Гражданство. Приобретение и утрата гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 05:36, контрольная работа

Краткое описание

Проблема международной правосубъектности физических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Одни авторы отрицают правосубъектонсть индивида, другие признают за ним отдельные качества субъекта международного права.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
1.Гражданство. Приобретение и утрата гражданства………………………..…4
1.1. Гражданство…………………………………………………………………..4
1.2. Приобретение гражданства………………………………………………….5
1.3. Утрата гражданства…………………………………………………………..8
2. Безгражданство. Двойное гражданство……………………………………...10
2.1. Безгражданство……………………………………………...………………10
2.2. Двойное гражданство……………………………………………………….13
3. Правовое положение иностранцев…….……………………………………..16
4. Право убежища. Беженцы и перемещенные лица…………………………..21
4.1 Право убежища …………...…………………………………………….. ….21
4.2. Беженцы и перемещенные лица…..………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Моя КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 55.76 Кб (Скачать файл)

В некоторых случаях к  иностранцам может применяться специальный режим (предоставляется в какой-то сфере определенные права или налагаются соответствующие обязанности), при этом характер и объем таких прав и обязанностей обычно отличается от прав и обязанностей своих граждан. Такой режим характеризуется определенной двойственностью: при нем иностранцы могут иметь либо больше прав, чем свои граждане, либо быть ограниченными в правах по сравнению с ними.

В настоящее время большинство государств использует разрешительный порядок въезда и выезда, как иностранцев, так и своих граждан. Хотя в силу заключенных международных соглашений этот порядок может носить упрощенный (безвизовый) характер.

Правовое положение иностранцев  двойственно. С одной стороны, они, являясь гражданами своего государства, должны выполнять законы этого государства, а с другой, подчиняться законодательству государства пребывания и, следовательно, подпадают под юрисдикцию этого государства. Ситуация может усложниться, если законы двух государств, обязательные для выполнения иностранцем, противоречат друг другу. В таком случае говорят о конкурирующей юрисдикции государств. Чтобы избежать подобных правовых коллизий, в современном международном праве наблюдается устойчивая тенденция распространять права человека, зафиксированные в наиболее важных международных актах, на иностранцев и лиц без гражданства. Вместе с тем, иностранец должен выполнять и определенные обязанности, главная из которых состоит в соблюдении конституции и законодательства государства пребывания. За невыполнение своих обязанностей иностранец может привлекаться к гражданской, административной и уголовной ответственности, если на него не распространяются дипломатические иммунитеты. Иностранец привлекается к указанным видам ответственности на тех же основаниях, что и граждане государства, где пребывает иностранец, если не предусмотрено иное. Иностранец, как правило, не несет ответственности на территории государства пребывания за преступления, совершенные им на территории какого-либо другого государства, если эти преступления не затрагивают законные интересы государства пребывания. В таком случае заинтересованное государство может просить другое государство о выдаче преступника, находящегося на его территории.

Выдача преступника (экстрадиция) - передача его одним государством, на территории которого он находится, другому государству, гражданином которого он является или на территории которого он совершил преступление, или государству, потерпевшему от этого преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Право выдачи преступников является суверенным правом каждого государства. При выдаче преступников соблюдаются следующие правила:

1. собственные граждане, как правило, не выдаются;

2. обычно не подлежат  выдаче лица, совершившие политические преступления;

3. выдача преступника  является обязательной в том случае, если инкриминируемое ему преступление подпадает под действие договора о выдаче и наказуемо как по законам государства, требующего выдачи, так и по законам выдающего государства;

4. выдаваемые лица могут быть судимы только за то преступление, которое послужило основанием для требования выдачи;

5. выдача преступников  производится по распоряжению органов государства, осуществляющего выдачу.

В выдаче преступника может быть отказано, если он совершил в государстве, требующем его выдачи, преступление, которое по законодательству страны пребывания не является преступлением, или если за совершенное им преступление в государстве, требующем его выдачи, предусмотрено наказание в виде смертной казни. Выдача преступников регулируется как национальным законодательством государств, так и международными договорами.

Следует отметить, что в  законодательстве многих государств предусмотрена такая мера ответственности, как выдворение из страны. Иностранец может быть выдворен за пределы государства по решению органов внутренних дел или службы безопасности государства, если: а) этого требуют интересы обеспечения безопасности или охраны общественного порядка; б) это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан; в) он грубо нарушил законодательство о правовом статусе иностранцев в стране пребывания, а также в иных случаях, предусмотренных национальным законодательством страны пребывания.

Иностранец может обратиться в суд для обжалования решения  о его выдворении.

 

 

 

 

4. Право убежища.  Беженцы и перемещенные лица.

4.1. Право убежища.

 

Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности  укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или  обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую  или национальную принадлежность и  т. п.

Различают территориальное  и дипломатическое убежище. Территориальное  убежище — предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам  на своей территории. Дипломатическое  убежище — предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В современном международном праве сложилось правило, запрещающее предоставление дипломатического убежища, хотя в Латинской Америке оно признается.

Необходимо различать  право убежища как институт международного права и институт внутригосударственного права. Имеется в виду совокупность в первом случае международно-правовых, а во втором — внутригосударственных  норм, относящихся к предоставлению политического убежища. Таким образом, практически существует столько  внутригосударственных институтов политического убежища, сколько  существует государств, принявших соответствующие  юридические нормы.

Само по себе обращение  с просьбой о предоставлении политического  убежища не означает, что такое  убежище автоматически будет  предоставлено.

Институт политического  убежища в международном праве  является преимущественно обычно-правовым. В рамках Организации Объединенных Наций была предпринята попытка  кодифицировать эти нормы: Генеральная  Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. приняла  Декларацию о территориальном убежище (резолюция 2312/ХХН).

Важнейшее положение  международного права, относящееся  к предоставлению территориального убежища, заключается в следующем (оно закреплено в п. 1 ст. 1 декларации): убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления  своего суверенитета, должно уважаться  всеми остальными государствами. Иными  словами, предоставление убежища —  это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем  и отказать. Но если государство  реализовало это право, предоставив  какому-либо лицу или группе лиц  убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.

Основания и процедура (судебная, административная) предоставления политического убежища, а также  статус лиц, получивших убежище, зависят  от внутреннего законодательства государства.

В статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года определено:

1. « Каждый человек  имеет право искать убежища  от преследования в других  странах и пользоваться этим  убежищем.

2. Это право не может  быть использовано в случае  преследования в действительности  основанного на совершении неполитического  преступления, или деяния, противоречащего  целям и принципам Организации  Объединенных Наций».7

Следует указать на то, что предоставление убежища является мирным и гуманным актом и не считается недружественным актом по отношению к любому государству.

 

На практике право убежища реализуется путем предоставления права въезда на территорию данного государства и законного там пребывания. Лицо, получившее убежище, по своему статусу приравнивается к иностранцу, но его отличие от иностранца состоит в том, что:

· во-первых, время пребывания такого лица в государстве, предоставившем ему убежище, не ограничено;

· во-вторых, лицо, получившее убежище, не может быть выслано из государства, предоставившего ему убежище;

· в-третьих, лицо, получившее убежище, не может быть выдано как своему государству, так и любому третьему иностранному государству.

Убежище предоставляется только лишь тем лицам, которые не совершили общеуголовных или международных преступлений. Это вытекает из смысла упомянутого пункта 2 статьи 14 Всеобщей декларации прав человека.

4.2. Беженцы  и перемещенные лица.

Беженцы — это  лица, покинувшие страну, в которой  они постоянно проживали (чаще всего  страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или  иных чрезвычайных обстоятельств. К данной категории лиц не относятся так называемые «экономические беженцы», покидающие свою страну в поисках лучшего экономического положения.

 В международное  право понятие «беженцы» проникает  после первой мировой войны.  Проблема беженцев нашла отражение  в ряде международных договоров.  В рамках ООН для содействия  ее решению создано Управление  Верховного комиссара по делам  беженцев (УВКБ). Устав Управления  принят резолюцией Генеральной  Ассамблеи ООН 428 (V) от 14 декабря 1950 г. А 28 июля 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. Термин «беженцы» употребляется в договорах и резолюциях международных организаций в различных значениях. Он может, например, не относиться к лицам, покинувшим страну своего гражданства или обычного местожительства вследствие стихийных бедствий. В Конвенции 1951 года предусмотрены некоторые ограничения понятия «беженцы», связанные со временем наступления событий, послуживших причиной того, что соответствующие лица покинули страну своего гражданства или обычного местожительства (до 1 января 1951 г.).

Конвенция и Устав  УВКБ включают в понятие «беженцы»  лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований  по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений  находятся вне страны своей гражданской  принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой либо вследствие таких опасений, либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, не могут или не желают вернуться вследствие таких опасений либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства. Их нередко называют лицами без гражданства de facto, поскольку практически их статус ничем не отличается от статуса лиц без гражданства.

Принадлежность  к категории политических беженцев может рассматриваться как основание  для того, чтобы претендовать на получение политического убежища. Однако, в конечном счете, урегулирование этого вопроса зависит от законодательства и политики государства, на территории которого находятся беженцы.

Проблема беженцев не может решаться по единому образцу  в силу влияния различных факторов (социальный и национальный состав беженцев, причины, побудившие их покинуть родину, и т. д.). Западные делегации  в ряде органов ООН не раз поднимали  вопрос о так называемом массовом уходе или исходе населения (mass exodus), связывая его с нарушениями прав человека. Понятие «массовый уход (исход)» объединяет в значительной степени и проблему беженцев, и проблему экономической миграции населения.

Перемещенные лица — это лица, насильственно вывезенные в ходе второй мировой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий для использования  на различного рода работах. После окончания войны Советский Союз заключил с рядом государств соглашения о репатриации перемещенных лиц из числа советских граждан. Для содействия решению проблемы беженцев и возвращению их на родину в 1946 году была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ). Она была упразднена в связи с созданием УВКБ.

Сам термин «перемещенные  лица» не используется в Конвенции  о статусе беженцев 1951 года, но в  настоящее время в практике УВКБ он применяется в отношении некоторых  категорий «внутренних беженцев», которые также называются «вынужденными  переселенцами». К ним относятся  лица, которые покинули определенный конфликтный регион государства  и поселились в другом регионе  в пределах этого же государства.

Данная проблема является весьма острой для России, поэтому в 1993 году Российская Федерация приняла Закон «О вынужденных переселенцах». Проблемы беженцев являются весьма актуальными и для других регионов мира, в частности для Африканского континента, где в результате политической нестабильности имеется немало точек конфликтов. Здесь проблемами беженцев занимаются и региональные организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Международное право представляет собой совокупность международно-правовых норм, определяющих права и свободы  человека и гражданина, устанавливающих  обязательства государств по закреплению  прав и свобод, предоставляющих индивидам  юридические возможности защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Международное право регулирует отдельные аспекты приобретения гражданства (оптация, трансферт), предусматривает  разрешение проблем двойного гражданства, определяет статус лиц без гражданства, ориентируя государства на предоставление благоприятных условий для апатридов. Государства обязуются также  создавать максимально благоприятные  возможности для беженцев, лиц, получивших политическое убежище.

Информация о работе Гражданство. Приобретение и утрата гражданства