Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:10, контрольная работа
Цель работы – рассмотрение сущности и видов автономий в практике зарубежных государств.
Задачи работы:
1. Рассмотреть территориальную организацию государства.
2. Рассмотреть понятие и виды автономий в зарубежных государствах.
3. Рассмотреть опыт зарубежных государств для совершенствования территориального устройства России.
Введение……………………………………………………………………3
1. Территориальная организация государства………………………….4
2. Автономия: понятие, виды, специфика………………………………..7
2.1. Автономии в практике территориальной организации
зарубежных государств……………………………………………………7
2.2. Использование зарубежного опыта для России……………………15
Заключение……………………………………………………………….18
Библиографический список…………
Как уже отмечалось, автономные образования могут создаваться и в субъектах федеративных государств. Они имеются в Индии, например в штате Ассам. Губернаторы штатов Индии, где есть автономные округа некоторых этнических групп, вправе делать изъятия из законов в пользу местных обычаев по вопросам рыбной ловли, лесопользования, сельского хозяйства и др. Автономный край Косово имеется в Сербии — субъекте югославской федерации.
Административная автономия существует в меньшем числе стран, чем политическая. В Никарагуа есть два округа на Атлантическом побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии — два округа, где проживают гагаузы, в Индии автономия создается для некоторых мелких народностей в отдельных штатах. Больше всего автономных образований в Китае (более сотни). В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупными автономными образованиями (в том числе крупнейший из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).[7]
Наряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп. В этом случае национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются преимущественно вопросами языка и культуры, иногда посылают представителя данной этнической группы в парламент (с правом совещательного голоса), имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп, в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов. Саамы создают свои выборные советы, которые часто называют саамскими парламентами. Есть и межгосударственный совет саамов, он не столько занимается вопросами языка и культуры, сколько регулирует оленеводство (определяет районы и периодичность выпасов и т.д.).[8]
В некоторых странах существуют своеобразные полуавтономные образования. К их числу относятся так называемые исторические единицы Великобритании — Шотландия и Уэльс. В главных городах этих единиц страны есть свои ведомства, в правительство Великобритании входят министры по делам Шотландии и Уэльса (а также Северной Ирландии, которая является автономией), но предложение об автономии Шотландии и Уэльса было отвергнуто на референдуме их избирателями. В отдельных странах Африки есть межгосударственная “кочевая автономия” для туарегов — кочевых племен, определены границы их сезонных миграций, охватывающих разные государства.
В целом необходимо отметить возрастание числа разных форм автономии, ее разнообразие, увеличивается численность автономных образований в мире. Вместе с тем есть и конституционные запреты создавать автономные образования. Конституция Болгарии 1991 г. запрещает создавать территориальную автономию в стране исходя из того, что ей достаточно местного самоуправления.
2.2. Использование зарубежного опыта для России
Понимание автономии, принятое до сих пор в юридической литературе, не отражает в полной мере ее содержание. Для целостного и объективного описания и научного объяснения автономии целесообразно использовать комплексный подход, который диалектически объединяет различные аспекты автономии и позволяет рассматривать ее в нескольких проявлениях:
как идею,
как способ существования публичной власти,
как правоотношение,
как автономию общностей (национально- территориальных образований и культурно-языковых организаций).
Комплексный подход позволяет внести коррективы в традиционное для конституционного права определение понятия национально- территориальной автономии и рассматривать ее как форму самоуправления этнически, культурно либо этнически и конфессионально единого населения, компактно проживающего на определенной территории государства, предполагающую право самостоятельного осуществления этим населением публичной власти в рамках, предоставленных ему конституцией (законодательством) данного государства.[9]
Автономия является эффективным способом решения проблем, связанных с сохранением единства государства при сохранении определенной самостоятельности его частей. Образование автономных сообществ направлено на децентрализацию (т.е. устранение чрезмерной централизации) территориального управления и решение этно-культурных проблем. Одновременно автономия решает важнейшую задачу сохранения территориальной целостности государства.
Экстратерриториальная (культурная) и территориальная автономии строятся по разным принципам и преследуют различные, хотя и схожие, цели. При этом оба рассмотренных вида автономии следует рассматривать в качестве обеспечения гарантии права национальностей на самоопределение.
Экстратерриториальная автономия (в частности, национально- культурная), не имея политического и территориального характера, обладая организационно-правовой формой общественного объединения и неся исключительно административно и гражданско-правовую ответственность, не может быть отнесена к публично- правовым образованиям на основании действующего законодательства. Культурная автономия не может быть использована в качестве способа решения задач публично-правового характера, подменяя форму территориальной автономии.[10]
Применительно к России в целях совершенствования института автономии необходимо в первую очередь исходить из следующих принципиальных положений:
автономия является одной из наиболее эффективных конституционно-правовых гарантий прав народов в многонациональном государстве;
выделение территориальной автономии должно быть основано на её этнической, культурной и конфессиональной составляющих, а также на компактном проживании национальной общности;
территориальная (административная и политическая) автономия должна иметь публично-правовую природу, в отличие от культурной, и преследовать цель, которую культурная автономия не в состоянии решать, то есть реализовывать право на самоопределение и самоуправление национальности, компактно проживающей в определенной местности;
самоопределение национальности в форме автономии не может и не должно предполагать необходимость её территориального обособления вплоть до отделения. Право на самоопределение должно осуществляться в границах территории государства, что предполагает исключение всякой возможности предоставления т.н. «неограниченной автономии»;
суверенитет государства не подлежит разделу между ним и составляющими его территориальными единицами. Государство вправе наделять определенной компетенцией территориальные единицы, но разделение компетенции между государством и автономиями (субъектами) должно сопровождаться лишь разграничением предметов ведения и компетенции между центром и его составными частями, но не разделением суверенитета;
территориальные автономные образования обладают равным правовым статусом с иными видами субъектов.
Заключение
Автономия - особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом) предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства в целом, в состав которого входит данная самоуправляющая единица.
Точное значение этого понятия - самоуправление. Само понятие ассоциируется с идеей суверенитета и независимости.
В традиционной международной теории все государства считаются автономными, т.е. неподчиненными какой-либо внешней власти. В настоящее время эта концепция носит более относительный характер.
Сейчас автономия рассматривается не как абсолютная, а как относительная степень независимости, так как государства стали до определенной степени взаимозависимыми.
Понятие автономии больше не заменяет понятие суверенитета. Идея суверенитета распространяется только на государства, идея автономии распространяется на территорию, которая не находится под полным контролем какого-либо государства.
[1] Конституционное государственное право зарубежных стран // http://www.bibliotekar.ru/
[2] Ульяшев, П.В. Автономия как конституционно-правовая гарантия прав народов в многонациональном государстве: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук // http://www.rad.pfu.edu.ru:
[3] Конституционное государственное право зарубежных стран // http://www.bibliotekar.ru/
[4] Ульяшев, П.В. Автономия как конституционно-правовая гарантия прав народов в многонациональном государстве: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук // http://www.rad.pfu.edu.ru:
[5] Конституционное государственное право зарубежных стран // http://www.bibliotekar.ru/
[6] Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива - доктор юридических наук, профессор С. А. Авакьян - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 688 с.
[7] Ульяшев, П.В. Автономия как конституционно-правовая гарантия прав народов в многонациональном государстве: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук // http://www.rad.pfu.edu.ru:
[8] Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива - доктор юридических наук, профессор С. А. Авакьян - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 688 с.
[9] Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива - доктор юридических наук, профессор С. А. Авакьян - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 688 с.
[10] Конституционное государственное право зарубежных стран // http://www.bibliotekar.ru/