Всемирная торговая организация (ВТО): возникновения и основные направления деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:52, реферат
Краткое описание
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда.
Содержание
Введение Глава 1. Возникновение ВТО 1.1 Уругвайский раунд и его итоги 1.2 Образование ВТО 1.3 Цели и принципы ВТО Глава 2. Основные направления деятельности ВТО 2.1 Обзор национальной торговой политики 2.2 Принятие многосторонних торговых соглашений 2.3 Разрешение спорных вопросов Заключение Список литературы
В статье I содержатся несколько исключений,
которые касаются, в частности, таможенных
союзов и зон свободной торговли. Однако
режим наибольшего благоприятствования
в целом обеспечивает развивающимся и
другим странам с недостаточно развитой
экономикой возможность свободно пользоваться
благами, которые дают наилучшие условия
торговли, независимо от того, где и когда
такие условия были согласованы. Вторая
форма недискриминационных мер, которая
известна как "национальный режим",
подразумевает, что при появлении на рынке
импортных товаров по отношению к ним
должен применяться режим, который не
будет менее благоприятным, чем тот, который
действует в отношении товаров, производимых
на месте.
Так гласит статья III ГАТТ. Помимо пересмотренного
варианта ГАТТ, известного как "ГАТТ
1994 года", ряд важных положений, касающихся
"режима наибольшего благоприятствования"
и национального режима, содержится и
в других соглашениях ВТО. Так, Соглашение
по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС) содержит с некоторыми
исключениями требования, касающиеся
предоставления режима наибольшего благоприятствования
и национального режима и обеспечения
охраны интеллектуальной собственности
членами ВТО. Генеральное соглашение по
торговле услугами (ГАТС) обязывает участников
соглашения предоставлять режим наибольшего
благоприятствования в отношении услуг
и поставщиков услуг других участников.
Однако это же соглашение допускает определенные
исключения из этого обязательства. Речь
идет о конкретных ситуациях, при наличии
которых члены ВТО не могут предоставить
такой режим изначально. В тех случаях,
когда применяются такие исключения, они
подлежат пересмотру через пять лет, а
срок их действия не должен продолжаться
более десяти лет.
С другой стороны, национальный режим
является обязательством по ГАТС только
в том случае, если участники соглашения
обязуются предоставлять такой режим
в отношении конкретных услуг или деятельности,
связанной с их оказанием. Это означает,
что предоставление национального режима
зачастую является результатом переговоров
между участниками. Другие соглашения
ВТО, которые содержат недискриминационные
положения, включают в себя документы
по правилам происхождения товаров; предотгрузочной
инспекции; инвестиционным мерам, связанным
с торговлей; и применению мер санитарного
и фитосанитарного контроля. Предсказуемый
и расширяющийся доступ к рынкам. Многосторонняя
торговая система представляет собой
попытку со стороны правительств создать
для инвесторов, работодателей, работников
и потребителей такую среду хозяйственной
деятельности, которая поощряла бы торговлю,
инвестиции и создание рабочих мест, а
также способствовала существованию на
рынке возможности выбора и низких цен.
Такая среда должна быть стабильной и
предсказуемой, в частности для увеличения
инвестиций и процветания.
Наличие надежного и предсказуемого
доступа к рынкам в большой степени определяется
применением тарифов или таможенных пошлин.
Если квотирование торговли, как правило,
запрещается, то тарифы считаются законным
средством по правилам ВТО и достаточно
широко используются правительствами
для защиты внутренних производителей
и увеличения бюджетных доходов. Тем не
менее, и использование тарифов регулируется
правилами: например, тарифы не должны
носить дискриминационный характер по
отношению к разным источникам импорта
и в основном являются "связанными".
Связанность тарифов означает, что установление
какого-либо уровня тарифа в отношении
конкретного изделия рассматривается
как обязательство, которое берет на себя
член ВТО. В этом случае что уровень тарифа
нельзя повысить в одностороннем порядке
без проведения компенсационных переговоров
с основными торговыми партнерами (ст.18
ГАТТ 1994 года). Например, расширение таможенного
союза может привести в повышению тарифов
в некоторых областях, по которым потребуется
проведение компенсационных переговоров.
Вслед за созданием ГАТТ в 1948 г. средние
уровни тарифов постепенно, но уверенно
снижались в ходе семи раундов торговых
переговоров Уругвайский раунд также
внес свой вклад в этот успех, так как в
процессе этого раунда переговоров была
достигнута договоренность о существенном
снижении тарифов. В некоторых случаях
они вообще были отменены, при этом общий
уровень связанных тарифов значительно
возрос. Обязательства об обеспечении
доступа к рынкам через снижение тарифов,
которые в ходе Уругвайского раунда взяли
на себя свыше 120 стран, зафиксированы
в национальных тарифных списках общим
объемом около 22500 страниц.
Соглашение об учреждении Всемирной
торговой организации предусматривает
создание постоянно действующего форума
государств-членов для урегулирования
проблем, оказывающих влияние на их многосторонние
торговые отношения, а также для осуществления
контроля для реализацией соглашений
и договоренностей Уругвайского раунда.
ВТО функционирует во многом также, как
и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль
за более широким спектром торговых соглашений
и имеет гораздо большие полномочия в
связи с усовершенствованием ряда процедур
принятия решений. Главной задачей ВТО
является либерализация мировой торговли
путем ее регулирования преимущественно
тарифными методами при последовательном
сокращении уровня импортных пошлин, а
также устранении различных нетарифных
барьеров, количественных ограничений
и других препятствий в международном
обмене товарами и услугами.
Основополагающими принципами и правилами
ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима
наибольшего благоприятствования в торговле
на недискриминационной основе; взаимное
предоставление национального режима
товарам и услугам иностранного происхождения;
регулирование торговли преимущественно
тарифными методами; отказ от использования
количественных ограничений; транспарентность
торговой политики; разрешение торговых
споров путем консультаций и переговоров.
Все страны-члены ВТО принимают обязательство
по выполнению порядка двадцати основных
соглашений и юридических инструментов,
объединенных термином "многосторонние
торговые соглашения" (МТС). Таким образом,
ВТО представляет собой своеобразный
многосторонний контракт (пакет соглашений),
нормами и правилами которого регулируется
свыше 90% всей мировой торговли товарами
и услугами.
Пакет соглашений Уругвайского раунда
объединяет примерно 50 многосторонних
соглашений и других правовых документов,
основными из которых являются Соглашение
об учреждении ВТО и прилагаемые к нему
МТС:
1.Многосторонние соглашения по
торговле товарами:
- Генеральное соглашение по
тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);
- Соглашение по сельскому хозяйству;
- Соглашение по применению санитарных
и фитосанитарных мер; - Соглашение
по текстильным изделиям и
одежде;
- Соглашение по техническим
барьерам в торговле;
- Соглашение по инвестиционным
мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);
- Соглашение по применению ст.
6 ГАТТ1994 года (Антидемпинговые процедуры);
2.Соглашение по применению ст.
7 ГАТТ1994 года (Оценка таможенной
стоимости товаров)
- Соглашение по предотгрузочной
инспекции; - Соглашение по правилам
происхождения
- Соглашение по процедурам импортного
лицензирования - Соглашение по субсидиям
и компенсационным мерам;
- Соглашение по защитным мерам.
3.Генеральное соглашение по
торговле услугами (ГАТС).
4.Соглашение по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности
(ТРИПC).
Договоренность о правилах и процедурах,
регулирующих разрешение споров; 6.Механизм
обзора торговой политики. 7.Плюрилатеральные
соглашения (с ограниченным участием,
т.е. необязательные для всех членов ВТО):
Соглашение по торговле гражданской авиатехникой;
Соглашение по правительственным закупкам.
Существуют также т.н. секторальные тарифные
инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация
торговли химическими товарами", "информационные
технологии"), в которых на добровольный
основе участвуют лишь часть стран-членов
ВТО.
Глава 2. Основные направления деятельности
ВТО
2.1 Обзор национальной торговой
политики
Одним из важнейших направлений деятельности
ВТО является наблюдение за торговой политикой
государств - членов этой организации
при помощи регулярного составления обзоров
национальной торговой политики.
Основными целями этого наблюдения, носящего
характер систематического мониторинга,
являются:
систематический контроль за соблюдением
членами ВТО взятых на себя обязательств;
обеспечение прозрачности торговой политики
и смежных мер экономического регулирования;
содействие взаимному пониманию в данной
области и повышение качества обслуживания
вопросов, связанных с реализацией отдельными
государствами - членами ВТО той или иной
торгово-экономической политики;
оценка влияния осуществляемой отдельными
государствами - членами ВТО торгово-экономической
политики на развитие всей системы мировой
торговли.
Целью механизма обзора торговой политики
("МОТП") является содействие усовершенствованному
соблюдению всеми странами-членами правил,
норм и обязательств, принятых в рамках
ВТО, и, соответственно, более предсказуемому
функционированию многосторонней торговой
системы, путем достижения в ней большей
гласности и понимания торговой политики
и практики членов. Для выполнения этих
целей был образован Орган по проведению
обзоров торговой политики (ООТП).
Орган по проведению обзора торговой
политики в случаи каждой страны рассматривает
в сопоставлении два документа: официальный
доклад правительства, посвященный основным
положениям осуществляемой им торговой
политики, и подробный отчет на ту же самую
тему, подготовленный специалистами Секретариата
ВТО.
Периодическому рассмотрению подлежит
торговая политика каждой страны-члена
ВТО, однако частота проведения обзора
для каждой страны зависит от ее доли в
мировой торговле в последнем представительном
периоде. Четыре крупнейшие торговые страны
(США, ЕС, считая их в качестве единого
члена, Япония и Канада) являются предметом
обзора каждые два года. Следующие 16 являются
предметом обзора каждые четыре года.
Другие члены являются предметом обзора
каждые шесть лет, за исключением того,
что для наименее развитых стран-членов
может быть установлен более длительный
период.
Рассмотрение торговой политики стран-членов
основывается на следующей документации:
а) полный доклад, представляемый страной-членом
или странами-членами, являющимися предметом
обзора;
б) доклад, подготавливаемый Секретариатом
ВТО под свою ответственность, который
основывается на имеющейся у него информации,
а также информации, предоставленной соответствующей
страной-членом или странами-членами.
По итогам проведения национальных обзоров
ООТП принимает рекомендации по дальнейшему
совершенствованию торгово-политического
режима рассматриваемой страны. Эти рекомендации
не носят обязательного характера, но,
тем не менее, выражают коллективное мнение
стран-членов ВТО по данному вопросу, игнорировать
которое достаточно трудно. Случается,
что серьезные замечания, сделанные в
ходе обзора торговой политики, позже
выливаются в полномасштабные процедуры
урегулирования споров.
Согласно правилам ВТО, рассмотрение
обзоров торговой политики осуществляется
специальным Органом по проведению обзора.
Этот орган собирается на уровне Генерального
Совета ВТО, то есть не просто обладает
теми же полномочиями, но по сути дела
и по составу участников является тем
же самым органом, собравшимся для другой
цели. В соответствии с принципом прозрачности
оба эти документа наряду с протоколами
обзора торговой политики данного государства
обязательно публикуются по завершении
соответствующего обзора.
Всего с начала функционирования ВТО,
то есть с 1995 года, был проведен обзор политики
45 государств - членов Организации.
Следует отметить, что помимо комплексного
обзора все торговой политики государства
- члена ВТО оно в соответствии с различными
соглашениями, входящими в единый пакет
ВТО, берет на себя обязательство своевременно
информировать Секретариат этой Организации
об изменении отдельных аспектов национальной
торговой политики, регулируемых этими
соглашениями.
К указанным соглашениям относятся:
полная информация о любых новых антидемпинговых
мерах;
полная информация о любых изменениях
в национальном законодательстве по компенсационным
мерам;
новые технические стандарты, введение
которых затрагивает внешнеторговые вопросы;
все новые нормативные акты, касающиеся
вопросов торговли услугами, а также любые
изменения в действующих нормативных
актах такого рода;
полная информация обо всех действующих
законодательствах и нормативных актах,
регулирующих торговые аспекты прав интеллектуальной
собственности;
все данные о выполнении национальных
обязательств, связанных с продукцией
сельского хозяйства.
Помимо этого, в рамках единого механизма
обзора торговой политики создаются специальные
рабочие группы для рассмотрения качественно
новых вопросов. К ним относится, во - первых,
изучение торговой политики государств,
претендующих на присоединение к Всемирной
Торговой Организации и, во - вторых, новые
соглашения о свободной торговле, заключаемые
с участием государств - членов ВТО.
2.2 Принятие многосторонних
торговых соглашений
В середине ноября 2001 года в г. Доха (Катар)
прошли переговоры Министерской конференции
по поводу многосторонних торговых соглашений.
Главный результат конференции заключался
в принятии решения о начале нового раунда
многосторонних торговых переговоров.
Основными целями этого раунда, который
уже никто не называл «раундом тысячелетия»
является:
· облегчение доступа на национальные
рынки сельскохозяйственной продукции,
сокращение принимаемых мер внутренней
поддержки сельского хозяйства, снижение,
а в перспективе полная отмена экспортных
субсидий на его продукцию;
· качественное облегчение доступа на
национальные рынки несельскохозяйственных
товаров при помощи ликвидации или по
крайней мере снижения нетарифных барьеров,
высоких тарифов на отдельные виды продукции
и тарифной эскалации (применяемого для
стимулирования развития национальной
обрабатывающей промышленности порядка,
при которой импортные тарифы повышаются
по мере увеличения степени обработки
товаров);
· смягчение и постепенная ликвидация
действующих ограничений на рынки услуг;