Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 18:08, курсовая работа
Объект исследования: Дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
Предмет исследования: социально -правовая защита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
Исходя из цели, объекта, предмета были определены следующие задачи исследования:
- .Рассмотреть социальную защиту детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в дореволюционной России
- Рассмотреть социальную защиту детства в Советской России
- Изучить сущность и содержание социально-правовой защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»
Введение
I. История защиты детей в России
1.1. Защита детей до 1917 года
1.2 Социальная защита детства в Советской России
II. Защита детей на современном этапе
2.1 Ювенальная юстиция
2.2 Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства
Заключение
Список литературы
Когда обозначился перелом в ходе войны и стало просматриваться ее победоносное завершение, Советским правительством было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август 1943 г.)- Постановлением предусматривалось создание 9 суворовских училищ, на 500 человек каждое, 23 ремесленных училищ по 400 человек, детских домов на 16300 мест, домов ребенка на 1750 мест, 29 приемников-распределителей на 2 тысячи человек. В них направляли в первую очередь детей погибших фронтовиков, партизан, партийных и советских работников. К концу 1945 года для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов. Широкое распространение получило создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях, за счет органов внутренних дел, системы трудовых резервов, профсоюзных и комсомольских организаций. Только за счет колхозов содержались 4 тысячи детских домов.[2]
Широкий размах во время войны приняло усыновление детей. Возрождается практика передачи детей-сирот в семьи. Под опеку и патронирование было передано за военные годы 270 тысяч детей-сирот.
В послевоенные годы продолжала расширяться практика передачи беспризорных детей главным образом в детские дома. В 1950 году в стране функционировало 6543 детских дома, в которых воспитывалось 635 900 детей.
Открылось несколько специализированных детских домов для одаренных детей-сирот, куда отбирали талантливых детей с перспективой их последующего поступления в музыкальные и художественные училища, в балетные школы, определения в военные оркестры.
Детские дома были, в основном, двух типов: дошкольные и школьные.
В дошкольных детских домах жили дети с 3 до 7 лет, в группах по 30--40 человек; содержание и методика воспитательной работы повторяли практику детских садов.
В школьном детском доме содержались дети с 7 до 18 дет. Все воспитанники посещали школу, распорядком дня предусматривалась подготовка домашних заданий, детям помогали закрепленные за группой два воспитателя. После занятий дети посещали работавшие в школе предметные кружки. Кружки эстетического цикла (хор, оркестр, изо) чаще функционировали непосредственно в детском доме. В большинстве школьных детских домов были хорошо оборудованные мастерские, большие подсобные хозяйства, где воспитанники получали первые трудовые навыки и подготовку к будущей профессии. Через детские советы осуществлялось самоуправление воспитанников. Советы под руководством администрации и воспитателей организовывали жизнь воспитанников, их участие во внешкольной работе, связывали мероприятия детского дома и школы.
В пятидесятые годы для детей-сирот, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров стали создаваться школы-интернаты, в шестидесятые годы в школы-интернаты преобразовывались и детские дома.
Во все годы советской власти много внимания уделялось организации летнего отдыха детей. Главная форма этого отдыха -- пионерские лагеря, в которых отдыхали дети и допионерского, и пионерского, и послепионерского возраста.
Свои лагеря имели органы государственной власти всех уровней, министерства и ведомства, предприятия, учреждения и воинские соединения, профсоюзные и комсомольские организации. Лагеря работали в три смены, охватывая теплые летние месяцы -- июнь, июль, август. Эта форма летнего отдыха детей была настолько популярна, а стоимость детских путевок для родителей настолько символична, что семья свободно могла направить в пионерский лагерь и двух, и трех детей на одну, две и даже на три смены, то есть практически на все лето.
Широкая сеть пионерских лагерей дополнялась летними оздоровительными площадками на базе общеобразовательных школ, где приходящие дети под присмотром воспитателей могли и поиграть, и пообедать, и отдохнуть, причем тоже за символическую плату.
Дошкольников вывозили в пригород целым детским садом, Детскими яслями за государственный счет. Для старших школьников практиковалось создание лагерей труда и отдыха, где активный отдых совмещался с общественно полезным трудом. Для «трудных» подростков практиковалось создание лагерей оборонно-спортивного типа, где, используя кадры и учебную базу военных гарнизонов, подростки овладевали азами военного дела. Таким образом, практически все дети имели возможность во время школьных каникул активно, интересно и с пользой для здоровья отдохнуть независимо от социального положения и уровня обеспеченности родителей. Большой комплекс мероприятий по социальной защите детства предусматривался принятой XXII съездом КПСС Программой Коммунистической партии Советского Союза (1961 г.). Программой предусматривалось:
--дальнейшее широкое развертывание сети детских учреждений и создание условий для того, чтобы все большее число семей имело возможность по желанию бесплатно содержать детей и подростков в детских учреждениях;
--полное и бесплатное удовлетворение потребностей населения в яслях, детских садах и площадках, в школах с продленным днем, в пионерских лагерях;
--массовое развертывание сети школ-интернатов с бесплатным содержанием детей;
--введение во всех школах бесплатных горячих завтраков, продленного школьного дня с бесплатным обедом;
--введение в перспективе бесплатного снабжения учащихся школьной одеждой и учебными пособиями.[3]
В соответствии с Конституцией СССР Программа КПСС являлась документом, обязательным для исполнения всеми государственными, партийными и общественными организациями. Не вся - Программа была выполнена, но ее «детский» раздел был реализован с наибольшей полнотой.
В последующие годы принимались документы, развивающие, конкретизирующие и детализирующие Программу КПСС по вопросам охраны и защиты материнства и детства, материального положения семей, имеющих детей, охране здоровья подрастающего поколения. В их числе «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» (1968 г.); «О дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей» (1974 г.); «О мероприятиях по дальнейшему росту благосостояния советского народа» (1976 г.); «О мерах по увеличению производства товаров для детей, повышению их каче-ства и улучшению торговли этими товарами» (1978 г.) и др.
В 1985 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах».
Реализация постановления способствовала материальному укреплению детских учреждений и улучшению условий жизни их воспитанников. В результате реализации постановления Совета Министров СССР «О создании детских домов семейного типа» (1988 г.) забота о детях-сиротах приобретала более индивидуализированные формы. В настоящее время в России функционирует 347 домов семейного типа, в них воспитывается 3,5 тысяч детей. финансируются эти дома из государственного бюджета с учетом выплаты заработной платы родителям-воспитателям и оплаты их отпусков.
Названные постановления, а главное -- работа по их реализации -- свидетельствуют о многоплановости и постоянном развитии содержания деятельности Советского государства по социальному обеспечению и социальной защите детства, особенно детей, лишенных родительского попечения.
Большую заботу проявляло государство об организации содержательного досуга детей, В первые же годы советской власти в Петрограде, Москве и других крупных городах были созданы детские и подростковые внешкольные клубы, особой поддержкой государства пользовались дома и клубы юных пионеров.[4]
В 30-е годы создавались профсоюзные клубы и Дома культуры, в большинстве своем с приличной материальной базой. При этих учреждениях формировались секторы для работы с детьми во внеучебное время, включая различные кружки и секции, детские парки, Дома пионеров, детские дома культуры, городские и загородные пионерские лагеря, детские станции - юных техников, натуралистов, туристов; детские железные дороги и пароходства.
Общественно-педагогическое движение в стране, направленное на организацию досуга детей и подростков, проявлялось, в том числе и в отдельных самостоятельных движениях: в двадцатые годы это была организация детских клубов, в сороковые -- тимуровское движение, в пятидесятые--шестидесятые -- коммунарское движение, в семидесятые -- педагогические отряды, в восьмидесятые -- семейно-педагогические клубы.
Особенно массовым было тимуровское движение -- объединение детей в команды в целях помощи семьям фронтовиков, шефства над ранеными, работы в госпиталях и др. Зачастую эта помощь оказывалась анонимно, без афиширования и рапортов. Излишняя формализация этого движения со стороны взрослых привела к тому, что энтузиазм детей постепенно угас. Коммунарское движение (его связывают с деятельностью И.П. Иванова) стало своеобразным возрождением опыта С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Главным в нем было создание самостоятельного детского, подросткового коллектива, организация самоуправления, свободного творчества личности. Подростков увлекали поисковые экспедиции, творческие дела, трудовые десанты. Но и это движение постепенно заглохло под прессом бюрократического стремления руководства объявить весь школьный комсо-мол коммунарским движением, подчинив его себе, и заформализовать. Семейно-педагогические клубы больше функционировали летом: выезжали в заброшенные деревни, занимались на огородах, ходили в лес, вечером собирались у костра. Вместе с тем, параллельно этим движениям подростки и молодежь создавали неформальные, нередко антисоциальньте объединения. Эти группировки завоевывали дворы, улицы, населенные пункты, многие из них носили криминальный характер: занимались рэкетом, фарцовкой, организовывали групповые драки, вовлекали в свои «команды» девушек, стали поклонниками нацистской идеологии, «сатанизма» и др
В целом же советский период развития российского общества характеризуется следующими чертами в области социальной защиты детства. В этот период в стране складывается достаточно стройная система социальной защиты детства, ядром которой является Коммунистическая партия Советского Союза. Среди субъектов социальной защиты детства ведущая роль принадлежит государ-ству, роль церкви практически сходит на нет. Активную роль в социальной защите детства играют общественные организации -- профсоюзная, комсомольская, пионерская и другие. Велика роль школы и дошкольных детских учреждений. Многочисленны формы социальной защиты детства. Советская система социальной защиты детства охватывает практически все детское население страны. Она могла бы считаться оптимальной, если бы не бюрократически-
Основными достижениями советской системы социальной защиты детства являются искоренение беспризорности, обеспечение пособиями семей, имеющих и ожидающих детей, удовлетворение в основном потребностей общества в учреждениях для детей ясельного и дошкольного возраста, создание многопрофильной и общедоступной системы образовательных и оздоровитель-ных учреждений, обеспечение всеобщего обязательного среднего образования и бесплатного медицинского обслуживания детей, ликвидация безработицы и социальная защита труда несовершеннолетних.
Социальная потребность в системе ювенальной юстиции связана с необходимостью, прежде всего, нормализовать условия жизни и воспитания детей и подростков путем защиты их прав и свобод, оказания правового воздействия на лиц, непосредственно занимающихся воспитанием, обучением, подготовкой к труду, охраной здоровья и т.п. Не менее важная социальная задача ювенальной юстиции связана с корректировкой нравственно-психологического развития личности несовершеннолетнего, совершающего правонарушения. При наличии правового основания органы ювенальной юстиции принимают решения и реализуют в отношении лиц, не достигших 18 лет, необходимые меры правового воздействия (наказания, принудительное воспитание, лечение).[6]
Сформулированные таким образом цели ювенальной юстиции позволяют определить ее функции. На наш взгляд, их нельзя свести к основной задаче органов правосудия -- обеспечению законности и обоснованности выносимых правовых решений и их исполнению. Представляется также недостаточным, если к этому добавить особые воспитательные средства воздействия, которые должны оказывать органы юстиции на несовершеннолетнего правонарушителя. Не отрицая важность всех этих задач, мы, тем не менее, полагаем, что ювенальной юстиции присущ ряд специфических функций. Ее органы, по нашему мнению, должны обеспечить в максимально возможной степени справедливость любого правового решения в отношении несовершеннолетних. Понятие справедливости шире законности и обоснованности, оно включает:
а) правильный выбор меры воздействия в пределах санкции закона;
б) охрану несовершеннолетних от реального проявления несовершенства закона, его несоответствия реальным условиям жизни подрастающего поколения и т. п., любое несправедливое решение подростком воспринимается не так, как взрослым, оно быстрее и интенсивнее блокирует желание несовершеннолетнего исправиться и, наоборот, способствует сохранению социально-психологической установки, противоречащей нормам права;
в) защиту прав и законных интересов, несовершеннолетних при рассмотрении любого дела (не только гражданского, но и уголовного, административного и т.п.). Речь идет о правах и законных интересах, как связанных с предметом доказывания по делу, так и находящихся за его пределами, о нарушении которых становится известно правоохранительным органам. Столь широкий подход обусловлен тем, что в отношении материнства и детства государство берет на себя функции защиты (ст. 38 Конституции РФ);[7]