Сравнительное право в древнем
мире.
Идеи сравнительного права
в Древней Греции и в Древнем Риме.
Пути и формы проявления идей
сравнительного правоведения в разных
странах и у различных народов далеко
не одинаковы. Наиболее ранние сравнительно-правовые
исследования проявились в Древней Греции
и в Древнем Риме. Они были связаны с особым
интересом древнегреческих мыслителей
к формам политико-правового устройства
античного государства. По мнению западных
исследователей, именно здесь впервые
появились не только сравнительно-правовые
идеи, но и первый практический опыт проведения
сравнительных исследований в области
государства и права. Этот опыт начался
с того, что представители одних народов
и государств тщательно изучали оправдавшие
себя или показавшиеся им более совершенными,
чем свои собственные, правовые нормы,
принципы и институты, функционировавшие
в пределах границ других государств,
с целью их полного или частичного принятия,
приспособления и использования. Примером
могут послужить «сравнительно-правовые
исследования» древнегреческих философов,
таких как Платон, который в своем труде
«Законы» на основе сравнения законов
различных греческих полисов вывел конструкцию
идеального государства, в котором действуют
подходящие, с его точки зрения, законы.
Аристотель в своей «Афинской политии»
сделал выводы о «правильной» форме государственного
устройства, соотношении законного и справедливого
на основании анализа конституций 153 древнегреческих
полисов. Древнегреческий философ и естествоиспытатель
Теофраст в сочинении «О законах» выявлял
общие принципы, лежащие в основе правопорядков
различных греческих полисов, и противопоставлял
им отклоняющиеся от них нормы, сгруппированные
в особый раздел (т.е. выделял общее и особенное). Ряд
дошедших до нас источников права является
результатом воздействия на них сравнительно-правовых
идей. К числу таковых относятся в первую
очередь широко известные Законы XII таблиц.
Этот важнейший источник древнеримского
права, восходящий к 451-450 гг. до н.э. вобрал
нормы и отрывки из сочинений как римских,
так и греческих авторов. По мнению некоторых
западных исследователей, в Законах XII
таблиц обнаружилось самое яркое проявление
того огромного влияния, которое оказывалось
греческим правом на римское.1 Влияние греческого права на
римское прослеживалось не только в Законах
XII таблиц, но и в других источниках римского
права, в частности в Институциях Гая.
В книге первой этих Институций, которые
одновременно выступали и в качестве учебника
римского права, написанного отчасти в
сравнительно-правовом плане, говорилось
в связи с этим: «Все народы, которые управляются
законами и обычаями, пользуются частью
своим собственным правом, частью общим
правом всех людей». То право, которое
каждый народ сам для себя установил, является
его собственным правом и называется правом
гражданским. А то право, которое «между
всеми людьми установил естественный
разум, применяется и защищается одинаково
у всех народов и называется правом, которым
пользуются все народы». Таким образом,
делался вывод, римский народ «пользуется
отчасти своим собственным правом, отчасти
же правом, общим всем людям». В рассматриваемый
период влияние идей сравнительного правоведения
сказывалось не только на взаимосвязи
и взаимодействии правовых систем Древней
Греции и Древнего Рима, но и на взаимоотношениях
правовых систем самих греческих городов-полисов2. Возникнув под воздействием
целого ряда факторов, и в том числе природных,
в силу того что горные хребты и заливы,
рассекавшие морское побережье, где проживала
значительная часть населения, оказались
труднопреодолимыми препятствиями для
политического объединения страны и создания
в ней единого, централизованного управления,
греческие города-государства в подавляющем
большинстве своем обладали полной политической
самостоятельностью, имели свои собственные
законодательные, исполнительные и судебные
органы, свои самостоятельные правовые
системы. С точки зрения внутренней организации
античный полис представлял собой закрытое
государство, за бортом которого оставались
не только рабы, но и чужаки-иностранцы,
даже выходцы из других греческих полисов.
Для самих же граждан полис являлся своего
рода политическим микрокосмосом со своими
формами правления, традициями, обычаями,
со своим правом3. Разумеется, политическая самостоятельность
этих городов-государств вовсе не означала
их изолированности друг от друга и от
иных государств. Не означала она, (естественно,
и изолированности их правовых систем.
Последние были не только взаимосвязаны
между собой, но и оказывали активное воздействие
друг на друга. Это в первую очередь касалось
таких выделяющихся из множества других
городов-полисов государств, как Афины
и Спарта. Будучи наиболее крупными и развитыми
в военном, политическом и ином отношении
городами-государствами, они притягивали
к себе как к противостоящим друг другу
и противоборствующим друг с другом полисам
другие города-государства. Под знаком
антагонизма этих двух полисов, как отмечалось
в исторической литературе, развертывалась
вся последующая история государственности
Древней Греции. В Афинах, где наиболее
полное развитие получили частная собственность,
рабство, рыночные отношения, где сложилась
гражданская община, связывавшая ее членов
при всем различии их имущественных и
политических интересов в единое целое,
античная демократия достигает своей
вершины и становится, как свидетельствует
последующая история, огромной созидательной
силой. В противоположность Афинам Спарта
вошла в историю как образец аристократического
военно-лагерного государства, которое
ради подавления огромной массы подневольного
населения (илотов) искусственно сдерживало
развитие частной собственности и безуспешно
пыталось сохранить равенство среди самих
граждан государства. Общие черты и особенности
экономического, политического и общественного
строя Афин и Спарты не могли не сказаться
на их правовой культуре и правовых системах.
В процессе взаимосвязи и взаимодействия,
тесного сотрудничества и противоборства
происходил своеобразный «взаимообмен»
правовыми идеями и институтами различных
городов-государств, их взаимопроникновение
в правовые системы друг друга4. Еще одним свидетельством существования
и широкого применения идей сравнительного
правоведения в Древней Греции и Древнем
Риме заключается в непрерывном влиянии
греческого права на такую составную часть
римского права, как право народов, или
jus gentium. Влияние греческого права на jus
gentium осуществлялось разными путями: через
восприятие правом народов отдельных
греческих правовых институтов и норм;
через восприятие им греческих правовых
идей и доктрин и т.д. Но наиболее распространенным
и влиятельным был второй путь, что особенно
проявилось, согласно выводам немецких
исследователей, на ранних стадиях формирования
и развития римского права. Именно в этот
период в наибольшей степени заявили о
себе и оказывали влияние на jus gentium правовые
идеи и доктрины греков, нежели какие бы
то ни было их правовые институты или нормы5. По мере развития римского
общества и государства влияние греческих
правовых идей и доктрин не только сохранялось,
но и усиливалось. Расширялась сфера воздействия
греческого права на римское, совершенствовались
его формы. Римские юристы, будучи в области
права в гораздо большей степени прагматиками,
чем теоретиками, умеющими гораздо лучше
приспособить существующее право к нуждам
повседневной действительности, применить
его практически, чем теоретически его
обосновать и объяснить, тем не менее весьма
сильно тяготели к греческому праву, и
в первую очередь к греческим правовым
теориям и доктринам6. Идеи сравнительного права
в странах Древнего Востока.
В странах Древнего Востока
зарождение сравнительного правоведения
проявляется гораздо менее отчетливо
нежели в странах Средиземноморья, а в
некоторых случаях, практически не проявляется
вообще. Однако, говоря о правовой жизни
Древнего Китая, можно достаточно легко
обнаружить признаки зарождения и существования
в этой стране в тот период идей сравнительного
правоведения на основе изучения и логического
анализа дошедших до наших дней многочисленных
философских, политических и юридических
произведений. Например, явные признаки
существования и применения идей сравнительного
права прослеживается в одном из таких
широко известных памятников общественно-политической
мысли Древнего Китая, как «Книга правителя
области Шан». В этом произведении, посвященном
изложению учения основателя китайской
школы легистов Ян Шаня, отстаивавшего
деспотическую форму правления, явно в
сравнительном плане высказывались нравоучительные
по своему характеру суждения. Одно из
таких рассуждений состоит, в частности,
в том, что "в одних государствах поощряют
порядок, в других — смуту.» В таком же сравнительно-правовом
ключе построены и другие рассуждения—предостережения
автора. Например, рассуждения о том, какими
должны быть законы в разных странах. В
тех странах, где закон извращается, пишет
автор, там нарушается порядок и т.д. В
Вавилоне широко известные законы Хаммурпи
имеют много общего с законами царства
Эшнунны, располагавшегося в одном и том
же географическом и отчасти культурном
регионе. Предполагается при этом, что
данная общность явилась результатом
взаимного воздействия друг на друга различных
правовых систем, отдельных юридических
норм, актов и институтов. По мере развития
общества и государственно-правовых систем
данного региона общность законов, издаваемых
в различных государствах Месопотамии,
не только не уменьшилась, а наоборот,
еще больше возросла. Как отмечалось в
связи с этим в отечественной литературе,
для законов и других источников права,
функционировавших в различных государствах
Месопотамии, в том числе и для законов
Хаммурапи, характерной была примитивная
правовая техника, казуистичность норм
права, их формализм, символический характер.
В них нельзя было найти ни четкого понятия
преступления, ни абстрактно сформулированной
нормы, касающейся убийства, кражи и пр.7 Таким образом, развитие сравнительного
права в древнем мире характеризовалось: 1)
внутрисистемным характером («замкнутостью»)
сравнения; 2) хаотичностью, неупорядоченностью
сравнительного анализа; 3) преимущественно
принудительным характером заимствования; 4)
нормативным сравнением и заимствованием
(«сравнение законов»); 5) цель сравнения
– поиск и формирование «правильного
права и государства».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- История государства и права
зарубежных стран. Ч.1 / под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М., 1996. С. 101-105
- История государства и права
зарубежных стран. Ч. II. Кн. 1 / Сост. Н.А. Крашенинникова. М.,
1994. С. 52.
- Марченко М.Н. Сравнительное
правоведение: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011. – 784 с.
- Саидов А.Х. Введение в сравнительное
правоведение. М., 1988.
- Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. 1. Основы М., 1995. С. 78.
1
Марченко М.Н. Сравнительное правоведение:
учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва:
Проспект, 2011. – 784 с.
2
Саидов А.Х. Введение в сравнительное правоведение.
М., 1988.
3
История государства и права зарубежных
стран. Ч.1 / под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой.
М., 1996. С. 101-105
4
Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное
правоведение в сфере частного права.
Т. 1. Основы М., 1995. С. 78.
5
Марченко М.Н. Сравнительное правоведение:
учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва:
Проспект, 2011. – 784 с.
6
История государства и права зарубежных
стран. Ч. II. Кн. 1 / Сост. Н.А. Крашенинникова.
М., 1994. С. 52.
7
Марченко М.Н. Сравнительное правоведение:
учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва:
Проспект, 2011. – 784 с.