Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 02:02, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ различных видов арбитражных соглашений, выявление их положительных сторон и недостатков, выработка предложений по совершенствованию законодательства.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи дипломной работы:
- рассмотреть виды, характер, форму и содержание арбитражных соглашений
- определить порядок направления и заполнения исков в международный коммерческий арбитраж
Введение
Глава 1 Общая характеристика законодательства
о международном коммерческом арбитраже
1.1.Модельный закон ЮНСИТРАЛ и национальные
законы о международном коммерческом арбитраже
1.2. Международный арбитражный суд, внутригосударственные
третейские суды и их деятельность
Глава 2 Внешнеэкономические споры, подлежащие рассмотрению международными арбитражными судами. Процедуры рассмотрения внешнеэкономического спора
2.1. Арбитражные соглашения как юридический факт для рассмотрения дела международным коммерческим арбитражем
2.1.1. Виды арбитражных соглашений
2.1.2. Правовая характеристика арбитражного соглашения
2.1.3. Форма арбитражного соглашения
2.2. Правовые основания и процедуры третейского
разбирательства
2.2.1. Процессуальный порядок вынесения решения по спору
2.2.2.Признание и исполнение решений арбитражных судов
2.2.3.Признание и исполнение третейских решений
на территории РФ
Глава 3 Практические проблемы международного коммерческого
арбитража при рассмотрении внешнеэкономических споров
в настоящее время
3.1Эффективность мер по обеспечению иска
в третейском разбирательстве
3.1.1. Правовые основания принятия мер по обеспечению иска 85
3.2. Эффективность обжалования вынесенных арбитражных
решений
Заключение
Список библиографической литературы
Список сокращений
Развитие средств связи создает новые проблемы для правового регулирования документооборота. Например, в некоторых сообщениях весь текст, в том числе и подпись, напечатан. Статья II Нью-йоркской конвенции говорит о письменном арбитражном соглашении, а не о подписанном соглашении. В связи с чем, можно считать, что если подпись не проставлена от руки, арбитражного соглашения напечатана, то такое соглашении соответствует Конвенции. В случае спора можно сослаться на другую корреспонденцию в подтверждение того, что лицо, проставившее эту подпись, признает правовые последствия, вытекающие из такого документа[44].
Особого обсуждения заслуживает
вопрос заключения сделок, в том
числе арбитражных соглашений, посредством
специализированных электронных сетей,
а также с помощью Интернета[
Развитие сети Интернет привело к тому, что в настоящее время у неопределенно широкого круга лиц возникла легальная возможность заключать сделки с удаленными партнерами, в том числе иностранными, не видя их в лицо. Это порождает массу правовых проблем, большинство которых не связано с темой настоящей статьи.
Наибольшие усилия мировое
юридическое сообщество ныне направляет
на разработку унифицированного законодательства
об "электронной подписи", которое
позволило бы надежно устанавливать
личность контрагента и фиксировать
достигнутые с ним
Таким образом, до внесения в Конвенцию изменений, отражающих реалии распространения электронной коммерции, существует необходимость закрепления арбитражного соглашения на бумаге или с помощью обычных средств электросвязи - без этого при разрешении споров международным арбитражем и исполнении решений международных арбитражей могут возникнуть неразрешимые трудности. Можно попытаться обойти эту проблему, посредством заключения отдельных специальных арбитражных соглашений уже после возникновения спора, но это возможно только при условии полной добросовестности обеих сторон спора, не пытающихся оспорить компетенцию арбитров по рассмотрению спора.
В последнее время много говорится о "виртуальном" арбитраже. Необходимо сказать о преимуществе такого разрешения спора.
Именно: значительно снижаются
расходы сторон на участие в разрешении
спора, нет необходимости полетов
в место проведения арбитража, аренды
помещений, отсылки документов через
международные курьерские службы; существенно
увеличивается скорость рассмотрения
дел, поскольку снижаются не только
денежные, но и временные затраты
по организации арбитражных
В связи с вышеуказанным
идея "виртуального" арбитража
находит все больше и больше сторонников.
Некоторым юристам
Следует отметить, что в 1999 г. Европейский Союз принял Директиву о структурной основе сообщества для электронных подписей (EU Directive 1993/93/EC on Community Framework for Electronic Signatures)[46]. Эта Директива устанавливает, что электронные подписи не могут быть дискриминированы и при соблюдении необходимых формальностей приравниваются к обычным подписям на бумаге.
К числу таких формальностей
относятся, например, необходимость
сертификации сервис-провайдера для
использования электронной
Небрежное отношение к форме заключаемого арбитражного соглашения может вызвать значительные трудности при его реализации. Решение о действительности арбитражного соглашения, о том было ли оно вообще заключено, могут принимать и сам арбитраж, и государственные суды, причем одни и те же факты могут быть истолкованы ими по-разному (дело усугубляет то, что выводы о форме арбитражного соглашения суда одного государства не имеют преюдициальной силы для судов другого государства). Правовое регулирование арбитража таково, что оно допускает параллельное рассмотрение дела по существу в арбитраже, и в государственном суде. Например, арбитраж принял дело к своему рассмотрению. Затем в государственный суд подан иск по тому же предмету. Государственный суд признал, что арбитражное соглашение не заключено в надлежащей форме, соответственно он принимает дело к своему рассмотрению. Такое решение государственного суда не имеет значения для арбитража, поскольку он сам выносит решение о своей компетенции.
Составление грамотного арбитражного соглашения и его фиксация в надлежащей форме позволят избежать дорогостоящих и непродуктивных споров о наличии у арбитров компетенции по рассмотрению спора, необходимости вести дело параллельно в суде и в арбитраже. Что же касается преимуществ арбитражного метода рассмотрения спора по сравнению с разрешением внешнеэкономических споров в государственных судах, то такие преимущества для российских компаний очевидны. Так как Россия не имеет практически ни с кем из стран (кроме стран СНГ) договоров о признании и приведении в исполнение решений государственных судов, то только решение арбитража, признаваемое в соответствии с Конвенцией в большинстве государств мира, является единственным доступным для российского участника внешнеэкономической сделки способом надежно защитить свои интересы.
2.2. . Правовые основания и процедуры третейского
разбирательства
Стороны, которые хотят
разрешить возникший между ними
спор в международном арбитражном
суде, должны обладать определенным правовым
статусом. В настоящей работе рассматривается
ход третейского
Основными предпосылками участия в третейском разбирательстве в качестве стороны являются гражданская и гражданская процессуальная правоспособность. В качестве субъективной гражданской правоспособности можно было бы обозначить полномочия отдельных групп лиц по отношению к особенностям их деятельности, например, заключение арбитражного соглашения между биржевыми маклерами. Что касается гражданскую и гражданскую правоспособность иностранных юридических лиц, то она определяется по российскому законодательству по праву того государства, в котором они были основаны[49]. Российский Закон «О международном коммерческом арбитраже» не содержит особых требований к кандидатурам представителей сторон.
Вступивший в силу Федеральный
Закон «Об адвокатской
Российский закон «О международном коммерческом арбитраже» содержит прямые указания относительно недопустимости вмешательства государственных судов в сферу третейского разбирательства за исключением отдельных случаев[51]. В соответствии с данными положениями можно оспорить вынесенное арбитражное решение и добиться его отмены[52]. Это может произойти лишь на основании имевшихся процессуально- или материально-правовых недостатках разбирательства (в качестве примера можно привести факт недействительности арбитражного соглашения, ограничение в дееспособности одной из сторон, а также выход третейского суда при вынесении решения за пределы арбитражного соглашения). Само дело по существу не должно подвергаться вмешательству со стороны государственных судов[53].
В отношении влияния
При этом следует иметь в виду, что ни одно лицо не может быть лишено права выступать в качестве арбитра по причине его гражданства, если, конечно, стороны не договорились об ином. Стороны могут по своему усмотрению согласовать процедуру назначения арбитра или арбитров.
В случае, если стороны не договорились о порядке назначения арбитров, то при отсутствии такого соглашения применяются следующие правила:
а) при арбитраже с тремя арбитрами каждая сторона назначает одного арбитра, и два назначенных таким образом арбитра назначают третьего арбитра; если сторона не назначит арбитра в течение тридцати дней по получении просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение тридцати дней с момента их назначения не договорятся о выборе третьего арбитра по просьбе любой стороны, арбитр назначается судом или иным органом;
б) при арбитраже с единоличным арбитром, если стороны не договорятся о выборе арбитра по просьбе любой стороны, арбитр назначается судом или иным органом.
В случае, если при процедуре назначения, согласованной сторонами, одна из сторон не соблюдает такую процедуру, или стороны (два арбитра) не могут достичь согласия, или же если третье лицо, включая учреждения, не выполняет какую-либо функцию, возложенную на него в соответствии с такой процедурой, то любая сторона может просить суд или иной уполномоченный орган принять необходимые меры.
Решение по любому вопросу, принимаемое судом или иным уполномоченным органом, не подлежит никакому обжалованию. При назначении арбитра суд или иной уполномоченный орган учитывает любые требования, предъявляемые к арбитру в соответствии с соглашением сторон, и такие соображения, которые могут обеспечить назначение независимого и беспристрастного арбитра, а в случае назначения единоличного или третьего арбитра принимает также во внимание желательность назначения арбитра иного гражданства, нежели гражданство сторон. Однако соглашением о процедуре назначения могут быть предусмотрены иные способы обеспечения назначения.
Предполагается, что арбитр должен быть независимым, беспристрастным судьей, который мог бы разрешить спор исходя из справедливости, не отдавая предпочтения ни одной из сторон. Поэтому, в случае обращения к какому-либо лицу в связи с его возможным назначением в качестве арбитра это лицо должно сообщить о любых обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения в отношении его беспристрастности или независимости.
Арбитр с момента его назначения и в течение всего арбитражного разбирательства должен без промедления сообщать сторонам о любых таких обстоятельствах, если он не уведомил их об этих обстоятельствах ранее. Если же все-таки имеются обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения относительно беспристрастности или независимости арбитра, либо если он не обладает квалификацией, обусловленной соглашением сторон, то ему может быть заявлен отвод. При этом следует иметь ввиду что, сторона может заявить отвод арбитру, которого она назначила или в назначении которого она принимала участие, лишь по причинам, которые стали ей известны после его назначения. Процедура отвода арбитра также может быть оговорена сторонами в своем соглашении. В случае, если такая договоренность отсутствует, то действуют определенные правила, урегулированные Типовым законом «О международном торговом арбитраже».
Информация о работе Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров