Дипломатическое и консульское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Дипломатическое и консульское право - это совокупность договорных и обычных норм, определяющих правовой статус, порядок и условия деятельности государственных органов внешних сношений и должностных лиц дипломатических и консульских представительств. Это одна из старейших отраслей международного права. Она возникла и стала развиваться со времени появления государств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Дипломатическое и консульское право……………………………………..3
Дипломатические привилегии и иммунитеты…………………………….11
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

межд.право.docx

— 34.00 Кб (Скачать файл)

                                                          Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

Дипломатическое и консульское право……………………………………..3

Дипломатические привилегии и иммунитеты…………………………….11

Заключение……………………………………………………………………..16

Список использованной литературы……………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международные отношения осуществляются правительствами  с помощью специальных органов  внешних сношений, воплощающих в  своей деятельности национальные интересы соответствующих государств. Характер внешнеполитической деятельности того или иного государства тесно  связан с конституционным строем того или иного государства.

Дипломатия – официальная деятельность органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики, а также по защите прав и интересов государства и его граждан за границей. Это важнейшее средство внешней политики государства; ее организация и методы обусловливаются задачами той внешней политики, которую эта дипломатия осуществляет. Российская Федерация проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Она основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме. Отличительная черта российской внешней политики – сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, которое предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире на глобальном и региональном уровнях, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.

 

 

 

 

 

 

Дипломатическое и консульское  право – это совокупность договорных и обычных норм, определяющих правовой статус, порядок и условия деятельности государственных органов внешних сношений и должностных лиц дипломатических и консульских представительств. Это одна из старейших отраслей международного права. Она возникла и стала развиваться со времени появления государств.

Кодификация дипломатического и консульского права  была осуществлена в результате принятия в 1961 г. Венской конвенции о дипломатических сношениях, в 1963 г. – Венской конвенции о консульских сношениях, в 1969 г. – Конвенции о специальных миссиях, в 1975 г. – Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.

Основными внутригосударственными актами Российской Федерации о правовом положении и деятельности зарубежных органов внешних сношений на территории нашей страны являются Конституция Российской Федерации, Положение о МИД Российской Федерации, Положение о Посольстве Российской Федерации, Положение о Чрезвычайном и полномочном после Российской Федерации в иностранном государстве, Положение о консульском учреждении Российской Федерации. Изучение правового статуса этих органов государственной власти относится к предмету конституционного и административного права.

Органы  внешних сношений по месту пребывания разделяют на внутригосударственные и зарубежные.

Внутригосударственные органы внешних сношений – парламент, глава государства, правительство и глава правительства, ведомство иностранных дел – осуществляют общее руководство внешними сношениями.

Зарубежные органы внешних сношений – дипломатические представительства государств (посольства или миссии), консульские представительства, представительства при международных организациях, международные конференции и совещания – осуществляют свою деятельность за рубежом. Наиболее важными зарубежными органами внешних сношений являются дипломатические представительства государств, функции и деятельность которых регулируются Венской конвенцией о дипломатических сношениях.

Основными функциями дипломатического представительства являются:

1) представительство государства;

2) защита интересов своего государства и его граждан;

3)ведение переговоров с правительством государства пребывания;

4)выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания;

5) поощрение дружественных отношений между своим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки (ст. 3, п. 1). Российские органы внешних сношений обязаны строить свою деятельность в соответствии с правилами дипломатического протокола.

Дипломатическое представительство состоит из главы  дипломатического представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала. Членами  дипломатического представительства  могут быть только граждане пославшего их государства. Граждане страны пребывания могут входить в обслуживающий  персонал лишь с согласия их страны. Глава представительства является высшим представителем для граждан  и юридических лиц своего государства  в стране пребывания.

Венская конвенция устанавливает порядок  назначения глав дипломатических представительств, их классы и ранги. Аккредитование главы  представительства обусловлено  получением агреманана его назначение (ст. 4); другие сотрудники назначаются свободно своим государством. Ст. 14 Конвенции устанавливает следующие три класса глав дипломатических представительств: послы, посланники и поверенные в делах. Глава представительства приступает к исполнению своих обязанностей, как правило, после вручения им главе государства верительной грамоты, т. е. документа, удостоверяющего статус посла (посланника). Совокупность глав дипломатических представительств в одной стране принято называть дипломатическим корпусом, который возглавляет дуайен (старейший) – тот из послов, который ранее других приступил к исполнению своих функций.

Вопросы, связанные с функциями и деятельностью  консульских представительств, регулируются Венской конвенцией о консульских сношениях (1963), а также консульскими межгосударственными конвенциями и консульскими уставами отдельных стран. Консульские представительства как зарубежные органы внешних сношений создаются по соглашению между заинтересованными государствами. В соответствии со ст. 9 Венской конвенции главами консульских представительств могут быть генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент. Современная практика государств знает как штатных (должностных лиц, являющихся гражданами своего государства), так и нештатных (должностных лиц, назначаемых из граждан страны пребывания) консулов.

Порядок назначения консула определяется национальным законодательством. Так, в России консулы назначаются правительством, а, например, в Великобритании – королевой. Для назначения консула, как правило, требуется предварительное согласие соответствующего государства, которое называется экзекватурой. При назначении на должность консул получает консульский патент, в котором указываются местопребывание консульского учреждения и границы консульского округа. Консул приступает к исполнению своих служебных обязанностей, как правило, после получения экзекватуры.

Функции консула закреплены в Конвенции  о консульских сношениях, в консульских  конвенциях и консульских уставах  отдельных стран и сводятся к  следующему:

1) изучение и анализ всеми законными способами экономической, торговой, культурной, научной жизни консульского округа и сообщение этих сведений своему правительству;

2) защита интересов своего государства и его граждан (физических и юридических лиц);

3) содействие развитию экономических, культурных, научных, торговых связей между двумя странами;

4) выполнение некоторых функций административного характера (исполнение обязанностей нотариуса, регистрация актов гражданского состояния и др.);

5) выдача виз на въезд в представляемую консулом страну;

6)оказание помощи морским и воздушным судам (в том числе военным).

Основными функциями консульского представительства  России являются охрана и защита в  государстве пребывания экономических  и правовых интересов России, а  также прав и интересов граждан  и юридических лиц России с  учетом законодательства государства  пребывания. Выполняя эту функцию, консул может без особой доверенности представлять российских граждан в учреждениях  государства пребывания. Консульские  представительства могут выдавать паспорта, продлевать, погашать визы на въезд в Россию и выезд из нее. Консул следит за тем, чтобы соблюдались права российских торговых судов и самолетов, имеет право выяснять обстоятельства происшествий, имевших место на судне или самолете, оказывает помощь экипажам.

Различают следующие функции российского  консула в отношении российских военных кораблей, военно-вспомогательных  судов и военных самолетов: в  соответствии с Консульским уставом  консул обязан всемерно содействовать  российским военным кораблям, находящимся  в портах, территориальных и внутренних водах государства пребывания в  пределах его консульского округа, в вопросах связи с берегом, взаимоотношений  с местными властями, материально-технического обеспечения.

Если  отсутствует военный атташе, то консул принимает участие в решении  всех вопросов, связанных с заходом  военного корабля в порт. По прибытии военного корабля консул сообщает его  командиру сведения, необходимые  при сношении с местными властями. Консул обязан лично посетить прибывший  корабль или отряд кораблей. В  случае оставления тяжелобольного члена  экипажа корабля на излечение  в государстве пребывания консула  последний должен следить за ходом  лечения и обеспечить отправку российского  гражданина на родину. Эти положения  Консульского устава применимы и  в отношении военных воздушных  судов России.

Для успешного выполнения своих функций  консульства пользуются привилегиями и иммунитетами, которые делятся  на две группы: привилегии и иммунитеты консульских учреждений; личные привилегии и иммунитеты. Консульские помещения, архивы, служебная переписка, средства передвижения неприкосновенны; консульства  освобождаются от налогов и пошлин. Также неприкосновенны должностные  лица консульских учреждений, т. е. они не могут быть арестованы или заключены под стражу до вынесения судебного приговора. В отношении частных действий к консулам применима юрисдикция страны пребывания. Все сотрудники консульских учреждений могут вызываться в суд в качестве свидетелей, но не обязаны давать показания, связанные с их консульской деятельностью. На основе двусторонних соглашений привилегии и иммунитеты могут быть расширены.

Правовой  статус военных атташе в юридической литературе практически не рассматривается. Однако знание российскими офицерами функций и правового положения военных атташе представляет несомненный интерес и является весьма актуальным как с точки зрения обороноспособности России, так и для практической деятельности военнослужащих, особенно находящихся за рубежом. Международно-правовое оформление института военных атташе как постоянных военно-дипломатических представителей при посольствах и миссиях (произошло в 60-х годах XIX в. В 90-е годы XIX в. появились военно-морские атташе, а в 20-е годы ХХ в. – военно-воздушные.

Порядок назначения военных атташе одинаков во всех странах. Кандидатуру на пост военного атташе предлагает военное  министерство и сообщает ведомству  иностранных дел. В состав посольства могут включаться в установленном  порядке представители иных федеральных  органов исполнительной власти и  российских государственных учреждений. Условия их направления, назначения, деятельности и отзыва определяются в установленном порядке МИД  России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями (Положение о Посольстве Российской Федерации, п. 12). Внешнеполитическое ведомство информирует страну пребывания о кандидатуре военного атташе. Ст. 7 Венской конвенции о дипломатических сношениях гласит, что в отношении военных, морских или авиационных атташе государство их пребывания может предложить, чтобы их имена сообщались заранее. Согласие государства запрашивается также на помощников и заместителей военного атташе. По прибытии в страну пребывания военный атташе представляется военному министру и министру иностранных дел.

Военный атташе и его сотрудники входят в  состав дипломатического представительства. В своей служебной деятельности военный атташе подчиняется военному ведомству своей страны; в вопросах же общеполитических он работает под руководством дипломатического представителя. Военный атташе является советником посла по военным вопросам. Дипломатический ранг военного атташе и его сотрудников определяется национальным законодательством. В зависимости от воинских званий они приравниваются к поверенным в делах, советникам и секретарям дипломатического представительства.

Военные атташе аккредитуются в стране пребывания при военном ведомстве. Во главе  корпуса военных атташе стоит  старейшина. Им является, как правило, старший по рангу, а при равных рангах – первый по времени прибытия в данное государство. Корпус военных  атташе так же, как и дипломатический  корпус, имеет представительский характер: присутствует на военных маневрах, парадах и т. д. Старейшина корпуса представляет военных атташе перед военным ведомством (военным министром).Порядок сношения военного атташе с военными властями страны пребывания устанавливается национальным законодательством. Военные атташе контактируют с военными властями страны пребывания с помощью отдела внешних сношений военного ведомства. В этом отделе военный атташе получает различные интересующие его справки, материалы, печатные издания, а также разрешения на посещение воинских частей, военных учебных заведений, учений, маневров и др. При посещении воинских частей военного атташе, как правило, сопровождает сотрудник отдела внешних сношений военного ведомства.Функции военного атташе сводятся в основном к представительству своей армии и сбору информации об армии страны пребывания. Военный атташе представляет свою армию и ее командование в иностранном государстве. С этой целью он присутствует на парадах, маневрах, посещает воинские части и учреждения. Представительская функция заметно расширяется в военное время, когда военные атташе непосредственно (а не через посла) участвуют в переговорах с представителями страны пребывания (например, в союзном государстве) о координации действий. Военные атташе, находящиеся во время войны в нейтральных странах, наблюдают за соблюдением последними нейтралитета. Значительный круг обязанностей возлагается на военного атташе в связи с пребыванием военных кораблей его страны во внутренних и территориальных водах иностранного государства.Основной функцией военного атташе является сбор военной, научно-технической и оперативной стратегической информации. Военный атташе должен владеть всеобъемлющими сведениями о вооруженных силах и органах национальной безопасности страны пребывания, о военном значении тех или иных событий во внутренней и внешней жизни государства.Деятельность военного атташе по сбору информации должна соответствовать общепризнанным нормам и принципам международного права, согласно которым он осуществляет свою деятельность легальными средствами. Сотрудники военного атташе обязаны уважать законы и обычаи страны пребывания, не вмешиваться в ее внутренние дела. Помимо сбора информации из официальных источников, военный атташе ведет личные наблюдения; с этой целью он с разрешения военного ведомства присутствует на военных мероприятиях, посещает военные объекты, совершает поездки по стране.

Информация о работе Дипломатическое и консульское право