Защита жертв войны в период вооруженных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 17:00, реферат

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что в данной работе анализируются основные источники международного права в области защиты прав человека в период вооруженных конфликтов, а также обобщаются точки зрения ученых-юристов различных школ международного права на проблемы обеспечения прав человека в период вооруженных конфликтов. выявляются основные проблемы, касающиеся защиты прав человека в период вооруженных конфликтов, формулируется ряд выводов, международного механизма обеспечения прав человека в период вооруженных конфликтов.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..…...3
2. Международно-правовая регламентация института «защиты прав человека» в период вооруженных конфликтов…………………………..7
3. Совершенствование международного механизма обеспечения прав человека в период вооруженных конфликтов ……………...…………..11
4. Защита гражданского населения………………………………………...13
5. Заключение………………………………………………………………..17
6. Список литературы……………………………………..………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Международное.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Если взглянуть  на историю войн, то можно увидеть, что больше всего от последствий  военных действий страдает гражданское население, а в XX веке это положение приобрело ужасающую тенденцию. Так, в ходе первой мировой войны 95% потерь составляли военнослужащие и лишь 5% - гражданские лица. Во время второй мировой войны картина оказалась совершенно иной: 75% потерь составили гражданские лица и 25% - военнослужащие. В некоторых современных вооруженных конфликтах свыше 90% потерь составляют гражданские лица. Можно с уверенностью сказать, что в ходе третьей мировой войны, которая закончится ядерной катастрофой, 100% потерь составит гражданское население. Приведенные цифры со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости защиты отдельных гражданских лиц и гражданского населения в целом от последствий войны. Излишне говорить о том, что принципы защиты всех покровительствуемых лиц, изложенные мною выше, характерны и для гражданского населения. Впервые попытка дать определения “гражданское лицо” и “гражданское население” была предпринята авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под покровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют:

а) граждане какого-либо государства, не связанного положениями указанной конвенции;

б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся;

в) граждане какого-либо совоюющего государства (при том  же условии);

г) лица, состоящие под  защитой трех других Женевских конвенций: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные.

Дополнительный протокол I выработал более удачную формулировку понятий гражданского лица и гражданского населения, отразившую суть их правового положения в период вооруженных конфликтов. П. 1 ст. 50 гласит:

“Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в ст. 4 III Конвенции и ст. 43 настоящего  Протокола”. Иными словами, гражданское лицо - это любое лицо, не принадлежащее к категории комбатантов. Важно добавить, что в случае сомнения относительно того, является ли лицо гражданским, оно считается таковым. Согласно Протоколу I гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. При этом устанавливается, что гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В соответствии с п. 3 ст. 50 вышеупомянутого Протокола присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Отсюда вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и права на защиту, если среди него находятся военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, “за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях” (п. 3 ст. 51). Современное международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов, предусматривает предоставление гражданскому населению и отдельным гражданским лицам как общей, так и специальной защиты от последствий военных действий. Различие заключается в том, что общая защита предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданским лицам независимо от из пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений. Специальная защита предоставляется отдельным категориям гражданского населения и обусловлена либо их повышенной уязвимостью в условиях боевых действий (раненые, больные, женщины, дети и т.д.), либо особенностями профессиональных функций, выполняемых ими в период вооруженного конфликта (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны, журналисты и т.д.). Специальная защита гражданского населения не входит в сферу моего исследования. В настоящей работе будут рассмотрены вопросы общей защиты мирного населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В целях ее осуществления устанавливается, что гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Кроме этого, при всех обстоятельствах запрещаются:

- акты насилия или  угрозы насилием, имеющие основной  целью терроризировать гражданское население;

- нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п. 5 ст. 51 Протокола I; - нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий;

- использование присутствия  или передвижения гражданского  населения или отдельных гражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им.

Безусловно, запрещается  использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны. Любое нарушение этих запрещений, говорится в заключительном положении , не освобождает стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отношению к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства принимать меры предосторожности, предусмотренные в ст. 57 Протокола I. В ней указываются следующие меры предосторожности, которые должны приниматься воюющими сторонами при планировании или осуществлении нападения:

а) делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданским лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите;

б) принимать все практически  возможные меры10 предосторожности при выборе средств и методов нападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди гражданского населения, ранения гражданских лиц, во всяком случае свести их к минимуму;

в) отменять или приостанавливать нападение, если становится очевидным, что оно, как можно ожидать, вызовет случайные потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам;

г) делать эффективное  заблаговременное предупреждение о  нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современных условиях проблема обеспечения международной  защиты прав человека, необходимость  выработки международного механизма, эффективных мер для вовлечения государств в международные договоры, конвенции в настоящее время приобретает особую актуальность.

При исследовании понятия, видов и содержания прав человека, сделан вывод о том, что под  международно-правовой защитой прав человека в период вооруженных конфликтов понимается совокупность правовых норм, для которого характерны следующие отличительные признаки:

- права и свободы  человека закрепляются в договорном  порядке;

- государства берут  на себя обязательства по претворению  в жизнь правовых норм, касающихся  защиты прав человека;

- регулируется международными  механизмами контроля за выполнением  государствами своих международных  обязательств;

- предоставление, соблюдение  и обеспечение прав человека  в период вооруженного конфликта,  должна находить отражение как  на международном, так и на национальном уровнях.

При определении прав человека в период вооруженных конфликтов необходимо учитывать, что:

- особенности защиты  прав человека в период войны  и в мирное время различны;

- не стоит рассматривать  изолированно международно-правовую  защиту жертв вооруженных конфликтов, в отрыве от достижений по международно-правовому регулированию ведения войны и, в частности по ограничению и запрещению применения некоторых средств ведения войны.

Права человека в период вооруженных конфликтов должны обеспечивать защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливать международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение. Нормы международного гуманитарного права отличаются от норм права международной безопасности. Право международной безопасности направлено на решение задач, связанных с обеспечением мира и безопасности государств, ограничением гонки вооружений и разоружением (т.е. ликвидацией материальных средств ведения войны), предотвращением, прекращением вооруженных конфликтов. При этом необходимо отметить, что международное гуманитарное право имеет более скромные цели: защиту жертв войны и непосредственных ее участников, ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения боевых действий, когда вооруженного конфликта предотвратить не удалось и он стал фактором международной и внутригосударственной жизни. Тем не менее, нормы международного гуманитарного и стандарты в области защиты прав и свобод человека взаимосвязаны, дополняют друг друга и имеют много общего в силу того, что те и другие направлены на защиту прав личности, что дает основание некоторым ученым объединить их в одну отрасль современного международного права – международное гуманитарное право.

Нормы о защите прав человека в период вооруженных конфликтов входят в такую отрасль как – международное гуманитарное право. Оно охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны, а также гуманитарной защиты гражданского населения, больных и раненых военнослужащих, а также военнопленных. Правовым обеспечением рассматриваемых норм являются Женевские конвенции по защите жертв войны 1949 года и два Дополнительных протокола, заключенных в 1977 году под эгидой Международного Комитета Красного Креста.

Таким образом, нормы  о защите прав человека в период вооруженных конфликтов являются комплексным институтом международного права. Нормы о защите прав человека в период вооруженных конфликтов являются довольно сложным нормативным комплексом. Их составляют, с одной стороны, нормы, институты, принципы собственно гуманитарного права (права человека, институт гражданства и др.), с другой – нормы и институты других отраслей, затрагивающих отдельные аспекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом, правовое положение членов экипажа воздушных и морских судов и др.). Выводы не исчерпывают всего многообразия проблем правового обеспечения защиты прав человека в период вооруженного конфликта. Для дальнейшего совершенствования международных норм и национального законодательства, а также правовых механизмов, обеспечивающих надлежащее соблюдение и защиту прав человека в условиях вооруженного конфликта, необходимы усилия многих ученых и практиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Лукашук И.И. «Право международной ответственности Международное публичное и частное право.» Москва 2009 г.
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Шуршалов В.М. Международные правоотношения. Москва: Международные отношения, 2010 г.
  4. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. – Москва: Бек, 2008 г.
  5. Фердросс А. Международное право. Москва, 2010г.
  6. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. Москва: Международные отношения, 2010г.
  7. Алешин А.А. Международное право вооруженных конфликтов Москва 2010г
  8. Курс международного права. Т.6 (под ред. Н.А.Ушакова). М., 2008 г.,
  9. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. – Москва: Юридическая литература, 2010г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Лукашук И.И. «Право международной ответственности  Международное публичное и частное право.» Москва 2009 г

2Лукашук И.И. «Право международной ответственности  Международное публичное и частное право.» Москва 2009 г

3 Шуршалов В.М. Международные правоотношения. Москва: Международные отношения, 2010 г.

4 Шуршалов В.М. Международные правоотношения. Москва: Международные отношения, 2010 г.

5 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. – Москва: Бек, 2008 г.

6 Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. – Москва: Юридическая литература, 2010г.

7Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. – Москва: Юридическая литература, 2010г. 

8 Курс международного права. Т.6 (под ред. Н.А.Ушакова). М., 2008 г.,

9 Курс международного права. Т.6 (под ред. Н.А.Ушакова). М., 2008 г.,

10 Лукашук И.И. «Право международной ответственности  Международное публичное и частное право.» Москва 2009 г.




Информация о работе Защита жертв войны в период вооруженных конфликтов