Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 07:36, контрольная работа
Главная идея представленного в программе работы – концентрация важнейших знаний о правах человека в их историческом, теоретическом и практическом аспектах. Концептуальную основу составляют современные демократические взгляды на проблематику прав человека и гражданина, заложенные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и получившее свое дальнейшее политико-правовое развитие.
Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей
Статья 27
Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Статья 28
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.
Статья 29
Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 30
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
Сотрудничество государств в области прав человека
Хочется отметить, что задача эффективной защиты прав человека носит главным образом общенациональный характер и за ее решение, в конечном счете должно отвечать государство. Само по себе закрепление прав человека в Конституции или законах и других нормативных актах не является гарантией того, что эти права не будут нарушаться на практике. Поэтому всем государственным органам и должностным лицам особенно необходимо придерживаться соблюдения международных стандартов в области прав человека.
На сегодня Правительством Кыргызской Республики одобрены подготовленные национальные отчеты в ООН о выполнении положения 6 документов в области прав человека. Это доклады о соблюдении гражданских, политических, экономических, культурных прав, о запрещении расовой дискриминации, запрещении пыток и других бесчеловеческих, унижающих достоинство видов обращения и наказания, о запрещении дискриминации в отношении женщин и о правах ребенка.
Кыргызстан, став участником этих шести основных международных договоров по правам человека, принял обязательство соблюдать их и представлять доклады о выполнении упомянутых договоров по правам человека.
Таким образом, такая отчетность перед ООН о соблюдении прав человека нашим государством позволяет оценивать достижения в области защиты прав человека и содействует принятию дальнейших практических шагов в деле гарантий и защиты прав человека.
В настоящее время проблема гарантий прав граждан, и прежде всего социальной защищенности каждого человека со стороны общества и государства крайне обострилась, стала одной из самых актуальных. Такие явления, как массовая безработица, снижение жизненного уровня населения ставят под угрозу обеспечение их прав. Создание законодательной базы в Кыргызской Республике думается существенно изменят правовое регулирование этих вопросов.
Особо хочется отметить также сотрудничество Кыргызстана с международными организациями, многие из которых оказывают большую консультативную и техническую помощь в реализации проектов по формированию правовой базы в нашем государстве, в деле обеспечения защиты прав человека Кыргызстана.
Одним из последних примеров такого сотрудничества является проведение 12-14 ноября 1998 года Международной конференции по вопросам реформирования органов юстиции в государствах-участниках СНГ, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека. В работе Конференции приняли участие представители Министерств юстиции Грузии, Казахстана, России, Украины, а также представители таких международных организаций как УВКБ ООН, ПРООН, ТАСИС, Американская ассоциация юристов. Было уделено особое внимание совершенствованию законодательной базы, направленной на комплексное решение вопросов, связанных с правами человека. Отмечена необходимость сотрудничества Министерств юстиции государств-участников СНГ, а также необходимость дальнейшего совершенствования механизма право применения, который обеспечивал бы целостное и практическое осуществление государственных мероприятий в области прав человека.
Хочется сказать, что мы сегодня стоим на пороге нового тысячелетия и хотелось бы верить, что правовые основы защиты прав человека, созданные нами, станут надежной основой общности всех народов, обеспечивающую нормативную защиту прав и свобод человека.
Международные механизмы контроля за соблюдением и реализацией норм прав человека.
Трансформация международной политики в отношении прав человека стала особенно разительной на нормативном уровне. Например, международные конвенции о правах человека ратифицировало более трех четвертых всех стран мира. Хотя международные организации все еще играют вторичную роль в реализации этих норм, возрастает ответственность государств перед международным сообществом за проводимую ими политику в отношении прав человека.
В соответствии с Международной конвенцией ООН о гражданских и политических правах создан наблюдательный комитет в составе независимых экспертов – комитет по правам человека, главной задачей которого является изучение периодических отчетов, предоставляемых государствами. В рамках международных договоров по правам человека созданы аналогичные комитеты по расовой дискриминации, правам женщин, применению пыток и правам ребенка.
Несмотря на то, что вопросы, поднимаемые комитетом при рассмотрении отчетов, зачастую подкреплены необходимой информацией и носят глубокий характер, представитель продавший такой отчет государства не обязан отвечать на любой вопрос, не говоря уже о предоставлении удовлетворительного ответа. Многие отчеты содержат немногим более, чем просто выдержки из законов и конституции, либо явно уклончивые заявления о соблюдении прав человека. И каково бы ни было качество ответа, после его изучения процесс контроля обычно завершается до момента представления следующего отчета.
Существуют механизмы отчетности, очевидно, не могут заставить не послушные государства изменить свою практику. Однако они могут создать для государств дополнительные стимулы к улучшению или закреплению своей репутации с точки зрения соблюдения прав человека. Процесс подготовки отчета требует изучения национального законодательства и практики, в ходе которого могут быть обнаружены области, в которых необходимы или возможны улучшения. Он также служит своего рода конкретным периодическим напоминанием государственным чиновникам об их международных правовых обязательствах.
Поскольку источником прохождения отчетов о соблюдении прав человека является правительство отчитывающейся страны, эти отчеты могут являться последними комментариями по всем механизмам международного контроля. Еще одной положительной стороной систем отчетности является то, что они позволяют обсуждать проблемы соблюдения прав человека до того, как они станут очень серьезными. Но государственный комитет за этими механизмами делает этот вид надзора наиболее уязвимым перед всяческими уловками, отговорками и злоупотреблениями.
Комитет по правам человека может также рассматривать “сообщения” (жалобы) отдельных граждан государств, подписавших (первый) дополнительный протокол к конвенции. Хотя решения, принимаемые Комитетом по правам человека, не являются обязательными для выполнения, ряд государств уже принял по ним соответствующие меры. Например, Канада пересмотрела свое законодательство в отношении прав индейцев, проживающих за пределами своих племенных земель; Маврикий внес изменения в свое законодательство, касающееся прав женщин, а Нидерландцы поменяли существовавшее прежде в этой стране дискриминационное законодательство о социальном обеспечении. Аналогичными полномочиями обладают и экспертные комитеты по расовой дискриминации и применению пыток.
В Совете Европы действует еще более сильный механизм рассмотрения жалоб граждан. Решения Европейской комиссии по правам человека хотя и формально не являются обязательными для исполнения, обычно принимаются всеми государствами. А Европейский суд по правам человека вынес юридически обязательное к исполнению решения по результатам рассмотрения свыше 150 дел о нарушении прав человека, затрагивающих самые различные сферы, включая такие “тонкие” вопросы, как чрезвычайные ситуации общественной значимости. В мировом масштабе это пока единственный пример значительной передачи полномочий по обеспечению прав человека государствами наднациональному политическому сообществу. К сожалению, в Северной и Южной Америке и Африке региональные механизмы рассмотрения сообщений отдельных граждан и принятия по ним необходимых мер работают не столь успешно, а в Азии и в арабском мире вообще нет региональных комиссий по правам человека.
Единственной привлекательной стороной практики рассмотрения отдельных случаев нарушения прав человека является то, что их конкретное содержание и специфика затрудняют для государств-виновников уклонение от ответственности. Во избежание нежелательной огласки государство может выпустить на волю политических заключенных или предоставить компенсацию отдельные жертвы нарушений прав человека, не способны охватить более широкие картины и более глубокие структурные силы.
Поэтому особый интерес представляет тот факт, что Комиссия по борьбе с применением пыток также уполномочена расследовать сообщения о случаях систематического применения пыток. Но именно потому, что такие процедуры допускают более систематические требования к правительствам, они не реализуются в более широких масштабах. Подобными полномочиями не обладает ни один другой независимый комитет экспертов, а сравнивая по силе “процедура № 1503” Комиссия ООН по правам человека за первые два десятилетия своего существования применялось менее чем в полудюжине случаев.
Здесь, как и в других случаях, можно видеть обратную зависимость между силой и масштабом процедур международного контроля, с одной стороны, и готовностью государств применять эти процедуры и участвовать в их реализации. А поскольку суверенные государства имеют право не принимать участия в функционировании большинства международных систем по реализации прав человека, противоречия между силой и охватом представляют собой серьезную и устойчивую проблему.
В основе другого набора механизмов многостороннего контроля за соблюдением права человека лежат принципы подготовки исследовательских докладов и заступничества. Пионером в этой области стала Межамериканская комиссия по правам человека. Подготовленные ею в 70-х и 80-х доклады о ситуации в Чили были важным элементом международной компании против правительства Пиночета, а подготовленный ею же в 1978 г. доклад по Никарагуа, судя по всему, внес значительный вклад в отстранение от власти режима Самосы.
В последние 15 лет Комиссия ООН по правам человека уделяла значительное и растущее внимание изучению положения в отдельных странах, включая такие известные с политической точки зрения страны, как Гватемала, Иран и Бирма. Как правило, комиссия работает через специального докладчика – полунезависимого эксперта и исследователя. Этот специальный докладчик не только официально отчитывается перед комиссией, но и обычно пытается вести непрерывный диалог с правительством данной страны для создания постоянного присутствия и канала влияния.
Комиссия ООН по правам человека также выработала новаторскую серию “тематических” подходов к рассмотрению конкретных видов нарушений прав человека, а начало этой деятельности было положено в 1980 г. Рабочей группы по насильственным или недобровольным исчезновениям. За первые десять лет своего существования эта рабочая группа рассмотрела свыше 19 тыс. различных дел. В 1985 г. нынешний председатель комиссии Петер Коойманс был назначен специальным докладчиком по применению пыток. Коойманс занимал эту должность до 1993г., когда он стал премьер-министром Нидерландов – знак резкого возрастания приоритетности проблемы прав человека во внешней политике по крайней мере отдельных государств. Были также введены дополнительные должности докладчиков или созданы рабочие группы по рассмотрению случаев скоротечного или произвольного применения смертной казни, произвольного заключения под стражу, религиозной нетерпимости, нарушение прав человека наемниками или расизма.
Последним шагом по усилению международного контроля за соблюдением прав человека стало введение в 1994 г. должности полунезависимого комиссара ООН по правам человека. Пока еще слищком рано оценивать последствия этого шага.
Глава II. Международные пакты по правам человека
Международный пакт о гражданских и политических правах
Вслед за принятием Всеобщей Декларации прав человека была начата разработка международных пактов о правах человека: одного – о гражданских и политических правах и другого об экономических, социальных и культурных правах, чтобы придать обязательную юридическую силу правам, провозглашенным в Декларации.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к Международному пакте о гражданских и политических правах были единогласно приняты Генеральной Ассамблеей 16 декабря 1966 года. Эти документы вместе с самой Декларацией и вторым Факультативным протоколом, принятым в 1989 году, получили широкую известность под названием Международного билля о правах человека.
Хотя Пакты основываются на Всеобщей декларации прав человека, охватываемые ими права не идентичны.
Самое важное право, зафиксированное в обоих Пактах и не включенное в Декларацию – это право народов на самоопределение, включая право свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами.
В статье 2. Международного пакта о гражданских и политических правах говорится:
Каждое участвующее в настоящем Пакте государстве обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национальности или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
Если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте.
Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется:
Обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;
Обеспечивать, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;