Высшие органы государственной власти Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 04:36, реферат

Краткое описание

Германия в современных границах существует с 3 октября 1990 г., даты вступления бывшей Германской Демократической Республики — ГДР (государства тоталитарного социализма) — в состав ФРГ в условиях крушения в мире системы тоталитарного социализма. Пять бывших земель ГДР стали землями (субъектами федерации) ФРГ на основе ст. 20 конституции ФРГ 1949 г., хотя до акта вступления ГДР в ФРГ, еще 31 августа 1990 г., был заключен договор об объединении ФРГ и ГДР. В связи с воссоединением Германии конституция 1949 г. подверглась изменениям, но продолжает действовать.

Содержание

Введение……………………………………………..………………………….. 3
1. Основной Закон Германии 1949 г.: общая характеристика……………….. 4
2. Конституционные основы организации и деятельности Бундестага….…. 9
3. Конституционный статус Федерального правительства Германии. Особенности правового положения канцлера………………………………. 13
4. Судебная власть по конституции Германии…………………………..….. 20
Заключение………………………………………………….…………………. 22
Список используемой литературы…………………….….………………….. 23

Вложенные файлы: 1 файл

Высшие органы государственной власти Германии. СДАТЬ !!!.docx

— 43.73 Кб (Скачать файл)

Только федеральный канцлер  имеет право формировать правительство: он отбирает министров и выдвигает  обязательное для федерального президента предложение об их назначении или  увольнении. Канцлер решает, сколько  министров будет в кабинете, и  определяет сферу их деятельности.

Бундестаг может сместить канцлера путем выражения ему  так называемого конструктивного  вотума недоверия. Суть его заключается  в том, что, во-первых, ответственность  перед нижней палатой парламента несет не все правительство, а  только его глава (канцлер). Отдельным  министрам недоверие не может  быть выражено, они назначаются и  смещаются главой правительства (только в случае отставки канцлера правительство  также уходит в отставку, что предусмотрено  ст.69 Основного закона). Во-вторых, Бундестаг  имеет право выразить вотум недоверия  главе правительства только при  условии, что проект резолюции, внесенный  в парламент, будет содержать  два пункта: предложение о недоверии  действующему канцлеру и предложение  о кандидатуре для избрания нового главы правительства. В ФРГ подобная процедура была полностью реализована  и повлекла смену канцлера только один раз - в 1982 г.

Известна и форма контроля в виде вотума доверия. Вопрос о вотуме доверия ставится канцлером. Если предложение  федерального канцлера о выражении  ему доверия не встречает согласия большинства членов Бундестага, то федеральный президент может  по предложению федерального канцлера в течение 21-го дня распустить Бундестаг. Право на роспуск прекращается, как  только Бундестаг большинством своих  членов изберет другого федерального канцлера.

Основной закон ФРГ  устанавливает принцип несовместимости  должностей. Федеральный канцлер  и федеральные министры не могут  занимать никакие другие оплачиваемые должности, работать по профессии, иметь  занятие или входить в состав руководства (а без согласия Бундестага - и в состав наблюдательного совета) какого-либо предприятия, имеющего целью  получение прибыли (ст.66 Основного  закона).

Как уже говорилось, роль федерального канцлера в руководстве  страной очень велика. Он в соответствии с конституцией определяет основные направления политики и несет  за них ответственность; в рамках этих основных направлений каждый федеральный  министр ведет дела своей отрасли  самостоятельно под свою ответственность; при расхождении мнений между  федеральными министрами вопрос решается правительством. В основном законе подчеркивается особая роль федерального министра обороны, который наделен  правом издавать приказы и командовать  вооруженными силами в мирное время; при объявлении состояния обороны  командование вооруженными силами переходит  к федеральному канцлеру. Особая роль канцлера в управлении государством видна и в том, что для действительности актов федерального президента необходима их контрассигнатура (от позднелатинского "contrasignatura" - министерская скрепа, подпись) федеральным канцлером  или компетентным министром (за исключением  актов об увольнении федерального канцлера, о роспуске Бундестага).

Вследствие особого положения  федерального канцлера и объема его  полномочий Германию вследствие этого  нередко именуют "канцлерской  республикой".

Полномочия федерального канцлера и порядок его замещения  определяются регламентом 1951 г. в редакции 1987 г.6

 

 

 

 

 

  1. Судебная власть по конституции Германии

В Германии функционирует  разветвленная судебная система, не имеющая какого-то одного высшего  судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это специализированная судебная система. Помимо конституционной  юстиции — Федерального конституционного суда и конституционных судов  земель — действуют еще пять ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция. Каждая ветвь судебной власти имеет свой верховный орган (верховный  суд), который называется по-разному: Федеральная судебная палата (возглавляет  систему общих судов), Федеральный  административный суд, Федеральный  финансовый суд, Федеральный суд  по трудовым делам, Федеральный суд  по социальным делам. Конституция уста навливает, что федерация может  создавать и другие суды, в частности  военно-уголовные, и они существуют.

 Названные пять высших  судебных органов независимы  по отношению друг к другу  и к другим органам. Если  между ними возникают разногласия  (скажем, неодинаково применяется  тот или иной закон), то созывается  совещание (оно называется «сенат»)  из представителей этих органов,  которое принимает решения, обеспечивающие  единство судебной практики.

 Каждая ветвь судебной  власти (кроме конституционной юстиции  имеет несколько инстанций: четыре  инстанции у общих судов (участке  вые суды как низшее звено,  несколько земельных судов. Высший  земельный суд и Федеральная  судебная палата), три — у остальных  видов судов (кроме участковых).

 Суды общей компетенции  рассматривают уголовные и гражданские  дела; суды по трудовым спорам  — споры между работодателями  и работниками, между профсоюзами  и союзами работодателей; административные  суды — иски граждан к государственным  служащим по вопросу с соблюдении  прав граждан в процессе управления, споры государственных служащих  с администрацией по вопросу  об их правах, по вопросам охраны  окружающей среды, споры между  административно-территориальными  единицами, жалобы, связанные с  разрешением или с отказом  к выдаче разрешения органами  исполнительной власти на проведение  тех или иных массовых мероприятий  вне помещения. Суды по социальным  делам рассматривают иски граждан  к государственным учреждениям по вопросам пенсий, выплаты различных социальных пособий (например, на детей).

 В системе общих  судов большую часть уголовных  и гражданских дел рассматривает  участковый суд, в котором судопроизводство  обычно осуществляет единолично  судья. Суд земли рассматривает  более сложные уголовные и  гражданские дела и является  апелляционной инстанцией по  отношению к участковым судам.  В одних случаях уголовные  дела могут рассматриваться коллегией  судей, в других — с участием  нескольких присяжных, которые,  однако, вместе с судьей или  судьями решают вопрос не только  факта, но и права. Верховный  суд земли проводит ревизию.  Это особый процесс в германском  праве, где сочетаются элементы  апелляции и кассации, т.е. проверяется  решение нижестоящего суда с  точки зрения соответствия фактической  стороне дела и соблюдения  закона. Федеральная судебная палата  осуществляет только кассационный  процесс.

 Прокуратура в Германии, как и во Франции, не составляет  отдельной системы, а действует  при судах, находясь в общем  подчинении министра юстиции.  Прокуроры расследуют наиболее  сложные дела с помощью полицейских  служб и предъявляют обвинение.  По уголовным делам судебное  разбирательство всегда, в том  числе по делам частного обвинения,  которые возбуждаются самими  потерпевшими, осуществляется с  участием прокурора. Прокуроры  вправе в определенных случаях  участвовать и в рассмотрении  гражданских дел.7

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основной закон Германии 1949г. представляет собой объёмный документ, детально регулирующий организацию  государственной власти, основы общественного  строя. ФРГ не только провозглашается  демократическим, социальным, правовым государством, но и в реальной действительности соответствует указанным конституционным  характеристикам. Законодательную  власть в ФРГ осуществляет Бундестаг  и Бундесрат, представляющий собой  своеобразную верхнюю палату парламента.

Главой государства является Федеральный Президент, избираемый Федеральным Собранием, имеющий  традиционные для парламентской  республики полномочия.

Исполнительная власть принадлежит  Федеральному Правительству, формируемому на основе парламентского большинства, во главе с Федеральным Канцлером.

Весьма своеобразна судебная система, включающая пять видов специализированных судов. Особое место в системе  государственных органов принадлежит  Федеральному конституционному суду, имеющими широкие полномочия по охране федеральной конституции.

В Германии сложилась своеобразная модель «кооперативного федерализма», предполагающая тесное сотрудничество земель между собой, а также субъектов  Федерации с федеральным центром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

    1. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. -М.: Юрист, 2007.
    2. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М., 2006.
    3. Государственное право Германии. В 2 т. М.: ИГП РАН, 1994.
    4. Государственное право Германии т. 1; т.2 / Под редакцией Б.Н. Топорнина. - М., 1994.
    5. Большая советская энциклопедия. Издание 3-е. - М.: Советская энциклопедия, 1975.
    6. Свободная интернет-энциклопедия "Википедия". http://ru. wikipedia.org.
    7. Урьяс Ю.П. Судебная система ФРГ. Судебные системы западных государств. - М., 1991.

1 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. -М.: Юрист, 2007.

2 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М., 2006.

3 Государственное право Германии. В 2 т. М.: ИГП РАН, 1994.

4 Государственное право Германии т. 1; т.2 / Под редакцией Б.Н. Топорнина. - М., 1994.

5 Большая советская энциклопедия. Издание 3-е. - М.: Советская энциклопедия, 1975.

6 Свободная интернет-энциклопедия "Википедия". http://ru. wikipedia.org.

7 Урьяс Ю.П. Судебная система ФРГ. Судебные системы западных государств. - М., 1991.

 


Информация о работе Высшие органы государственной власти Германии