Веймарская Конституция 1919г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:19, реферат

Краткое описание

Веймарская конституция – документ, обладающий историко-правовой значимостью не только для Германии, но и для Европы в целом. Созданная в трудных социально-политических и экономических условиях жизни германского государства после 1918 года, она, вместе с тем, отражала правовые реалии не только Германии. Проблемы демократизации оказались весьма актуальными для всех стран послевоенной Европы. Веймарская конституция стала одной из первых и самых удачных попыток решения проблем демократии конституционным путем.
Конституция определяла главенство народного представительства, рейхстага, среди верховных органов государственной власти.

Содержание

Предпосылки возникновения Веймарской конституции………...……3
Разработка и создание Веймарской конституции……………...………4
Государственный строй Германии по Веймарской конституции…….6
Права и свободы граждан по Веймарской конституции………………9
Заключение……………………………………………………………...11
Список используемых источников…………………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

Веймарская Конституция 1919.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Предпосылки возникновения Веймарской конституции………...……3

Разработка и создание Веймарской конституции……………...………4

Государственный строй Германии по Веймарской конституции…….6

Права и свободы граждан по Веймарской конституции………………9

Заключение……………………………………………………………...11

Список используемых источников…………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпосылки возникновения Веймарской конституции

История возникновения Веймарской конституции связана с германскими событиями 20-х годов.

«Гражданский мир», провозглашенный в августе 1914 г., мог сохраняться до тех пор, пока существовала вера в скорую победу. Но надежды улетучивались в той мере, в какой положение масс ухудшалось. Наибольшее недовольство, несмотря на относительно высокую заработную плату, проявляли рабочие военных заводов. Большинство из них прежде было занято в других отраслях промышленности, поэтому дисциплинирующее воздействие профсоюзов и партии социал-демократов сказывалось на этих рабочих гораздо слабее, чем на тех, кто продолжал трудиться на своих прежних предприятиях.

Недовольство охватило и средние слои, отказавшиеся проявлять лояльность к авторитарному режиму Германии. В ходе войны все большее число служащих и чиновников, приблизившись по своему положению к пролетариату, начали чувствовать общность материальных интересов всех трудящихся. В глазах большинства немцев старый режим настолько утратил популярность, что его больше не стоило защищать. Все чаще звучало требование отречения кайзера. Кроме того, заключить мир казалось невозможным без обуздания прусского милитаризма, по мнению многих, виновного в затягивании бессмысленной войны.

Октябрьские преобразования 1918 года, провозгласившие систему парламентарной монархии, дали массам то, чего они требовали. Но простые рабочие и солдаты пока что не почувствовали никаких перемен. Действительно, проведенная 28 октября 1918 года конституционная реформа в основном осталась декларативной. Президент США В. Вильсон настаивал на отречении кайзера и заявлял о готовности вести переговоры только с правительством, назначенным парламентом. Революция фактически началась 28 октября с мятежа матросов в Киле, отказавшихся выполнить приказ о самоубийственном выходе в море для решающего сражения с британским флотом, и быстро распространилась по всей стране. Она не была делом рук леворадикальных агитаторов, но имела объективные причины.

Стремление к заключению мира дополнялось стремлением к желанной демократизации страны. Конкретно это выражалось в требовании созыва Национального собрания, которое могло бы заключить мир на более приемлемых условиях. Но средние слои и значительная часть рабочих не требовали большего, чем установление мира и буржуазной демократии.

Версальский мирный договор был подписан 28 июня 1919 в Версале (Франция) США, Британской империей, Францией, Италией и Японией, а также Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Экуадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Сербо-Хорвато-Словенским государством, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, с одной стороны, и капитулировавшей Германией — с другой. На Германию была возложена вся ответственность за ущерб, нанесенный в ходе боевых действий. Помимо этого, германские земли были разделены в пользу государств-победителей. Также Германия лишалась всех своих колоний и соглашалась на выплаты репараций в качестве возмещения убытков отдельным государствам.

К середине 1919 года в стране сложилась сложная политическая ситуация. Шедшая на убыль революционная волна периодически вспыхивала в разных местах, грозя слиться в единый поток. Тяжелы были для Германии и последствия Версальского мирного договора, которые неизбежно вели к обнищанию и эксплуатации трудящихся. В среде господствующих классов обострилось соперничество партий и групп за влияние и власть.

 

 

 

 

 

 

 

Разработка и создание Веймарской конституции

В условиях, названных в предыдущей части, подготовка к созданию новой конституции, вошедшей в историю под названием Веймарской, фактически началась еще до открытия работы Национального собрания. 15 ноября 1918 года правительство Эберта поручило разработку конституционного проекта известному представителю правого крыла буржуазного либерализма профессору права Гуго Прейсу – одному из основателей демократической партии, выражавшей интересы мелкой и средней буржуазии, чиновников, интеллигенции, хотя и апеллировавшей ко всем слоям населения.

В первоначальном проекте конституции профессор государственного права, член Немецкой Демократической Партии (НДП) и убежденный демократ Г. Прейс, исходя из незыблемости капиталистического строя, вместе с тем предусматривал упрочение парламентской системы и реорганизацию территориального устройства страны. Проект предполагал упразднение автономии германских земель – бывших членов Германской империи и вводил деление территории страны на 14 штатов.

Спустя месяц после выборов в январе 1919 года первый демократически избранный немецкий парламент открыл свои заседания в Веймаре. Первым президентом республики был избран Ф. Эберт. Он поручил Ф. Шейдеману сформировать легитимное правительство, в которое вошли 6 министров от Социал-демократической партии Германии и 6 от НДП и партии «Центр».

Одной из важнейших задач парламента и правительства являлась принятие Конституции. После полугодового обсуждения в различных инстанциях Национальное Собрание 31 июля 1919 года утвердило Конституцию. Против принятия ее голосовали националисты, «независимцы», а также представители Немецкой народной партии (ННП). Для одних она была слишком левой, для других — чересчур правой. После подписания ее президентом 14 августа 1919 года Конституция Веймарской республики вступила в силу. Она определила жизнь Германии на ближайшие десять лет.

Государственный строй Германии по Веймарской конституции

Конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику с президентом во главе. Названием республики оставалось «Германская империя». Высшим представительским и законодательным органом Германии конституция объявила двухпалатный парламент. Нижней палатой считался рейхстаг. Он избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест.

Главной функцией рейхстага объявлялась законодательная деятельность. Статья 68 устанавливала, что «имперские законы издаются рейхстагом». 1 Для принятия закона было достаточно простого большинства, а для закона, изменявшего конституцию, требовалось квалифицированное большинство (2/3 голосов при участии в голосовании не менее двух третей депутатов). Однако власть рейхстага была существенно урезана другими высшими органами власти - прежде всего рейхсратом - верхней палатой - наследником бундесрата и преемником Комитета государств. Это был бюрократический орган, состоявший из членов правительств земель. Рейхсрат имел право «отсрочивающего вето» мог опротестовать законы, принятые рейхстагом, которые в этом случае поступали на вторичное рассмотрение и нуждались в квалифицированном большинстве. При несогласии палат, решение вопроса принадлежало президенту республики. Он либо присоединялся к рейхсрату (и этим спор разрешался), либо поручал это решение народному референдуму.

Влияние рейхстага на исполнительную власть, формально ему подотчетную, тоже было ограничено. Правда, согласно конституции, имперское правительство, состоящее из рейхсканцлера и министров, назначаемых и увольняемых президентом, нуждалось для своей деятельности в вотуме доверия со стороны большинства членов рейхстага. При внесении в рейхстаг законопроектов правительство обязано было предварительно согласовывать их с рейхсратом.

«Президент империи избирается всем немецким народом. Избран может быть каждый немец, которому исполнилось 35 лет».2 Президент избирался на 7 лет с неограниченным правом переизбрания. В его обязанности входило представительство империи в международно-правовых отношениях, назначение правительства и министров, принятие их отставки. Преимущественное положение президента по отношению к рейхстагу заключалось прежде всего в праве президента распустить рейхстаг и назначить новые выборы.

Одним из важнейших источников силы президента было то, что он считался главой всей чиновничьей иерархии, имел право назначения и увольнения имперских чиновников и судей (ст.46). Другим источником его силы была армия, тоже подчиненная президенту, как верховному командующему всеми вооруженными силами республики (ст.47). Президент назначал также офицеров (ст.46).

Но главные права президента были заключены в статье 48 конституции. Первая часть ее давала президенту право «союзной экзекуции», а вторая распространяла это право также и на действия против «внутренних врагов» буржуазного государства. Второй абзац ст.48 гласил: «Президент империи может, если в Германской империи общественная безопасность и порядок серьезно нарушены или подвергаются опасности, принять меры, необходимые для восстановлении общественной безопасности и порядка, а в случае необходимости – вмешаться с помощью вооруженной силы. Для этой цели он может временно, полностью или частично, отменять основные права, установленные статьями 114, 115, 117,118, 123, 124, 153».

Таким образом, президент мог одним росчерком пера отменить основные права граждан, гарантировавшиеся конституцией: свободу слова, печати, собраний и союзов, неприкосновенность личности, жилища, собственности и тайну переписки.

Создавая и рекламируя представление о том, будто Веймарская республика является образцом «правового государства» ее создатели ссылались обычно на «независимость» судебной власти. В действительности это была такая же фикция, как и утверждение о «народовластии». Конституция декларировала, что «судьи независимы и подчиняются только закону (ст.102)3. Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом.

Для Веймарской республики было характерно всеобщее избирательное право, которое распространялось на выборы президента, ландтагов земель (на которые возрастной ценз не устанавливался); местные органы (для которых допускается ценз оседлости, не превышающий 1 год). Это право устанавливалось ст.22 Конституции, в которой говорилось, что депутаты избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах пропорционального представительства мужчинами и женщинами, достигшими 20-летнего возраста. Конституция установила и пропорциональную систему представительства (Германия был поделена на тридцать пять избирательных округов).  Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за какой-нибудь список. Однако депутаты не были ответственны перед избирателями, а подчинялись только своей совести и не были связаны мандатами (ст.21). Из всего вышесказанного видно, что Германия не стала подлинно единым (унитарным) государством. Это подтверждает и заглавие первого раздела Веймарской конституции, который назывался «Империя и земли».

 

Права и свободы граждан по Веймарской конституции

Веймарская конституция широко регламентировала права и свободы граждан. Из двух частей конституции вторая полностью посвящена правам граждан Германии и их свободам. Например, первый отдел описывал права личности, в частности, гарантировались неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, прямое, равное, тайное избирательное право, свобода слова, печати, отмена цензуры, право немцев образовывать свои союзы и товарищества, «не противные уголовным законам». Конституция провозгласила неприкосновенность частной собственности.

Конституция давала возможность каждому немцу почувствовать себя полноценным гражданином государства вне зависимости от его социального статуса и происхождения. В период Веймарской республики по конституции не один иностранец и ни один человек, не являющийся немцем не был притесняем. Каждый немец имел право по собственному желанию эмигрировать, но эмиграция могла быть ограничена имперскими законами, в случае совершения какого-либо противоречащего законам поступка. По конституции человек, которого обвиняли в преступлении имел право находиться на свободе пока его виновность не будет доказана (Ст.116).

На протяжении всего развития демократической формы правления, ее основой считалось право на свободу мыслей, вероисповедания, печати. Не допускалась цензура, исключение существовало только для кинематографии.

Вторым и важным вопросом, который регламентировала конституция, была сфера общественной жизни. Общественная жизнь по конституции включала в себя семейное право, избирательное и частично гражданское. Можно сказать, что эта часть конституции в большей степени уделяла внимание регулированию отношений между обществом и государством. Также именно в этой части хорошо прослеживается попытка бюрократизации общества. В дальнейшем это обеспечило стремительное разрастание и укрепление бюрократического аппарата.

Одним из актуальных вопросов, которые регламентировала Конституция, касалась религии и религиозных обществ. Для страны, в которой религия была значимой сферой общественной жизни, этот вопрос был актуальным. Отныне «государственной церкви не было». Все граждане были свободны в выборе религиозных убеждений. Государство не вмешивалось в дела религиозных обществ, а также поощряло их деятельность.

Отдел четвертый второй части называется «Просвещение и школа». Вся система образования находится под охраной государства. Учителя в школах имели права и обязанности государственных чиновников. Достаточное развитие получила социальная поддержка детей из малообеспеченных семей. Большое внимание уделяется религиозному воспитанию в школах. Здесь государство четко выделяет границы религиозного воспитания и обучения «Преподавание религии входит в программу школ, за исключением школ в неисповедных (светских). Оно ведётся в рамках школьного законодательства и в согласии с основными принципами данного религиозного общества, без ущерба для прав государства на надзор за школами.

Информация о работе Веймарская Конституция 1919г.