последующие визиты проводится контролируемая чистка зубов  и анализ достижений и упущений пациента; ему демонстрируют видимое улучшение  ситуации в полости рта. Спустя полгода  и более мотивация пациента может  быть усилена анализом прироста кариеса: отсутствие (торможение) прироста вдохновит  пациента на дальнейшие усилия по соблюдению гигиены полости рта.

 

Приведенная выше принципиальная схема обучения гигиене полости  рта требует адаптации:

к социальным условиям (уровень  культурных, экономических возможностей аудитории);

к возрасту аудитории (психические  и физические способности к обучению, приоритеты в мотивации, выбор средств  и методов гигиены полости  рта);

к возможностям технического оснащения процесса обучения (наличие  наглядных пособий, водоснабжения  и канализации, красителей, щеток, паст и т. д.).

 

В ходе гигиенического обучения целесообразно затронуть и другие аспекты профилактики кариеса: вопросы  питания, фторпрофилактики и т. д.


Информация о работе Эфективность гигиены полости рта