Авторские права как фактор развития научно-технического потенциала Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время действует сложившаяся на протяжении десятилетий комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав. Дело в том, что в отличие от объектов промышленной собственности, которые иногда имеют высокую единичную коммерческую стоимость, но обычно не имеют массового распространения, многие объекты авторского права и смежных прав имеют высокие тиражи и очень высокую массовую коммерческую стоимость.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………...3
2.Интеллектуальная собственность: сущность, виды и их роль в инновационной экономики……………………………………………………4
3.Механизмы реализации авторского вознаграждения: зарубежный опыт………………………………………………………………………………15
4.Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала национальной экономики Республики Беларусь……………18
5.Заключение………………………………………..……………………36
6. Список используемых источников…………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

AVTORSKOE_PRAVO.docx

— 78.96 Кб (Скачать файл)

Основная цель всех производимых сегодня  экономических реформ — создание социально- ориентированной рыночной экономики. А для этого требуется  введение эффективных механизмов стимулирования хозяйственной деятельности — закрепление  права собственности на создаваемую  продукцию, введение обоснованной налоговой  и финансово-кредитной системы, правовое обеспечение инновационной деятельности. В связи с этим первостепенное значение приобретает правовая охрана имеющегося и создаваемого научно-технического потенциала: изобретений, ноу-хау, промышленных образцов, товарных знаков, селекционных достижений.

В научно-техническом развитии решающее значение в обеспечении  конкурентоспособности играют инновации, развитие инновационной политики в  системе экономической политики является одним из направлений развития государства.

Научный и научно-технический  потенциал является частью системного экономического потенциала и поэтому  находится в определённом пропорциональном соотношении с производственным потенциалом национальной экономики. Данное соотношение находится в зависимости от согласованности по количественным и качественным параметрам 2-х важнейших фаз в общественном воспроизводстве – предпроизводственной и производственной.

Необходимый научный и  научно-технический потенциал страны предопределён по содержанию, структуре  и новизне целями и задачами тактического и стратегического развития экономики  страны. Отсюда вытекает необходимость  выделения тактических и стратегических компонентов научного и научно-технического потенциала.

Состояние и перспективы  научного и научно-технического потенциала зависят от совокупности условий, которые  создаёт государство для его  развития и использования. Эти условия  напрямую связаны с такими категориями, как инвестиционный, предпринимательский, научно-технический климат, институциональная  среда, качество управления и другие.

Преобразующие возможности  данного потенциала, проявляются, прежде всего, через обновление совокупности факторов – ресурсов и факторов – процессов в общественном воспроизводстве  и позитивные изменения в основных свойствах и способностях экономики (конкурентоспособность, ресурсоэффективность, экономическая устойчивость, способность к саморазвитию, технологическая и энергетическая безопасность, инновационная направленность развития и др.) [15, c. 44].

Качество научного и научно-технического потенциала предопределяется степенью технологической новизны, которая  заложена в основе производимых с  его помощью товаров и услуг, а также основных факторов – ресурсов.

Развитие научного и научно-технического потенциала страны объективно предопределяется логикой, динамикой и закономерными  тенденциями мирового научно-технологического прогресса.

Конкурентоспособность данного  потенциала характеризуется, прежде всего, конкурентными преимуществами по сравнению  с соответствующим потенциалом  страны-конкурента. Структура и состав научно-технического потенциала

Оценка роли и места  науки как комплекса достижений человеческого разума, накапливаемых  и воплощаемых в общественном производстве страны, может быть дана путем анализа научно-технического потенциала, который располагает  национальная экономика.

Научно-технический потенциал (НТПт) страны создается усилиями как национально-технических организаций, так и мировых достижений науки и техники. От НТПт страны во многом зависят уровень и темпы научно-технического прогресса. Анализ и оценка НТПт позволяют сделать выводы об уровне экономического развития страны и её отраслей, степени её научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технического сотрудничества.

Научно-технический потенциал  – это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного  дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает  общество для решения научно-технических  проблем.

Научно-технический потенциал  включает:

  • материально-техническую базу;
  • научные кадры;
  • информационную составляющую;
  • организационно-управленческую структуру.

Материально-техническая  база – это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель – быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.

Информационная составляющая в научно-техническом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты, о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.

По характеру материальных носителей можно выделить следующие  виды информации:

  • нормативно-техническую документацию – технические задания, рекомендации, методики, нормативы, стандарты и технические условия, патенты;
  • научные отсчеты – ими чаще всего заканчиваются фундаментальные исследования;
  • образцы нововведений – технологические процессы, режимы и регламенты, лабораторные и опытные образцы; проектно-конструкторскую документацию – комплекты рабочих чертежей;
  • Публикации и диссертации.

Организационно-управленческая структура научной сферы – это структура научно-исследовательских организаций и ее гибкость, т.е. возможность быстрого формирования научно-исследовательских групп для решения срочных задач; система управления научными исследованиями в масштабах компании или страны. Измерение научного и научно-технического потенциала

Интенсификация инновационной  деятельности обусловила повышение  спроса на человеческий капитал, помимо роста оплаты труда высококвалифицированных  ученых и специалистов, заметно больше внимания стало уделяться повышению  их мобильности, которая рассматривается  как еще один фактор усиления взаимодействия науки и производства. При этом при разработке политики, относящейся  к рынку высококвалифицированных  трудовых ресурсов, учитывается существенная неэластичность предложения научно-технического персонала. Это связано с тем, что, во-первых, ученые и инженеры, так  же как и высококвалифицированные  рабочие, характеризуются высоким  уровнем человеческого капитала, накопление которого занимает значительное время (часто большую часть жизни), во-вторых, естественный вход на рынок  ученых и инженеров невелик. В  дополнение к этому следует учитывать, что предложение новых идей еще  менее эластично, чем предложение  научно-технического персонала. В кризисных  же условиях, особенно при резком сокращении оплаты труда, избыточное предложение  высококвалифицированных специалистов стимулирует их переход в другие сферы труда либо выезд на временную  или постоянную работу в страны с  устойчивым экономическим ростом.

Белорусская наука выдвигает крупные  инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование  полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без  наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.

Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Глава государства отметил  необходимость внедрения эффективной  формы организации исследований, на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики [13, c. 17].

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной  экономики - экономики, основанной на знаниях. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный  опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная  система (НИС) как современная институциональная  модель генерации, распространения  и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь, Правительством совместно с НАН Беларуси с  учетом предложений республиканских  органов госуправления, облисполкомов, Мингорисполкома в Республике Беларусь разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы (далее – Программа).

Стратегическая цель Программы  — создание инновационной, конкурентоспособной  на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики  Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа, защиту экологии.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих  основных задач:

– создать благоприятную  для инновационной деятельности экономическую, правовую и социально-культурную среду;

- перестроить действующие  структурно-функциональные блоки  НИС, повысить их интегрированность и эффективность в рыночных условиях;

- сформировать инновационную  инфраструктуру;

- обеспечить информационное  сопровождение инновационной деятельности;

- развивать инновационное  предпринимательство;

- развивать финансовую  инфраструктуру;

- создать мотивационный  механизм инновационной деятельности;

- развивать институты  использования и защиты прав  интеллектуальной собственности;

- готовить кадры для  инновационной деятельности;

- обеспечить государственное управление  и взаимодействие элементов НИС

В целом за 2007–2008 гг. введено в эксплуатацию 437 производств, что составляет 46% от плана. Если 2007 год был годом становления ГПИР, то в 2008 г. в процесс реализации проектов инновационного развития включились все 36 государственных заказчиков. В 2008 г. предусматривалось создание производств по 236 проектам. Этот показатель удалось превысить, и по итогам работы за год введено в эксплуатацию 242 объекта, в том числе: предприятий и важнейших производств — 41, производств на действующих предприятиях — 87. На проектную мощность за 12 месяцев 2008 г. выведены 153 производства при плане 157.

Объем произведенной инновационной  продукции в 2008 г. составил около 3,5 трлн руб., в том числе по важнейшим инновационным проектам в период выполнения этапов от ввода в эксплуатацию до выхода на проектную мощность — 1856 млрд руб., произведено 286 наименований инновационной продукции; при освоении и выпуске новой продукции, технологий, изделий по заданиям государственных научно-технических программ (ГНТП) — 1633,5 млрд руб.

План по инвестициям в создание производств выполнен большинством государственных заказчиков. Вместе с тем, нельзя не отметить, что финансирование инновационных проектов обеспечено Министерством архитектуры и  строительства только на 55,4%, Министерством по налогам и сборам — на 55,8% от годового плана. В основном главными источниками инвестиционных затрат были собственные средств организаций и средства республиканского бюджета, включая инновационные фонды, доли которых в общем объеме затрат составили по 32%, доля иностранных инвестиций в общих затратах составила только 10%, банковского кредитования — 20%, доля местных бюджетов составляет 5%.

В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2008 г. 48,0% (табл. 2.1).

Наиболее напряженные планы  по созданию и внедрению технологий (с отчетным этапом «ввод в эксплуатацию») реализовали Министерство промышленности — 26 проектов, Витебский облисполком — 21 проект, Министерство транспорта и коммуникаций — 15 проектов, Могилевский облисполком — 14 проектов, Минский горисполком — 12 проектов, Минский и Брестский облисполком — 11 проектов, Министерство спорта и туризма, Министерство связи и информатизации, концерн «Белнефтехим», Гомельский облисполком — по 10 проектов. С этапом «выход на проектную мощность» наиболее напряженные проекты были успешно реализованы Министерством промышленности — на 25 производствах, Министерством здравоохранения — на 22 производствах, Минским горисполкомом и Минским облисполкомом — на 10 производствах

    

      Таблица 2.1 – Освоение инвестиционных средств государственными заказчиками в 2008 г. и выполнение прогнозных показателей

Наименование заказчика

Доля новой продукции, %

Доля сертифицированной продукции, %

Министерство архитектуры и  строительства

16,1

75,0

Министерство промышленности

34,3

75,9

Концерн «Белнефтехим»

17,1

88,5

Министерство сельского хозяйства  и продовольствия

9,3

73,7

Министерство транспорта и коммуникаций

11,6

45,3

Министерство связи и информатизации

24,2

20,3

Минский горисполком

8,7

62,5

Могилевский облисполком

11,7

80,8

Концерн «Беллесбумпром»

11

70,2

Брестский облисполком

4,5

81,1

Гомельский облисполком

1,7

73,3

Минский облисполком

4,7

68,5

Гродненский облисполком

29,8

73,3

Витебский облисполком

4

80,3

Концерн «Белгоспищепром»

5,9

96,5

Информация о работе Авторские права как фактор развития научно-технического потенциала Республики Беларусь