Двойное гражданство и безгражданство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:06, реферат

Краткое описание

Цель исследования: исследование актуальных аспектов теории и практики правового регулирования вопросов гражданства в международном праве. Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющиеся материалы о конституционно-правовом развитии и регулировании гражданства;
– на основе анализа изучить принципы и порядок приема в гражданство;
– проанализировать порядок приобретения гражданства;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть порядок прекращения гражданства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие гражданства. Способы приобретения и утраты………….5
1.1. Приобретение гражданства ………………………………………..8
1.2. Утрата гражданства………………………………………………..12
Глава 2. Двойное гражданство и безгражданство……………………………14
2.1. Двойное гражданство………………………………………………..14
2.2. Безгражданство………………………………………………………17
Глава 3.. Правовое положение иностранцев…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Международное.docx

— 49.57 Кб (Скачать файл)

Нормы об основаниях и порядке  высылки иностранных граждан  содержатся также в Международном  пакте о гражданских и политических правах 1966 года (ст. 13). Иностранец, законно  находящийся на территории какого-либо государства, может быть выслан только во исполнение решения, вынесенного  в соответствии с законом. Если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, он имеет право  на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью или лицами, специально назначенными компетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для этой цели перед этой властью или лицами.

Каждое государство самостоятельно устанавливает правовой статус иностранцев, находящихся на его территории, и  естественно, он в различных государствах отличается по своему объему. Между  тем такой правовой статус имеет  в большинстве государств общие  черты: 1) разрешительный порядок въезда на территорию государства - через визу; 2) иностранцы не пользуются избирательным  правом, не могут занимать государственные  должности; 3) на иностранцев не распространяется обязанности нести воинские повинности в государстве пребывания; 4) иностранцы ограничены в некоторых трудовых правах; 5) для приобретения гражданства установлено множество цензов.

Правовой статус иностранцев  можно свести к трем видам режимов:

- национальный режим - иностранцы уравниваются в правах  с собственными гражданами;

- режим наибольшего благоприятствования  - иностранцам предоставляются такие  же права, как и гражданам  любого третьего государства;

- специальный режим - для  иностранцев устанавливается особый

режим, более жесткий по сравнению с двумя вышеназванными.

Иногда для иностранцев  применяется преференциальный режим, который отличается предоставлением  им определенных привилегий и преимуществ  в отношениях с соседними странами, например, в области пограничной  торговли.

Международной практике известны случаи и так называемой обратной взаимности. Если какое-либо государство  применяет к гражданам другого  государства необоснованные, дискриминационные  меры, наносящие ущерб их правам и законным интересам, ухудшающие их правовое положение по сравнению  с другими иностранцами, то это  государство вправе применить ответные ограничительные меры, что получило название реторсии (возмездия). Возможность применения реторсии предусматривает и законодательство Российской Федерации.

В Российской Федерации правовой статус иностранцев определен ее Конституцией, Федеральным законом  от 21 июня 2002 г. «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации», иными национальными  нормативными правовыми актами.

Часть 3 ст. 62 Конституции  РФ определяет: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».24

Основные положения Федерального закона «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» сводятся к следующему.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации  иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных  данным Федеральным законом (п. 1 ст. 5).25

Разрешение на временное  проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 6).

Квота на выдачу иностранным  гражданам разрешений на временное  проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов  государственной власти субъектов  РФ и с учетом демографической  ситуации в соответствующем субъекте России и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (п. 2 ст. 6). Так, в 2003 году квота на иностранцев  в Российской Федерации составляла 439 080 человек, в 2004 году - 205 633 человека.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований  иностранному гражданину по его заявлению  может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином  в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего  вопросами внутренних дел, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8).26

Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  РФ, а также участвовать в референдуме  Российской Федерации и референдумах субъектов РФ. Постоянно проживающие  в России иностранные граждане в  случаях и порядке, предусмотренных  федеральными законами, имеют право  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а так же участвовать в местном референдуме (ст. 12).

Согласно ст. 14 Федерального закона иностранный гражданин не

имеет права: 1) находиться на государственной или муниципальной  службе; 2) замещать должности в составе  экипажа судна, плавающего под Государственным  флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового  мореплавания РФ; 3) быть членом экипажа  военного корабля Российской Федерации  или другого эксплуатируемого в  некоммерческих целях судна, а также  летательного аппарата государственной  или экспериментальной авиации; 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации; 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ; 6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Иностранный гражданин не может быть призван на военную  службу (альтернативную гражданскую  службу), не может поступить на военную  службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала (ст. 15).

Иностранный гражданин, въехавший  в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию  в порядке, предусмотренном Федеральным  законом и другими федеральными законами. Регистрация детей, не достигших  возраста восемнадцати лет и въехавших  в Российскую Федерацию вместе с  родителями или с одним из них, производится одновременно с регистрацией родителей (родителя) (ст. 20).

В апреле 2003 года Правительство  РФ утвердило Положение о подтверждении  иностранным гражданином или  лицом без гражданства наличия  средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявлении гарантии предоставления им таких средств при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Положение определяет порядок подтверждения иностранным гражданином или лицом без гражданства наличия средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявления гарантии предоставления таких средств при обращении за визой в дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации либо в орган пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования по теме «Международно-правовой статус гражданства», позволяют сделать следующие выводы:

- в юридической литературе  гражданство рассматривается как  устойчивая правовая связь человека  с государством, правоотношение, возникающее,  изменяющееся или прекращающееся  в связи с определенными юридическими  фактами (рождение на территории  страны, обращение с просьбой  о натурализации, приобретение  второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое  положение лица в конкретной  стране.

- гражданство – это  устойчивая правовая связь человека  с государством, выражающаяся в  совокупности их взаимосвязанных  прав, обязанностей и ответственности,  основанные на признании и  уважении достоинства основных  прав и свобод человека.

- статус гражданина является  гарантией предоставления политических  прав и доступа к государственной  службе, условием свободного выезда  за пределы страны и беспрепятственного  возвращения на родину. Необходимо, чтобы государство сориентировало  социальные и экономические программы  правительства, законодательство  в области труда и социального  обеспечения, именно на интересы  граждан.

- гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека. Государство ждет от своих граждан особой лояльности, но граждане в свою очередь, также должны быть уверены и смело рассчитывать на защиту и покровительство со стороны государства.

- нормы, регламентирующие  гражданство, зависят от исторических, культурных и правовых традиций  конкретного государства. Поэтому,  критерии, установленные для определения  реальных и потенциальных граждан, должны четко показывать, какие идеи лежат в основе консолидации государства, какова иммиграционная политика, какого поведения ждут от иностранцев или лиц без гражданства.

- из разнообразных критериев основания приобретения гражданства наиболее распространенными являются: приобретение гражданства по рождению или путем натурализации.

- в основе предоставления гражданства по рождению лежат два принципа – «право крови», т.е. рождение от родителя или родителей – граждан конкретной страны, и «право почвы», т.е. рождение на территории определенной страны.

- натурализация – предоставление  гражданства лицу, не являющему  гражданином страны, на основании  решения компетентного органа.

- выход из гражданства  может иметь место как по просьбе заинтересованного лица, так и по решению компетентных органов. В ряде случае государство может отказать в просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворение.

- в Российской Федерации  выход из гражданства не допускается  после получения повестки о  призыве на срочную военную  или альтернативную службу и  до ее окончания, а также если претендент на выход из гражданства привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда.

- иностранцы обязаны  соблюдать законы страны пребывания, с уважением относиться к обычаям  и традициям ее народа. Для  соблюдения этого правила государства  должны публиковать свое национальное  законодательство или правила,  касающиеся иностранцев, а также  обеспечить любому иностранцу, находящемуся  на его территории, свободу связаться  с консульским или дипломатическим  представительством страны гражданской  принадлежности.

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты:

1) "Всеобщая декларация  прав человека". Принята Генеральной Ассамблеей ОНН, 1948 г.

2) "Конвенция, регулирующая  некоторые вопросы, связанные  с коллизией законов о гражданстве." - Гаага, 1930 г.

3) Конституция Российской  Федерации. – "Российская газета", 1993 г.

4) Федеральный закон «О  гражданстве Российской Федерации». – "Российская газета", 2002 г.

5) Федеральный закон «О  правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации». – "Российская газета", 2002 г. 

Учебники:

6) К.А. Бекяшев. Международное публичное право. Учебник.-М.,2002г.

7) Г.В. Игнотенко, О.И. Тиунов. Международное право. Учебник - М.: Норма, 2006 г.

8) Ю.М. Колосов, Э.Л. Кривченкова. Международное право. Учебник. - М.: Междунар. отнош., 2000 г.

9) Г.И. Тункин. Международное право. Учебник. - М.: Юридическая литература, 2001 г.

10) А.Н. Жеребцов. Международное  право.-Ростов-на-Дону, Феникс, 2001 г.

11) Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мичачев. Международное право. Вопросы и ответы. - М.: Юрлитинформ, 2002 г.

12) П.Н. Бирюков. Международное  право. Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2000 г.

13) И.И. Лукашук. Международное право. Общая часть. Учебник. - М.: Издательство БЭК, 2002 г.

14) С.В. Черниченко. Теория  международного права. М., 2000 г.

Информация о работе Двойное гражданство и безгражданство