Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:50, реферат

Краткое описание

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (часто просто Бернская конвенция) — международное соглашение в области авторского права, принятое в Берне, Швейцария в 1886 году. Является первым и ключевым международным соглашением в этой области.
В настоящее время администрируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

Содержание

1.Предыстория
2. История
3.Создание Бернской конвенции
4.Структура Бернской конвенции
5.Основные принципы
6. Права, устанавливаемые конвенцией
7. Бернская конвенция и международное право
8.Соотношение конвенции и национальных законодательств
9.Примечания
10.Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Бернская конвенция.docx

— 36.80 Кб (Скачать файл)

Принцип независимости охраны — охрана произведения в каждой стране никак не зависит от охраны произведений в других странах, в том числе в стране происхождения произведения. Из этого принципа есть одно исключение — закон может предусматривать прекращение охраны произведения, срок охраны которого уже истёк в стране происхождения произведения.

Принцип автоматической охраны — авторское право не требует для использования каких-либо предварительных формальностей (типа регистрации, особого заявления о претензиях на копирайт, разрешения властей и т.д.) и возникает автоматически в момент фиксации произведения в материальной форме (для граждан стран-членов конвенции) или первой публикации (для опубликованных в этих странах произведений иностранных авторов).

Презумпция авторства — в отсутствие доказательств обратного автором считается тот, чьё имя или псевдоним указаны на обложке книги. Конвенция не содержит определение авторства, поэтому в разных странах понятия об авторстве некоторых произведений могут отличаться. Например, в России автором может быть только человек[4][5], за исключением отдельных и строго определённых видов произведений, созданных в СССР[6], в то время как США признаёт авторство юридических лиц[7]. Авторство произведения определяется по законам страны происхождения.

 

 

Права, устанавливаемые конвенцией.

Бернская конвенция устанавливает минимальный уровень авторских прав, которые должны предоставлять страны-члены конвенции. Формально говоря, устанавливаемые в Конвенции права устанавливают только уровень прав, предоставляемых на основе конвенции иностранным авторам. В сочетании с принципом национального режима становится довольно трудно выполнить конвенцию и не обеспечить указанные права также и своим гражданам. Тем не менее существуют и законны в рамках конвенции небольшие исключения, касающиеся только внутренних дел. США, например, не признают авторских прав на служебные произведения федеральных государственных служащих.

Конвенция требует предоставления авторам следующих исключительных (то есть предоставляемых исключительно авторам или уполномоченным ими лицам и никому иному) или «экономических» прав:

• Право на воспроизведение (reproduction) произведения любым способом и в любой форме (статья 9)

• Право на перевод (статья 8)

• Право на публичное вещание (теле-, радио-, через эфир или по проводам) (статья 11bis)

• Право на публичное исполнение (для драматических и музыкальных произведений) (статья 11)

• Право на публичное чтение (для литературных произведений) (статья 11ter)

• Право на переделки, аранжировки и другие изменения произведения (право на переработку) (статья 12)

• Право на кинематографическую переделку произведения (статья 14)

Минимальный срок этих прав для большинства произведений устанавливается как вся жизнь автора и 50 лет с года его смерти. Для произведений, опубликованных анонимно (или под неизвестным публике псевдонимом), — 50 лет с момента публикации. Минимальный срок охраны для фотографий 25 лет, для кинематографических произведений — 50 лет с момента создания или первого показа. Для произведений декоративно-прикладных жанров минимальный срок не установлен. На практике вычисление надлежащего срока охраны ещё более сложно, требует учёта различных тонкостей международных отношений, национальных законодательств и судьбы конкретных произведений.

Кроме того, статья 6bis предусматривает особое право автора признаваться автором и защищать произведение ото всякого искажения, способного нанести ущерб его репутации.

 

Бернская конвенция и международное право.

 

Бернская конвенция изначально содержала рекомендации, побуждающие к заключению двухсторонних и многосторонних международных договоров для более детального регулирования охраны авторского права. Но при этом указывалось, что подобные соглашения должны расширять авторские права и не могут противоречить Конвенции.

И этот призыв был услышан.

В 1889 г. на конференции в Монтевидео была подписана Конвенция о создании Союза американских государств в области литературной и художественной собственности. Вслед за ней на Западном полушарии появились:

- Конвенция об охране  литературной и художественной  собственности 1902 г.;

- Конвенция об охране  патентов на изобретения, промышленных  рисунков и образцов, товарных  знаков и торговых марок, литературной  и художественной собственности 1906 г.;

- Конвенция об охране  литературной и художественной  собственности 1910 г.

И, наконец, в 1928 г. в Гаване была подписана конвенция, по всем ключевым позициям соответствующая Бернской конвенции (в редакции Римского акта 1928г.).

В этой связи на повестку дня встал вопрос о выработке единой Всемирной конвенции по охране авторских прав. Сначала соответствующий проект разрабатывался в рамках Лиги Наций, но к единому решению до начала Второй мировой войны прийти не удалось.

А потому до середины XX века Бернская конвенция оставалась самым многосторонним международным соглашением в области авторского права. И только 6 сентября 1952 г. в Женеве была подписана Всемирная конвенция ООН об авторском праве.

Однако эта конвенция была продуктом больших компромиссов, поэтому обеспечивала более слабую защиту авторских прав, чем Бернская конвенция. В результате Бернская конвенция стала как бы верхней планкой для всех стран, а Всемирная конвенция – разумным минимумом авторских прав.

Обе конвенции были тесно увязаны между собой. Так, действующая статья 17 Всемирной конвенции предусматривает, что страны, вышедшие из Бернского союза, лишаются и защиты, предоставляемой Всемирной конвенцией. Кроме того, нормы Всемирной конвенции не подлежат применению в Бернском союзе, если они ослабляют защиту авторских прав согласно Бернской конвенции.

Полное сближение обеих конвенции произошло в 70-е годы, когда тексты Бернского и Всемирного договора были пересмотрены в Париже с целью устранения всех принципиальных разночтений.

Именно с этой правовой унификации началось массовое присоединение стран к Бернской конвенции, все еще предоставляющей более высокий уровень охраны авторских прав.

Среди новейших международных договоров, испытавших на себе влияние Бернской конвенцией, хотелось бы отметить:

- Женевский договор Всемирной  организации интеллектуальной собственности  по авторскому праву от 20 декабря 1996 г., вступивший в силу 6 марта 2002 года;

- Постановление Межпарламентской  Ассамблеи государств участников  СНГ от 18 ноября 2005 г. № 26-13 «О новой  редакции модельного Закона «Об  авторском праве и смежных  правах»».

 

Соотношение конвенции и национальных законодательств.

 

В соответствии со статьей 36 Конвенции страны Бернского союза обязываются реализовывать («ассимилировать») положения Конвенции в своем внутреннем законодательстве. Кроме того, авторские отношения, не урегулированные данной Конвенцией и другими международными договорами, должны регулироваться законодательством по месту истребования охраны авторских прав.

Для того чтобы члены Бернского союза могли самостоятельно учитывать свои национальные особенности, Конвенция предоставляет им возможность изменять некоторые конвенционные правила по своему усмотрению. В частности в различных статьях Конвенции содержатся следующие правомочия членов Союза:

- не охранять авторским  правом то, что не закреплено  в материальной форме, а также  политические и судебные речи21, плюс произведения, выпущенные анонимно, через 50 лет после смерти автора;

- приравнивать к литературным  произведениям официальные тексты  госорганов;

- устанавливать срок охраны  фотографий и прикладного искусства (но не менее 25 лет после создания);

- в отдельных случаях  определять степень и порядок  применения или неприменения  авторского права к тем или  иным охраняемым объектам;

- устанавливать наказания  для лиц, посягнувших на авторское  право, в том числе порядок  ареста контрафактной (незаконно  выпущенной) продукции;

- в отместку за ограничение охраны авторских прав своих граждан в другой стране точно так же ограничить граждан этой страны на своей территории.

Однако, предоставляя странам возможность действовать самостоятельно, Конвенция допускает только расширение и усиление охраны авторских прав, в том числе увеличение сроков охраны. А любые ограничения авторских прав согласно Конвенции не должны влечь за собой игнорирование авторства или оставлять автора без справедливого вознаграждения.

В то же время Конвенция не препятствует правительствам «разрешать, контролировать и запрещать распространение, исполнение или показ любого произведения».

Специалисты в области международного права единодушно признают огромное благотворное влияние Конвенции на национальные законодательства всех стран мира, даже тех, которые в свое время не состояли в Бернском союзе. Это в первую очередь касается Российской империи и Советского Союза, в составе и по законодательству которых долгое время жила Беларусь.

Так, в марте 1911 года был издан новый закон Российской империи об авторском праве, составленный с учетом лучших западноевропейских образцов и довольно полно учитывающий требования действовавшей на тот момент редакции Бернской конвенции.

Точно так же Советский Союз в 70-е годы ХХ века привел внутреннее авторское право в почти полное соответствие с нынешней редакций Бернской конвенции. И даже заявлял о своей готовности стать членом Бернского союза, предварительно присоединившись к Женевской Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания.

1. Berne Notification No. 162 Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works  (англ.). WIPO. Проверено 5 августа 2010. - официальный сайт ВОИС (WIPO).

2. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их (фонограмм)» // Собрание законодательства РФ, 14.11.1994, № 29, ст. 3046/

3. Statistics > Berne Convention of September 9, 1886  (англ.). WIPO. Проверено 6 января 2010.

4. Закон РФ об авторском праве и смежных правах, статья 4 (утратил силу)

5. ГК РФ, статья 1257

6. ГК РСФСР, статьи 484-485

7. US Code. Title 17. Chapter 201. Section (b)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  • Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учеб. / под.ред. И.А.Близнеца — М.: Проспект, 2009. — С. 245-312. — 416 с. — ISBN 978-5-392-00743-1.
  • Липцик Д. Авторское право и смежные права = Droit d'auteur et droit voisins — Пер. с фр.; Предисл. М.А. Федотова. — М.: Ладомир; Изд-во ЮНЕСКО, 2002. — С. 526-643. — 788 с. — 2000 экз. — ISBN 5-86218-395-7 UNESCO 92-3-202837-9.
  • Минков А.М. Международная охрана интеллектуальной собственности — СПб: Питер, 2001. — С. 123-132. — 720 с. — ("Закон и практика"). — 4000 экз. — ISBN 5-318-00213-7.
  • Электронная база "КонсультантПлюс".
  • Сайт http://plas.by  Рубрика "Право".

 

 


Информация о работе Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений