Государственные границы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 03:45, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема довольно интересная, а содержание ее актуальности лежит на поверхности. В современном мире, где существует множество государств, в мире, где международные отношения закрепляются на законодательном уровне, не может не стоять вопроса об урегулировании государственных границ.
В целом понимание границ было заложено еще традиционной геополитикой, трансформировалось новой и новейшей геополитикой, которая позволяет выявить общее представление организации геополитических процессов в целом, и организации пограничного пространства в частности.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа - МПП -.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Темой настоящей курсовой работы является «Государственные границы». Данная тема довольно интересная, а содержание ее актуальности лежит на поверхности. В современном мире, где существует множество государств, в мире, где международные отношения закрепляются на законодательном уровне, не может не стоять вопроса об урегулировании государственных границ.

В целом понимание границ было заложено еще традиционной геополитикой, трансформировалось новой и новейшей геополитикой, которая позволяет выявить общее представление организации геополитических процессов в целом, и организации пограничного пространства в частности.

Понятие «государственная граница» постоянно трансформировалось: в первую очередь, «государственная граница» - особая линия на местности, которая проводилась либо искусственно, либо по естественным рубежам, что отразилось в создании концепции «естественных границ» в конце XIX в..1 Ф. Ратцель2, а вслед за ним К. Хаусофер3 развивали теорию «жизненного пространства», при которой государство естественным образом стремится к территориальному расширению, что дает возможность к «бесконечному» пересмотру государственных границ.

Возникновение государственных границ непосредственно связано с историческим развитием человеческой цивилизации, их формирование представляет собой объективный естественноисторический процесс, они необходимы любой стране. Государственные границы, став постоянным спутником, неотъемлемым элементом государств, постепенно начали превращаться в объект набегов, военных конфликтов, войн, споров, дискуссий и, в конце концов, переговоров заинтересованных сторон. Об этом свидетельствует вся история развития мировой цивилизации. Не исключение и история развития России от древнейших времен до настоящего времени. Проблема формирования государственных границ, став одной из причин для начала двух мировых войн, и сегодня выступает, зачастую, внешним фактором обострения международной обстановки.

Возникновение, оформление и укрепление государственной территории и государственной границы - единый, объективный, международно-правовой, закономерный, естественно исторический, социально-политический процесс. Границы выполняют ответственные функции обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности государств, определяют политическое, социально-экономическое и духовное пространство составляющих их народов. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что становление границ имеет длительный, чрезвычайно сложный и противоречивый характер и протекает как в мирных, так и насильственных формах.

Конституционно-правовой режим государственной границы играет в жизни страны значительную роль, поскольку он непосредственно связан с государственной, военной, политической, экономической и другими сферами безопасности Российского государства. В определенной мере от него зависят темпы и уровень дальнейшего развития России

История России - это и история формирования ее границ. Благодаря нашим предкам мы имеем большую территорию, вмещающую в себя огромные богатства, которые могли бы быть одной из основ процветания страны и ее многонационального народа. Важнейшую роль в сохранении и приумножении наших интеллектуальных, духовных, культурных, сырьевых и иных ресурсов имеет продуманный, адекватно реагирующий на меняющуюся обстановку конституционно-правовой режим государственной границы.

В современных условиях нового этапа развития российской государственности в силу некоторых объективных и субъективных причин, когда состояние экономики страны зависит от экспорта сырьевых ресурсов, качество конституционно-правового режима государственной границы играет значительную роль в обеспечении государственного суверенитета.

Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Сферой действия государственной власти является все население в пределах всей территории. Территориальный признак обусловливает особенности формирования аппарата государства с учетом его пространственного деления.

Осуществление государственной власти по территориальному принципу ведет к установлению ее пространственного предела - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Определение понятий государственной территории и границы является важным не только для организации внутреннего устройства, но и для реализации ряда его внешних задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне.

Территория представляет собой естественное условие существования государства. Она образует пространство, в пределах которого это государство властвует. Это пространство имеет границы.

Так, целью настоящей курсовой работы является исследование теоретических аспектов государственных границ в целом, а также правовых основ и режима государственных границ в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие  и типы государственных границ;

2. Изучить режим и порядок  изменения государственных границ;

3. Изучить законодательство  РФ о государственных границах;

4. Исследовать вопросы  охраны и защиты государственных  границ РФ.

 

 

 

 

 

Глава I. Общие положения о государственных границах

1.1. Понятие и типы государственных границ

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.

Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»: «Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации». Приведенное определение применимо к государственной границе любого другого государства.4

Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

В свое время исторически сложилось деление границ на естественные и искусственные, причем под первыми понимали природные рубежи (горы, реки и т. д.), отделявшие одно государство от другого, а под вторым - границы, проводимые искусственным путем.

В настоящее время такое деление устарело, потому что сейчас искусственные линии границ (установка пограничных знаков и т. д.) проводятся и при наличии естественного рубежа.5

Различают границы орографические и геометрические.

Под орографической границей понимают линию, проведенную с учетом рельефа местности (речное русло, горный водораздел и т. д.).

Под геометрической границей понимают прямую линию, которая устанавливается от одной до другой точки без учета рельефа местности.

В практике чаще встречаются комбинированные границы, т. е. такие, которые на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими.

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница.

Астрономической границей называется геометрическая граница,  совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

СССР имел до Второй моровой войны такую астрономическую границу с Японией на Сахалине, которая проходила по 50-й параллели северной широты. Астрономические границы, например, имеют Филиппины.

Сухопутные границы предпочитают проводить по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам. Ими могут быть реки, горы и т.п. Такие границы ясно различимы и вызывают меньше недоразумений. Их именуют естественными границами. Это название не имеет ничего общего с весьма распространенной в прошлом концепцией естественных границ, сторонники которой считали, что границы должны проходить по естественным рубежам, созданным самой природой. Если государство не имеет таких границ, то оно может их добиваться, в том числе с помощью силы.6

Во многих случаях границы приходится проводить между условными точками без естественных ориентиров. При этом должны учитываться интересы местного населения.

Известны также так называемые географические границы, совпадающие с меридианами и параллелями географической сетки. Такими являются границы арктического сектора России. Широко применялись такие границы при разграничении колониальных владений в Африке. Будучи проведенными без учета местных условий, они разделяли племена, резали естественные и хозяйственные комплексы. От отрицательных последствий подобного разграничения страны Африки страдают до сих пор. Немало конфликтов из-за колониального подхода к границам существует в современной Латинской Америке.

Водные границы на реках устанавливаются следующим образом: если река судоходная, то посередине главного фарватера или по тальвегу (линия наибольших глубин); если же река несудоходная или ручей, то по их середине; в случае если у реки имеется несколько рукавов - посередине главного рукава. На озерах и иных водоемах - по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам водоема. Проходящая по реке, озеру или иному водоему граница не перемещается при изменении очертания берегов или уровня воды и при отклонении русла реки.

После создания водохранилища или иного искусственного водоема граница остается на том же месте, где она проходила до затопления. Она лишь превращается из сухопутной в водную. По мостам и плотинам граница проходит в центре этих сооружений независимо от линии водной границы.

Морские границы совпадают с внешними границами территориальных вод. В соответствии с международным правом Россия установила 12-мильную ширину этих вод.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке путем делимитации и демаркации границ.7

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.8

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Принято различать сухопутные, водные и воздушные границы, а также границы недр. Последние два вида границ производны от двух первых, которым и посвящены основные правила их установления.

В связи с тем, что в мире все течет, все изменяется, то через определенное время может возникнуть необходимость уточнения линии прохождения границы между сопредельными государствами (из-за тектонических процессов или стихийных бедствий). Этот процесс называется редемаркацией границы. Он сводится к проверке правильности в настоящее время ранее демаркированной границы. При этом ремонтируются или восстанавливаются пограничные знаки, может производиться замена одного типа знаков на новые, устанавливаться дополнительные.

Редемаркация осуществляется смешанными комиссиями, которые формируются по договоренности между приграничными государствами. По окончании своей работы смешанная комиссия составляет новый протокол описания границы с приложением к нему соответствующих карт и схем. В 1967–1972 гг. была проведена редемаркация границы между СССР и Турцией в районе реки Аракс.9

В январе 2003 г. между Российской Федерацией и Украиной был подписан Договор о российско-украинской государственной границе. Он является базовым документом, который определяет линию прохождения государственной границы между РФ и Украиной, включая реки и озера, а также принципиальный подход в решении вопросов, связанных с Черным и Азовским морями и Керченским проливом. Линия прохождения государственной границы обозначена на географических картах в результате совместной работы по делимитации границы, проделанной российской и украинской комиссиями по делимитации. 11 сентября 2008 г. в Российской Федерации была одобрена Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1309-р). 10 В этом документе обозначены основные проблемы в данной сфере, определены задачи, конкретные мероприятия, механизмы и этапы реализации намеченного.

1.2. Режим государственной границы

Международные договоры, касающиеся режима государственной границы РФ, разнообразны: о прохождении государственной границы, о системе обозначения линии границы, об уточнении ее прохождения на определенных участках, о режиме границы в целом или об отдельных элементах режима, в том числе об уходе за пограничными знаками, об использовании приграничной территории (например, пограничных вод), об охране границы и обеспечении стабильного положения на ней.11

Информация о работе Государственные границы