Аренда воздушных судов при осуществлении международных воздушных перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Целями данной работы являются: изучение организационного регулирования международных воздушных перевозок, характеристика механизма взаимодействия международно-правовых, национальных и частноправовых норм, обеспечивающих регулирование международных воздушных перевозок.
Основными задачами при этом выступали:
 определить понятие и сущность договора международной воздушной перевозки;
 рассмотреть и проанализировать ответственность перевозчика по договору международной воздушной перевозки;

Содержание

Введение ………3
Глава 1. Понятие и сущность договора международной воздушной перевозки
§1. Понятие, возникновение и развитие договора международной воздушной перевозки…………………………………………………………5
§2. Ответственность перевозчика по договору международной воздушной перевозки ………17
Глава 2. Аренда воздушных судов при осуществлении международных воздушных перевозок
§1. Эксплуатация арендованных воздушных судов при осуществлении международных воздушных перевозок……………………………………21
§2. Порядок допуска к эксплуатации арендованных иностранных судов в Российской Федерации……………………………………………………...25
§3. Правовое регулирование лизинга гражданских воздушных судов…..31
Заключение ……….35
Список использованной литературы ………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, часто национальные законы и правила, образующие воздушное законодательство многих государств, либо вообще не содержат подробных и обстоятельных положений об аренде воздушных судов, либо упоминают о ней весьма фрагментарно. Отсутствие государственного четкого и ясного регулирования арендных вопросов в сфере международного воздушного транспорта объясняется свободой усмотрения, предоставленной двусторонними соглашениями о воздушном сообщении назначенным перевозчикам в отношении договоров, которые они вправе самостоятельно заключать друг с другом по различным вопросам коммерческого, технического, эксплуатационного и иного сотрудничества.

 

Заключение

 

В XXI веке на мировом рынке авиаперевозок под влиянием процессов глобализации и либерализации на международном воздушном транспорте резко обострилась конкурентная борьба между международными авиаперевозчиками. В этой борьбе чаще всего побеждает перевозчик, который помимо экономических, финансовых, технических и иных ресурсов умело использует для защиты своих коммерческих и экономических интересов международное воздушное право. Знание правовых основ регулирования коммерческой деятельности международного воздушного транспорта имеет большое значение для проведения правильной и взвешенной государственной коммерческой политики и дипломатии в области международных воздушных связей. Кроме того, чтобы эксплуатация международных воздушных линий, проложенных над территориями иностранных государств, осуществлялась экономически эффективно и рационально, одним из важнейших условий достижения этой коммерческой цели является грамотное и безупречное использование международными авиаперевозчиками современного межгосударственного механизма регулирования международных воздушных сообщений.

Действующее международное воздушное право, помимо публично-правовых вопросов, связанных с использованием суверенного воздушного пространства в целях международных воздушных перевозок все больше вовлекается в совместное с национальным правом регулирование доступа авиаперевозчиков на рынок международного воздушного транспорта. Такая тенденция связана с активной либерализацией международных воздушных перевозок, начавшейся в конце 90-х гг. и ставшей главной стратегией политики и практики в этой сфере многих государств, в том числе и Российской Федерации в XXI веке.

В течение XX в. в международном воздушном праве, национальном воздушном праве и международном частном воздушном праве шли сложнейшие процессы формирования и развития специфических норм, предназначенных регулировать исключительно международные перевозки и порядок их осуществления при эксплуатации международных воздушных сообщений. Только системный подход позволяет объяснить причины взаимодействия и неизбежного вовлечения в процесс регулирования международных перевозок норм международного, национального и международного частного права. Данные нормы выполняют четко обозначенные задачи. Международно-правовые нормы определяют режим международных сообщений и выполняемые в их рамках регулярные и нерегулярные полеты и авиаперевозки. Национальные законы и правила способствуют их применению, а коллизионные нормы разрешают вопросы международного частного воздушного права. Эти объективные обстоятельства обусловили создание особого механизма взаимодействия международно-правовых, национальных и частноправовых норм, обеспечивающего процесс регулирования международных воздушных сообщений и перевозок на современном этапе.

По своему прямому предназначению гражданская авиация осуществляет перевозки пассажиров, грузов и почты. Часть из них выполняется по внутренним воздушным линиям внутри государства и не выходит за пределы государственной территории. Другие берут начало в одном государстве и завершаются в другом. Такая перевозка становится международной, и на нее распространяется действие международных воздушно-транспортных договоров и конвенций, условия и требования которых должны соблюдаться при осуществлении любой международной перевозки. С этой точки зрения гражданская авиация как международный воздушный транспорт составляет органичную часть мировой транспортной системы. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Международные воздушные перевозки   выходят на первое место в области международных воздушных связей.
  2. При правовом регулировании международных воздушных перевозок одновременно применяются  нормы Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г и Монреальской конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г.
  3. Широкое распространение получает международный лизинг воздушных судов.
  4. Правовое регулирование международных воздушных перевозок осуществляется как международным воздушным правом так и национальным законодательством.
  5. Возрастает роль национального законодательства в области регулирования международных воздушных перевозок.
  6. Законодательство Российской Федерации в недостаточной степени регулирует аренду воздушных судов и фрахтование.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что вопросы, касающиеся международных воздушных перевозок, получили достаточный высокий уровень международной и внутригосударственной правовой регламентации, однако в настоящее время все еще сохраняются правовые пробелы в регулировании воздушных правоотношений, которые требуют своего юридического разрешения.

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты:

 

  1. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) // Международное частное право. Сборник документов. Сост. Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова. – М.: Проспект, 2006
  2. Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.) // Международное частное право. Сборник документов. Сост. Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова. – М.: Проспект, 2006
  3. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 г.) // Международное частное право. Сборник документов. Сост. Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова. – М.: Проспект, 2006
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, № 12, ст. 1383.
  6. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге) // Собрание 
    Законодательства РФ, 02.11.1998, № 44, ст. 5394.
  7. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» // Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, № 15, ст. 1477.
  8. Постановление Правительства РФ от 11.06.2004 № 274 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 14.06.2004, № 24, ст. 2429.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета №48 (3425) от 11 марта 2004г.

 

Монографии и коллективные работы:

 

  1. Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2002. — 656 с.
  2. Богусловский М.М. Международное частное право: учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 604 с.
  3. Воздушные перевозки: нормативные акты, комментарии и рекомендации, судебная практика, образцы доказательств / Двт.-сост. Б. П. Елисеев. М., 2001. – 464 с.
  4. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 752 с.
  5. Канашевский В.А. Международное частное право: Учебник.- 
    М.: Международные отношения, 2006. – 698 с.
  6. Международное частное право: Учебник / Л. П. Ануфриева,А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др.; Отв. ред. Г. К. Дмитриева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 688 с.
  7. Рузакова О.А. Международное частное право / Московская финансово-промышленная академия. – М., 2005. – 178 с.
  8. Словарь международного воздушного права / Отв. Ред. Ю.Н. Малеев. – М.: Наука, 1988. – 851 с.
  9. Федосеева Г.Ю. Международное частное право: Учебник. – изд. 4-е., переаб и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 432с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Особенности определения размера ответственности наглядно демонстрирует следующий пример дела, рассмотренного Высшим арбитражным судом РФ.

Российское акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к финской авиакомпании, имеющей представительство в Российской Федерации, о взыскании 1289,9 доллара США, составляющих стоимость 6,6 килограмма недостающего груза, на основании пункта 2 статьи 22 Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (1929), с изменениями, внесенными Гаагским протоколом (1955). Решением арбитражного суда иск удовлетворен в сумме заявленных требований на основании пунктов 2 и 4 статьи 22 Конвенции. Постановлениями апелляционной и кассационной инстанций решение оставлено без изменения. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации состоявшиеся судебные акты изменил, удовлетворив исковые требования в сумме 157,08 доллара США. Из представленных в деле документов следует, что при получении в аэропорту груза от финской авиакомпании по международной авианакладной была обнаружена его недостача в размере 6,6 килограмма, о чем составлен коммерческий акт. Вопросы ответственности при международной перевозке регламентируются Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12.10.29, ратифицированной СССР (правопреемник – Российская Федерация) 07.07.34 и Финляндской Республикой 03.09.37. Кроме того, Российская Федерация участвует и в Протоколе о поправках к Варшавской конвенции (Гаагский протокол, 1955). Согласно статье 28 Конвенции иск об ответственности должен быть предъявлен по выбору истца в пределах территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон либо в суде по месту жительства перевозчика, по месту нахождения главного управления его предприятия или по месту, где он имеет контору, либо в суде места назначения. Частью 1 статьи 247 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды в России вправе рассматривать экономические споры с участием иностранных лиц, если филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации. Следовательно, иск подлежал рассмотрению в арбитражном суде Российской Федерации. Как видно из коммерческого акта, утрата части груза произошла во время воздушной перевозки. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Конвенции перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, потери, повреждения зарегистрированного багажа или товара, если происшествие, причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки. Воздушная перевозка охватывает период времени, в течение которого багаж или товар находятся под охраной перевозчика. В международной авианакладной указана масса полученного к перевозке груза, составляющая 186,6 килограмма. При выдаче груза в аэропорту она составила 180 килограммов, о чем свидетельствует коммерческий акт. Следовательно, потеря груза произошла во время воздушной перевозки, которую осуществляла финская авиакомпания, признавшая свою вину в его утрате. В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 22 Конвенции при перевозке зарегистрированного багажа ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 золотых франков за 1 килограмм груза. «Перевод сумм в национальную валюту, не имеющую золотого содержания, в случае судебных разбирательств будет производиться в соответствии с золотой стоимостью таких валют на дату судебного решения» (п.5 ст.XI Гаагского протокола, 1955). Предъявляя иск, истец рассчитал стоимость недостающей массы груза в американских долларах через стоимость золота за 1 тройскую унцию, установленную на Лондонской бирже драгоценных металлов, которая, в свою очередь, определяет рыночную стоимость самого золота, а не его содержание в национальных валютах. При таком расчете сумма иска многократно превысила сумму реального ущерба истца. Данный расчет противоречит сложившейся международной практике перевода 250 золотых франков в национальные валюты не через определение золотой стоимости этих валют, но через перерасчет в электронные денежные средства – специальные права заимствования (СДР). Перевод специальных прав заимствования в национальные денежные единицы производится с учетом правил, содержащихся в 78 коллизионных нормах Конвенции и права государства, в котором находится суд, рассматривающий спор. Согласно пункту 7 части 1 статьи 166 Основ гражданского законодательства (1991) права и обязанности сторон по договору международной перевозки определяются по праву страны-перевозчика, то есть в данном случае по праву Финляндии. Арбитражный суд установил содержание норм финляндского законодательства по этому вопросу. В п. 23 Закона Финляндии «О договоре перевозки авиатранспортом» определен размер ответственности перевозчика в 17 СДР, а в п. 24 этого Закона установлено, что в случае судебных разбирательств перерасчет сумм, указанных в СДР, переводится в финляндские марки согласно официальному обменному курсу СДР и финляндской марки, котируемому Международным валютным фондом. При этом допускается перерасчет обменного курса в доллары США. В этой ситуации расчет суммы иска истцу следовало ограничить 17 СДР или 23,8 доллара США за 1 килограмм массы утраченного груза. Общий размер ответственности перевозчика при таком расчете составил 157,08 доллара США. Таким образом, арбитражный суд при разрешении спора о международных воздушных перевозках применяет нормы международного договора Российской Федерации в том смысле и порядке, который установлен международными договорами Российской Федерации, в том числе и Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (1929), и протоколами о поправках к этой Конвенции, принятыми Российской Федерацией.31

 

 

Приложение 2

 

 

 

Международная перевозка – перевозка грузов, пассажиров и их багажа между двумя и более государствами.

 

 

Перевозки различают:

 

 

По виду транспорта


 

 

 

 

автомобильные

морские

железнодорожные

воздушные

смешанные


 

 

 

 

По объектам перевозки


 

 

 

перевозки грузов

перевозки пассажиров


 

 

1 Ст. 101 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, № 12, ст. 1383.

2 Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.)

 

3 п. 2 ст. 1 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 г.)

 

4 Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. – С.251

 

5 Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. – С.252

 

6 Международное частное право: Учебник / Л. П. Ануфриева,А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др.; Отв. ред. Г. К. Дмитриева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — С. 459

7 Международное частное право: Учебник / Л. П. Ануфриева,А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др.; Отв. ред. Г. К. Дмитриева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — С. 460

8 Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. – С.251

 

9 Рузакова О.А. Международное частное право / Московская финансово-промышленная академия. – М., 2005. – С. 68

10 Ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, № 12, ст. 1383.

 

 

11 Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 г.)

 

12 Международное частное право: Учебник / Л. П. Ануфриева,А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др.; Отв. ред. Г. К. Дмитриева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.  – С.461

 

13 Ст. 22 Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.)

14 Ст. 17 Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.)

 

15 Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2002. — С. 273

 

16 Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2002. — С. 274

17 Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2002. — С. 274

18 Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2002. — С. 275

19 п. 1 ст. 36 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, № 12, ст. 1383.

 

20 п. 2 ст. 36 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, № 12, ст. 1383.

21 Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - С.254

22 п. 13 Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета №48 (3425) от 11 марта 2004г.

 

23 п. 1 Постановления Правительства РФ от 11.06.2004 № 274 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 14.06.2004, № 24, ст. 2429.

24 п. 4 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» // Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, № 15, ст. 1477.

 

25 Воздушные перевозки: нормативные акты, комментарии и рекомендации, судебная практика, образцы доказательств / Авт.-сост. Б. П. Елисеев. М., 2005. – С. 407

26 Воздушные перевозки: нормативные акты, комментарии и рекомендации, судебная практика, образцы доказательств / Авт.-сост. Б. П. Елисеев. М., 2005. – С. 352

 

27 Федосеева Г.Ю. Международное частное право: Учебник. – изд. 4-е., переаб и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – С. 214

 

28 Рузакова О.А. Международное частное право / Московская финансово-промышленная академия. – М., 2005. – С. 97

29 Рузакова О.А. Международное частное право / Московская финансово-промышленная академия. – М., 2005. – С. 99

30 Канашевский В.А. Международное частное право: Учебник.- М.: Международные отношения, 2006. – С. 408

31 п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 1998г. № 29 «Обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц».

Информация о работе Аренда воздушных судов при осуществлении международных воздушных перевозок