Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:11, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Субъектом большинства прав и обязанностей, в том числе и гражданских, является человек. Но в гражданском законодательстве Республики Беларусь чтобы обозначить человека как субъекта гражданских правоотношений используется термин – «гражданин». Этот термин характеризует человека не как «часть семьи», но как «часть общества», как лицо, определенным образом связанное с государством. Соответственно гражданство налагает на гражданина тесную связь с государством, которая выражается в правах и обязанностях. Отсюда следует, что гражданское законодательство под понятием «граждане» имеет в виду граждан данного государства – в частности Республики Беларусь.
Согласно Положению о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», установлено, что государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется только по месту жительства [21].
Положение о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413, не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, до получения ими разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, регистрация которых осуществляется в соответствии с другими актами законодательства. Место жительства — это местонахождение (адрес) жилого помещения, право владения, распоряжения и (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами, и в котором он постоянно либо преимущественно проживает [21].
Таким образом, практически иностранному лицо, временно проживающее на территории Республики Беларусь, довольно затруднительно осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Но в целом, Положение не содержит нормы, запрещающей регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя иностранного гражданина, временно проживающего на территории Республики Беларусь.
2.3 Участие
иностранцев и лиц без
Иностранные граждане,
лица без гражданства, а кроме
того, иностранные юридические лица,
иностранные государства и их
административно-
Участие иностранных лиц и лиц без гражданства в гражданском процессе Республики Беларусь можно охарактеризовать с двух сторон – с одной стороны на иностранные лица и лица без гражданства распространяется национальный правовой режим. Это означает, что иностранные лица и лица без гражданства имеют такой же объем гражданских процессуальных прав и обязанностей, что и граждане Республики Беларусь. Исключение составляют отдельные категории иностранных лиц (иностранные государства, дипломатические и консульские учреждения, международные межправительственные организации), относительно которых установлен специальный правовой режим. Он предусматривает извлечение этих лиц из-под юрисдикции государства пребывания и наделение их судебным иммунитетом. С другой стороны к иностранным лицам и лицам без гражданства применяется право того государства, суд которого рассматривает дело с иностранным элементом, применяется такая коллизионная привязка, как «закон суда».
Судопроизводство
по гражданским делам с участием
иностранных граждан и
При этом суды Республики Беларусь кроме общих принципов гражданского судопроизводства руководствуются принципами приоритета международных договоров; процессуального равноправия иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь; соблюдения юрисдикции иностранных судов и иных правоприменительных органов; взаимности [12].
Регулирование
судопроизводства по делам с участием
иностранных лиц в
Что касается доктрин, посвященных данной теме, то как отечественная, так и международная доктрины сходятся, например, в том, что есть смысл выделять нормы, регулирующие судопроизводство по делам с иностранным элементом, в отдельную правовую области - международное гражданское процессуальное право (международный гражданский процесс), вопросы которого всегда исследовались вместе с международным частным правом в рамках этой отрасли. Если рассматривать более детально, то невозможно не заметить, что с международным частным правом имеет много общего иностранная характеристика отношений – иностранный элемент в составе правоотношения – в этом случае значительная роль принадлежит международным договорам. Многие категории частного и процессуального права настолько тесно связаны, что практически невозможно отделить один от другого, например вопросы подсудности и подлежащего применению права.
Но что же касается международного гражданского процесса в системе белорусского законодательства, то здесь определяется обычно иначе: его относят к отрасли гражданского процессуального законодательства. Предложение некоторых авторов об отнесении международного гражданского процесса к международному частному праву как отрасли права вряд ли может быть поддержано – тесная связь с частным правом и трудность отделения гражданских отношений, юридически связанных с различными правопорядками, от средств защиты соответствующих прав и обязанностей не изменяют природу норм международного гражданского процесса как особой части процессуального права, регулирующего деятельность судов по рассмотрению конкретных гражданских дел (в данном случае - дел с иностранным элементом) [22].
Основное правило подсудности выделяется и в ст. 20 Минской конвенции стран СНГ 1993 года "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" [23](так же рассмотрен вопрос и в новой Кишиневской конвенции 2002 года), в ряде двусторонних договоров РБ о правовой помощи, например в ст. 18 договора с Латвией, а также в ст. 2 Луганской конвенции 1988 года "О юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам". Из этой же позиции исходит Регламент 44/2001 Совета Европейского Сообщества, предусматривающий подсудность по месту постоянного жительства ответчика в качестве общего правила (ст. 2) и допускающий предъявление иска в суды других государств, но только в силу положений, содержащихся в разд. 2 - 7 гл. II "Юрисдикция" [24]
На данный момент среди основных источников, регулирующих участие в гражданском процессе Республики Беларусь иностранных лиц и лиц без гражданства следует выделить Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь.
Что касается рассмотрения
споров с участием иностранных лиц
в хозяйственных судах
Как указано в ст. 4 данного Постановления, при разрешении хозяйственных (экономических) споров с участием иностранных лиц хозяйственные суды руководствуются Конституцией Республики Беларусь, принципами международного права, международными договорами Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь [25].
Если же спор связан с участием иностранных лиц, граждан государств-участников Содружества Независимых Государств, применяется Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенное в Киеве 20 марта 1992 года N 32, может применятся Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам [26], заключенная в Кишиневе 7 октября 2002 года N 73, 2/956) [27], если эти правоотношения не урегулированы Киевским соглашением. А в отношениях с государствами, которые не являются ее участниками, применяется Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Минске 22 января 1993 года N 28, ст. 375 [28].
В случае, если в названных выше международных договорах государство, которое запрашивает об оказании правовой помощи, не участвует, применяются многосторонние договоры, носящие всеобщий характер, если участником таковых государство является, а именно: Конвенция по вопросам гражданского процесса, заключенная в Гааге 1 марта 1954 года [29]; Конвенция, отменяющая легализацию официальных иностранных документов, заключенная в Гааге 5 октября 1961 года [30]; Конвенция о получении доказательств за границей по гражданским или торговым делам, принятая в рамках Гаагской конференции по международному частному праву 18 марта 1970 N 48, 2/760) [31]; Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, заключенная в Гааге 15 ноября 1965 года [32].
Исследуя вопрос о подсудности гражданских дел при участии иностранных лиц, мы согласились с точкой зрения на данный вопрос, отраженной в статье, опубликованной в Евразийском юридическом журнале № 1 (56) 2013 и пришли к выводу, что достаточно целесообразно было бы объединить в данном понятии два института: институт международной подсудности и институт внутренней подсудности. На наш взгляд, подсудность гражданских дел при участии иностранных лиц можно рассматривать с двух сторон, а именно как: с одной стороны свойство гражданского дела при участии иностранного лица, в силу которого его рассмотрение и решение отнесено законом к компетенции судебного органа определенного государства; а с другой стороны, это все же процессуальный институт, который устанавливает правила разграничения полномочий между судами разных государств, а также между судами одного государства относительно рассмотрения и разрешения гражданских дел по делам, в которых участвуют иностранные лица. Следовательно, по нашему мнению, подсудность гражданских дел при участии иностранных лиц определяется, исходя из: правил подсудности гражданских дел при участии иностранных лиц вообще судам соответствующего государства (правил определения международной подсудности) и правил подсудности гражданских дел при участии иностранных лиц конкретному суду соответствующего государства (правил определения внутренней подсудности). И если правила внутренней подсудности применяются при рассмотрении всех гражданских дел, то наличие правил международной подсудности является характерной чертой гражданских дел при участии иностранных лиц [33].
Белорусские суды при осуществлении правосудия по гражданским делам призваны руководствоваться принципами приоритета международных договоров, процессуального равноправия иностранцев с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь, соблюдения юрисдикции иностранных судов и иных правоприменительных органов, взаимности [12]. Правительством Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которые допускаются специальные ограничения гражданских процессуальных прав граждан и юридических лиц Республики Беларусь.
Возможность ответных ограничений не означает представления в Республике Беларусь иностранцам гражданских процессуальных прав при условии взаимности. Белорусский суд, принимая заявление, не вправе требовать от иностранца подтверждения того, что в государстве его проживания гражданам Республики Беларусь предоставляются гражданские процессуальные права наравне с гражданами этого государства. Взаимность в вопросах защиты прав презюмируется.
Что же касается
вопроса о доказательствах и
доказывании в гражданских
Белорусский суд может отказать иностранцу (как и гражданину Республики Беларусь) в принятии его заявления только по основаниям, предусмотренным гл. 18 Гражданского процессуального кодекса., это могут быть следующие причины: исковое заявление не подлежит рассмотрению в судах ввиду его неподведомственности; после смерти гражданина, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являвшихся одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемства; имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон; исковое заявление о возбуждении дела подано заинтересованным лицом, заключившим с ответчиком договор о передаче данного спора на разрешение третейского суда; имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, когда имеется вступившее в законную силу определение суда об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда либо об отмене решения третейского суда; состоялось решение товарищеского суда, принятое в пределах его компетенции, по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям [12].
Вывод: Права и обязанности иностранцев в Республике Беларусь достаточно широки. Иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Таким образом, можно говорить о равенстве граждан и неграждан и о равенстве иностранцев вне зависимости от их статусной дифференциации, но с определенными оговорками. Осуществление иностранными гражданами в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц. Вместе с тем Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и иными актами законодательства допускается ограничение прав и свобод иностранцев в случае, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. Закреплен принцип взаимности: в случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства, причем данные ограничения в случае их установления не распространяются на иностранцев, которые признаны беженцами.