Виды и формы международной ответственности государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:55, реферат

Краткое описание

В настоящей момент в доктрине международного права остается актуальным вопрос относительно видов и форм международно-правовой ответственности. Существует прямая зависимость видов и форм международно-правовой ответственности от степени социальной опасности правонарушения и характера причиненного ущерба. Однако следует отметить, что в доктрине международного права эта классификация является не единственной. В данном реферате, мы рассмотрим классификацию по Ф.И. Кожевникову, он в своих работах выделяет такие виды международно-правовой ответственности, как политическая и моральная.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….
3
1 Понятие международно-правовой ответственности……………........
4
2 Международно-правовая ответственность субъектов за действия своих органов и должностных лиц……………………….................
6
3 Ответственность государства в связи с деянием другого государства
8
4 Виды и формы международно-правовой ответственности государств…………………………………………………………………..
10
5 Обстоятельства, исключающие ответственность государств……….
18
Заключение………………………………………………………………………………………………………
22
Библиографический список……………………………………………………………………………
23

Вложенные файлы: 1 файл

МПП.docx

— 48.05 Кб (Скачать файл)

2. В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются правомерными с точки зрения международного права мерами в отношении государства-правонарушителя, или, иными словами, когда имеется вина самой потерпевшей стороны. Такие меры могут быть применены также по поручению или уполномочию компетентной международной организации (например, ООН, соответствующей региональной организацией).

3. Если деятельность государства  была вызвана непреодолимой силой или не поддающимися контролю непредвиденными внешними событиями. Причем предполагается, что оба указанных события не позволили государству действовать в соответствии с ранее принятыми на себя обязательствами или понять, что его проведение не соответствует этому обязательству. В частности, речь может идти о ситуациях, вызванных явлениями природы (наводнение, землетрясение, эпидемия и т. п.) или деятельностью людей, и обозначаются они терминами ≪форсмажор≫ или ≪непредвиденный≫, ≪непреодолимый≫ случай. Форсмажор как основание для освобождения государства от ответственности предусмотрен, например, в ст. 41 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., ст. 18 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Однако государства не освобождаются от ответственности, если форсмажорная ситуация обусловлена —либо целиком, либо в сочетании с другими факторами —поведением ссылающегося на нее государства тили государство приняло на себя риск возникновения такой ситуации.

4. Если субъект поведения, представляющий данное государство, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти свою жизнь или жизни вверенных ему людей. На практике случаи бедствия были в основном связаны с воздушными или морскими судами, которые оказывались на территории государства из-за плохих погодных условий, технической неисправности или выхода из строя навигационного обору- дования. Например, капитан судна, терпящего бедствие, пытается укрыться от шторма в иностранном порту, не имея на то разрешения, или пилот летательного аппарата совершает без разрешения вынужденную посадку на иностранной территории, с тем чтобы избежать неминуемой катастрофы и спасти пассажиров, или, наконец, капитан судна отказывается от спасения человека в воде, поскольку это может быть связано с реальной гибелью собственного судна и вверенных ему пассажиров. Во всех этих случаях формально имеет место нарушение границ другого государства и обязанности оказывать помощь в море всем терпящим бедствие, однако эти действия произошли в силу исключительных обстоятельств.

Бедствие как обстоятельство, исключающее ответственность государства, предусмотрено, например, в ст. 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., приложении 1 Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов 1973/78 гг., ст. V Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материа- лов 1972 г.

Государство несет ответственность, если оно само содействовало возникновению ситуации крайнего бедствия или если поведение, о котором идет речь, могло вызвать более тяжкое бедствие. Например, подводная лодка с ядерной силовой установкой, потерпевшая серьезную аварию, может вызвать ядерный взрыв в порту, в котором она пытается укрыться и произвести необходимый ремонт. В этом случае будет поставлена под угрозу жизнь гораздо большего числа людей, и государство, чей флаг несет подводная лодка, не может освобождаться от ответственности.

5. Если государство было  вынуждено нарушить принятые  на себя обязательства при наличии крайней необходимости. Однако ссылка на крайнюю необходимость правомерна лишь при наличии ряда одновременно действующих условий, в частности абсолютно исключительного характера ситуации, на которое ссылается государство; неизбежности характера опасности, угрожающей жизненно важным интересам государства и его населения; невозможности устранить такую опасность другими средствами; непременно временный характер действия, ограниченный рамками периода опасности.

Государство не может ссылаться на состояние крайней необходимости еще, по крайней мере, в следующих двух случаях:

- если международное обязательство, которому не соответствует деяние этого государства, установлено договором, в котором прямо или косвенно исключается возможность ссылки на состояние крайней необходимости в отношении этого обязательства;

—если государство, о котором идет речь, само способствовало возникновению состояния крайней необходимости, которое и не позволило выполнить свои международные обязательства.

6. Если государство, наносящее  ущерб другому государству вопреки действующим нормам международного права, действует в целях само- обороны от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, совершаемой этим другим государством.

7. Противоправность деяния  государства, не соответствующего международно-правовому обязательству этого государства в отношении другого государства, если и исключается, то в той мере, в какой это деяние является контрмерой. Судебные решения, практика государств и доктрина подтверждают тезис о том, что контрмеры, отвечающие определенным существенным и процессуальным условиям, могут быть правомерными.

Заключение

 

Международно-правовая ответственность направлена на неукоснительное соблюдение государствами договорных и обычных норм международного общения, на укрепление международного мира и безопасности.

Стоит отметить, что ответственность государств, как субъектов международно-правовых отношений имеет ряд существенных особенностей по сравнению с ответственностью субъектов внутригосударственных отношений. Основными отличительными чертами, как отмечалось выше, является наличие суверенитета и отсутствие надгосударственного аппарата.

Международно-правовая ответственность государств:

1) это реализация юридических последствий, в рамках международных правоотношений, наступивших в результате международного правонарушения;

2) обязательство государства правонарушителя по восстановлению международного правопорядка и несению определенные ограничений, связанных прямо или косвенно с государственным принуждением;

3) право потерпевшего государства, других государств применить эти ограничения с целью обеспечения соблюдения норм международного права.

Необходимо иметь представление о видах и формах ответственности. Вид ответственности – понятие, определяющее общее содержание данных последствий международного правонарушения из его ответственности, и тем самым несет соответствующие наказание. Формы ответственности представляют собой конкретные способы, с помощью которых это государство выполняет обязанности, вытекающие из его ответственности, и тем самым несет соответствующие наказание. Политическая ответственность государства осуществляется в форме сатисфакции, санкции и репрессалии. Материальная ответственность – репарации, реституции и субституции.

 

Библиографический список

 

Нормативно-правовая литература:

 

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 года.

2. Устав Организации Объединенных  Наций от 26 июля 1945 года // Международное  право в документах. М.,1982. 228 с.

3. Женевские конвенции от 12.08.49 года и Дополнительные протоколы к ним. 3-е изд., испр. М., 2003. 259 с.

4.Организация Объединённых Наций Конвенция по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 года) 216 с.

 

Учебные пособия:

 

1. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. – М.: Международное право, 1990. 220с.

2. Бирюков П.Н. Международное  право: учебник/П.Н. Бирюков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 793 с.

3. Международное право: Учебное пособие для ВУЗов/отв.ред. Г.М. Мелков. М.: 2011- 397 с.

4. Международное право. Особенная часть: учеб. Для студентов юрид. фак. И вузов/И.И. Лукашук; Рс. Акад. Наук, Ин-т государства и права, Академ. Правовой ун-т. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2008. –416 с.

5. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А. Лепешкова, Л.В. Павловой. / Минск: Амалфея, 2010. – 496 с.

6. Шумилов М.В. Международное право: учеб. – М.: ТК Велби, 2007. 488 с.

 

 


Информация о работе Виды и формы международной ответственности государств