Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 17:00, реферат
Актуальность данной работы заключается в том, что в данной работе анализируются основные источники международного права в области защиты прав человека в период вооруженных конфликтов, а также обобщаются точки зрения ученых-юристов различных школ международного права на проблемы обеспечения прав человека в период вооруженных конфликтов. выявляются основные проблемы, касающиеся защиты прав человека в период вооруженных конфликтов, формулируется ряд выводов, международного механизма обеспечения прав человека в период вооруженных конфликтов.
1. Введение………………………………………………………………..…...3
2. Международно-правовая регламентация института «защиты прав человека» в период вооруженных конфликтов…………………………..7
3. Совершенствование международного механизма обеспечения прав человека в период вооруженных конфликтов ……………...…………..11
4. Защита гражданского населения………………………………………...13
5. Заключение………………………………………………………………..17
6. Список литературы……………………………………..………………..
Если взглянуть на историю войн, то можно увидеть, что больше всего от последствий военных действий страдает гражданское население, а в XX веке это положение приобрело ужасающую тенденцию. Так, в ходе первой мировой войны 95% потерь составляли военнослужащие и лишь 5% - гражданские лица. Во время второй мировой войны картина оказалась совершенно иной: 75% потерь составили гражданские лица и 25% - военнослужащие. В некоторых современных вооруженных конфликтах свыше 90% потерь составляют гражданские лица. Можно с уверенностью сказать, что в ходе третьей мировой войны, которая закончится ядерной катастрофой, 100% потерь составит гражданское население. Приведенные цифры со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости защиты отдельных гражданских лиц и гражданского населения в целом от последствий войны. Излишне говорить о том, что принципы защиты всех покровительствуемых лиц, изложенные мною выше, характерны и для гражданского населения. Впервые попытка дать определения “гражданское лицо” и “гражданское население” была предпринята авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под покровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют:
а) граждане какого-либо государства, не связанного положениями указанной конвенции;
б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся;
в) граждане какого-либо совоюющего государства (при том же условии);
г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные.
Дополнительный протокол
I выработал более удачную формул
“Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в ст. 4 III Конвенции и ст. 43 настоящего Протокола”. Иными словами, гражданское лицо - это любое лицо, не принадлежащее к категории комбатантов. Важно добавить, что в случае сомнения относительно того, является ли лицо гражданским, оно считается таковым. Согласно Протоколу I гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. При этом устанавливается, что гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В соответствии с п. 3 ст. 50 вышеупомянутого Протокола присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Отсюда вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и права на защиту, если среди него находятся военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, “за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях” (п. 3 ст. 51). Современное международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов, предусматривает предоставление гражданскому населению и отдельным гражданским лицам как общей, так и специальной защиты от последствий военных действий. Различие заключается в том, что общая защита предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданским лицам независимо от из пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений. Специальная защита предоставляется отдельным категориям гражданского населения и обусловлена либо их повышенной уязвимостью в условиях боевых действий (раненые, больные, женщины, дети и т.д.), либо особенностями профессиональных функций, выполняемых ими в период вооруженного конфликта (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны, журналисты и т.д.). Специальная защита гражданского населения не входит в сферу моего исследования. В настоящей работе будут рассмотрены вопросы общей защиты мирного населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В целях ее осуществления устанавливается, что гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Кроме этого, при всех обстоятельствах запрещаются:
- акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население;
- нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п. 5 ст. 51 Протокола I; - нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий;
- использование присутствия или передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им.
Безусловно, запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны. Любое нарушение этих запрещений, говорится в заключительном положении , не освобождает стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отношению к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства принимать меры предосторожности, предусмотренные в ст. 57 Протокола I. В ней указываются следующие меры предосторожности, которые должны приниматься воюющими сторонами при планировании или осуществлении нападения:
а) делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданским лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите;
б) принимать все практически возможные меры10 предосторожности при выборе средств и методов нападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди гражданского населения, ранения гражданских лиц, во всяком случае свести их к минимуму;
в) отменять или приостанавливать нападение, если становится очевидным, что оно, как можно ожидать, вызовет случайные потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам;
г) делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют.
Заключение
В современных условиях проблема обеспечения международной защиты прав человека, необходимость выработки международного механизма, эффективных мер для вовлечения государств в международные договоры, конвенции в настоящее время приобретает особую актуальность.
При исследовании понятия, видов и содержания прав человека, сделан вывод о том, что под международно-правовой защитой прав человека в период вооруженных конфликтов понимается совокупность правовых норм, для которого характерны следующие отличительные признаки:
- права и свободы
человека закрепляются в
- государства берут
на себя обязательства по
- регулируется международными
механизмами контроля за
- предоставление, соблюдение
и обеспечение прав человека
в период вооруженного
При определении прав человека в период вооруженных конфликтов необходимо учитывать, что:
- особенности защиты прав человека в период войны и в мирное время различны;
- не стоит рассматривать
изолированно международно-
Права человека в период вооруженных конфликтов должны обеспечивать защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливать международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение. Нормы международного гуманитарного права отличаются от норм права международной безопасности. Право международной безопасности направлено на решение задач, связанных с обеспечением мира и безопасности государств, ограничением гонки вооружений и разоружением (т.е. ликвидацией материальных средств ведения войны), предотвращением, прекращением вооруженных конфликтов. При этом необходимо отметить, что международное гуманитарное право имеет более скромные цели: защиту жертв войны и непосредственных ее участников, ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения боевых действий, когда вооруженного конфликта предотвратить не удалось и он стал фактором международной и внутригосударственной жизни. Тем не менее, нормы международного гуманитарного и стандарты в области защиты прав и свобод человека взаимосвязаны, дополняют друг друга и имеют много общего в силу того, что те и другие направлены на защиту прав личности, что дает основание некоторым ученым объединить их в одну отрасль современного международного права – международное гуманитарное право.
Нормы о защите прав человека в период вооруженных конфликтов входят в такую отрасль как – международное гуманитарное право. Оно охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны, а также гуманитарной защиты гражданского населения, больных и раненых военнослужащих, а также военнопленных. Правовым обеспечением рассматриваемых норм являются Женевские конвенции по защите жертв войны 1949 года и два Дополнительных протокола, заключенных в 1977 году под эгидой Международного Комитета Красного Креста.
Таким образом, нормы о защите прав человека в период вооруженных конфликтов являются комплексным институтом международного права. Нормы о защите прав человека в период вооруженных конфликтов являются довольно сложным нормативным комплексом. Их составляют, с одной стороны, нормы, институты, принципы собственно гуманитарного права (права человека, институт гражданства и др.), с другой – нормы и институты других отраслей, затрагивающих отдельные аспекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом, правовое положение членов экипажа воздушных и морских судов и др.). Выводы не исчерпывают всего многообразия проблем правового обеспечения защиты прав человека в период вооруженного конфликта. Для дальнейшего совершенствования международных норм и национального законодательства, а также правовых механизмов, обеспечивающих надлежащее соблюдение и защиту прав человека в условиях вооруженного конфликта, необходимы усилия многих ученых и практиков.
Список литературы
1 Лукашук И.И. «Право международной ответственности Международное публичное и частное право.» Москва 2009 г
2Лукашук И.И. «Право международной ответственности Международное публичное и частное право.» Москва 2009 г
3 Шуршалов В.М. Международные правоотношения. Москва: Международные отношения, 2010 г.
4 Шуршалов В.М. Международные правоотношения. Москва: Международные отношения, 2010 г.
5 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. – Москва: Бек, 2008 г.
6 Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. – Москва: Юридическая литература, 2010г.
7Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. – Москва: Юридическая литература, 2010г.
8 Курс международного права. Т.6 (под ред. Н.А.Ушакова). М., 2008 г.,
9 Курс международного права. Т.6 (под ред. Н.А.Ушакова). М., 2008 г.,
10 Лукашук И.И. «Право международной ответственности Международное публичное и частное право.» Москва 2009 г.
Информация о работе Защита жертв войны в период вооруженных конфликтов