Использование миротворческих сил в решении региональных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 15:44, доклад

Краткое описание

Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны, а также гуманитарной защиты гражданского населения, больных и раненых военнослужащих, а также военнопленных. Основными инструментами являются Женевские конвенции по защите жертв войны 1949 года и два дополнительных протокола, заключенных в 1977 году под эгидой Международного комитета Красного Креста.

Вложенные файлы: 1 файл

Использование миротворческих сил в решении региональных конфликтов.docx

— 59.52 Кб (Скачать файл)

Использование миротворческих сил в решении региональных конфликтов.

Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны, а также гуманитарной защиты гражданского населения, больных и раненых военнослужащих, а также военнопленных. Основными инструментами являются Женевские конвенции по защите жертв войны 1949 года и два дополнительных протокола, заключенных в 1977 году под эгидой Международного комитета Красного Креста.

В последние десятилетия наметилась устойчивая тенденция к увеличению числа внутригосударственных вооруженных конфликтов по сравнению с международными.[4, с.817] Так, по данным Стокгольмского международного института проблем мира (СИПРИ), с 1990 по 2002 г. произошло 58 крупных вооруженных конфликтов в 46 точках Земли. Только три из них имели межгосударственный характер, а в остальных спор возникал между оппозиционными силами внутри государства, хотя в нескольких конфликтах было замечено участие иностранных государств.

В связи с этим, особую роль в урегулировании вооруженных конфликтов играет Организация Объединенных Наций. Миротворческая деятельность является одним из инструментов ООН по обеспечению мира и безопасности во всех странах мира. Если обратиться к истории, то можно отметить, что начало миротворческой деятельности ООН было положено в 1948 году, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание контингента военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке. С тех пор, по статистическим данным ООН на январь 2014 года, было проведено 68 операций по поддержанию мира.

Согласно ст. 42 Устава ООН, решение о развертывании новой операции ООН по поддержанию мира принимает Совет Безопасности.[1, ст.42] Для этого необходимо соблюдение определенной процедуры. Сначала должна быть произведена консультация. Она проводится для того, чтобы определить, какие меры должны быть предприняты для наиболее эффективного урегулирования конфликта. В консультациях принимают участие не только правительство потенциальной принимающей стороны и участники на местах, но и государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира, а также региональные и иные межправительственные организации.

Следующий этап предполагает техническую оценку на местах. Данная оценка проводится только в случаях, если позволяют условия безопасности. Для этого в страну, где предполагается развертывание операции ООН по поддержанию мира, направляется миссия по технической оценке. Данная миссия должна произвести обзор ситуации в области безопасности, проверить положение в области прав человека, а также проанализировать и сделать вывод о возможных последствиях конфликта. На основании выводов и рекомендаций, сделанных миссией по оценке, Генеральный секретарь ООН приступает к подготовке доклада для Совета Безопасности. В докладе предлагаются варианты развертывания операции по поддержанию мира и представляется информация финансовых последствиях и предварительная смета затрат.

Далее следует этап принятия решения Советом Безопасности. Если по результатам предыдущих стадий, на основании представленного доклада Совет Безопасности приходит к выводу, что развертывание операции ООН по поддержанию мира является наиболее эффективной мерой воздействия, он официально санкционирует проведение операции путем принятия резолюции. В резолюции определяются мандат и масштабы операции и подробно излагаются задачи, которые должна выполнить операция. Затем Генеральная Ассамблея утверждает бюджет и ресурсы операции. Необходимо отметить, что мандат миссии может быть расширен после ее начала. В качестве примера можно привести миротворческую миссию ООН на территории стран бывшей Югославии, которая действовала в 1992-1995 годах. Данная миссия была учреждена резолюцией Совета Безопасности ООН 743. Первоначальной задачей миссии был контроль за перемирием между враждующими сторонами в Хорватии. После начала боевых действий в Боснии мандат миссии был расширен и включал в себя защиту международного аэропорта Сараево (с июня 1992), а в сентябре 1992 года мандат был вновь расширен, с тем чтобы Силы Организации Объединенных Наций по охране (СООНО) могли оказывать поддержку деятельности Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев по доставке гуманитарной помощи в Боснию и Герцеговину и осуществлять охрану конвоев освобожденных гражданских заключенных в случае поступления просьбы от Международного комитета Красного Креста. Позднее аналогичные процедуры были распространены на территорию Хорватии. 31 марта 1995 года Совет Безопасности принял решение реорганизовать СООНО, заменив их тремя самостоятельными, но взаимосвязанными операциями по поддержанию мира.

Рассматривая вопрос о развертывании операций ООН по поддержанию мира, необходимо отметить, что ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований. Поэтому важно решить, что представляют собой вооруженные силы ООН.

Итак, вооруженные силы ООН – контингенты вооруженных сил государств-членов ООН, представляемые в распоряжение Совета Безопасности для поддержания или восстановления международного мира и безопасности в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.[3, с.70] Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска или берет и опознавательный значок.

Создание вооруженных сил ООН – исключительное право Совета Безопасности. Также Совету Безопасности принадлежит исключительная компетенция в решении вопросов, связанных с определением стратегического и тактического руководства, численности, состава, структуры, командования, снаряжения, снабжения и финансирования вооруженных сил ООН.

В дальнейшем Генеральный секретарь представляет Совету Безопасности регулярные отчеты о выполнении мандата миссии. По результатам рассмотрения отчетов Совет Безопасности может вносить корректировки в мандат миссии вплоть до ее завершения или закрытия.

В течение последних нескольких месяцев широко обсуждается возможность введения вооруженных сил на Украину. Рассматривая вопрос введения вооруженных сил ООН на Украину, необходимо отметить, что при отсутствии обращения представителя легитимной власти решение о проведении операции по поддержанию мира принимает непосредственно Совет Безопасности. В данном случае бездействие ООН по отношению к действиям на Украине можно объяснить неоднородной, а в некоторых случаях – крайне полярной, оценкой украинского конфликта. Между тем, необходимо напомнить, что именно Совет Безопасности, согласно ст.39 Устава ООН, «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять <…> для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».[1, ст.39] Даже в случае признания наличия военных действий лицам, которые не принимают непосредственного участия или которые прекратили участие в военных действиях, гарантируются определенные права. А именно: право на уважение своей личности, чести, убеждений и религиозных обрядов.[4, ст.4] В ситуации на Украине можно увидеть прямое нарушение данных прав.  Отсутствие адекватной реакции со стороны международного сообщества на события на Украине может привести к более многочисленным жертвам.

Отдельно хотелось бы затронуть вопрос финансирования операций ООН по поддержанию мира. В ст.17 Устава ООН установлено, что «члены Организации несут ее расходы по распределению, установленному Генеральной Ассамблеей». Соответственно, каждое государство-член ООН обязано платить соответствующий взнос на миротворческую деятельность. Генеральная Ассамблея распределяет расходы на операции по поддержанию мира на основе специальной ставки взносов. Данная ставка рассчитывается по формуле, установленной государствами-членами и учитывающей экономическое положение государства-члена ООН. Необходимо отметить, что большая часть расходов возлагается на постоянных членов Совета Безопасности. Также некоторые страны на добровольной и безвозмездной основе предоставляют дополнительные ресурсы на поддержку операций ООН по поддержанию мира в виде предоставления транспортных средств, оснащения, обеспечения персонала и финансовых взносов сверх установленной шкалы взносов на операции по поддержанию мира. Каждая операция по поддержанию мира имеет свой бюджет и счет. Бюджетный цикл операций по поддержанию мира — с 1 июля по 30 июня. В конце финансового цикла каждая операция по поддержанию мира готовит и представляет отчет о своей деятельности, в котором отражено фактическое использование ресурсов. Этот отчет также рассматривает и утверждает Генеральная Ассамблея.

Что касается военных миротворцев, то они получают денежное довольствие от правительств своих стран в соответствии с национальной шкалой воинских званий и должностных окладов. ООН компенсирует затраты стран, добровольно направляющих своих военнослужащих для участия в миротворческих операциях, по единой ставке в размере немногим более 1028 долларов США на военнослужащего в месяц, которая была утверждена Генеральной Ассамблеей. ООН также выплачивает государствам-членам компенсацию за предоставление оборудования, персонала и вспомогательных услуг воинскому и полицейскому контингентам.

На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что миротворческая деятельность ООН представляет собой уникальный пример глобального партнерства. Она объединяет разные страны в попытке установить мир и безопасность в каждой точке земного шара.

 

 

Литература:

  1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Международное публичное право: сб. документов. Т. 1. - М., 1996.
  2. Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны. Женева, 12 августа 1949 года. 

http://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/geneva-convention-4.htm

  1. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 года.

http://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/treaties-additional-protocol-1.htm

  1. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II). Женева, 8 июня 1977 года. http://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/6lkb3l.htm
  2. Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие,  - 4-е изд., переработанное и дополненное / П.Н. Бирюков - М.: Юристъ, 2008. - 688с.
  3. Глебов И.Н. Международное право / И.Н. Глебов - М.: Дрофа, 2006. - 368с.
  4. Международное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Ашавский Б.М. и др.] ; под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко; Дипломат.акад. МИД Российской Федерации. – 4-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2011. - 831с.
  5. Официальный сайт Организации Объединенных Наций http://www.un.org/.

 

 


Информация о работе Использование миротворческих сил в решении региональных конфликтов