Компетенция Европейского суда по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со ст. 1 Конвенции каждое государство-участник обеспечивает каждому человеку, находящемуся под его юрисдикцией, гарантированные Конвенцией права и свободы.1 Юрисдикция государства распространяется прежде всего на территорию, и соответственно юрисдикция Суда распространяется на территорию, охватывающую всех участников Конвенции.
Из общего принципа, вытекающего из ст.1 Конвенции следует, что Суд компетентен рассматривать только те дела, где речь идет о нарушениях прав и свобод, гарантированных Конвенцией, и решения Суда могут основываться только на ее нормах.

Вложенные файлы: 1 файл

kontrolnaya_gumanitarnoe.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

Во время Великой Отечественной войны Василий Кононов был командиром партизанского отряда, в послевоенное годы - начальником отдела уголовного розыска и начальником транспортной милиции Латвийской ССР, имеет звание полковника милиции, награжден государственными наградами СССР, в том числе орденом Ленина.

Вот как описывает преследование бывшего партизана латвийскими властями независимая народная газета «Советская Россия». В 1998 году Василий Кононов был арестован по обвинению в военных преступлениях - убийстве в 1944 году «мирных жителей» деревни Малые Баты. Кононов в ответ заявлял, что уничтожал пособников фашистов. В самом деле "мирные жители" (и это не отрицала и латвийская сторона обвинения), включая женщин, были вооружены стрелковым оружием и снабжены немецкой военной амуницией. Между тем событиям 27 мая 1944 года, когда советские партизаны уничтожили в деревне Малые Баты группу предателей, предшествовала трагическая история. В феврале 1944-го в деревню пришла группа из 12 человек под руководством майора Чугунова. Они остановились в доме у Модеста Крупниекса, который выдал советских партизан немцам. Все подпольщики, в том числе находившиеся с ними медсестра и ребенок, были убиты. Операция по ликвидации предателей проводилась в соответствии с приговором партизанского трибунала, сведения о котором есть в Центральном историческом архиве Красной Армии.

В ходе долгих судебных тяжб Кононов продолжал твердо стоять на том, что девять человек, убитых в деревне Малые Баты, были предателями СССР, сотрудничавшими с немецкими оккупантами. "Во время войны любой, кто брал в руки оружие, был твоим врагом. Если ты его не уничтожишь, он убьет тебя", - говорил Кононов. В конце концов ветеран-антифашист был приговорен к одному году и восьми месяцам тюремного заключения и по отбытии срока освобожден из-под стражи.

Россия предоставила советскому партизану гражданство и выступила в его защиту третьей стороной в Европейском Суде по правам человека, куда он обратился с жалобой на Латвию. Напомним, что согласно статьи 36 («Участие третьей стороны») Конвенции о защите прав человека и основных свобод «в отношении любого дела, находящегося на рассмотрении какой-либо из Палат или Большой Палаты, каждая Высокая Договаривающаяся Сторона, гражданин которой является заявителем, вправе представлять письменные замечания и принимать участие в слушаниях».

Вот как российские политики прокомментировали страсбургскую победу Василия Кононова.

Сергей Миронов, председатель Совета Федерации, лидер партии «Справедливая Россия»: «Василий Кононов в войну сражался в партизанских отрядах и против немецких захватчиков, и против латышских коллаборационистов. Судя по всему, за это ему и мстят. Кононов попал «под немилосердную длань латвийской Фемиды» в 1998 году, когда ему был уже 81 год. Латвийское правосудие непринужденно применило к Кононову свои нормы уголовного права задним числом. Хотя совершенно очевидно, что в 1944-м, в условиях военного времени, он никак не мог считаться с принятыми в 90-х годах законами».

Виктор Озеров, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности: «Это решение суда может быть серьезным предупреждением властям Латвии о том, что переписывание истории чревато не только негативной реакцией со стороны тех, кто воевал против фашизма, но и со стороны всего мирового сообщества». Страсбургский суд по правам человека подтвердил, что борьба с фашизмом «была святым и справедливым делом для всего человечества».

Леонид Слуцкий, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам: «Решение Страсбургского суда я оцениваю, безусловно, положительно. Это хороший урок Латвии, которая в отношении национальных и языковых меньшинств проявляет, на мой взгляд, чудовищные для пространства Совета Европы двойные стандарты. Дело Кононова - одно из наиболее позорных в новейшей истории. Оно направлено против тех, кто отстаивал нашу победу против фашизма. Сродни ему и дело Арнольда Мери в Эстонии. Выиграть процесс было чрезвычайно важно. Ведь, по сути, решалось, кто возьмет верх: неофашисты, те, кто пытается насильственно ассимилировать русскоязычное население Латвии, или все же здравый смысл, историческая память, общая для всех нас, вне зависимости оттого, в какой из стран постсоветского пространства мы сегодня живем».

 

  1. Анализ основных положений Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания

 Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания – конвенция Совета Европы, принятая в 1987 году и вступившая в силу после ратификации её семью странами в 1989 году. В 1993 году к Конвенции было принято два дополнительных протокола, изменяющих её и вступивших в силу в 2002 году (после ратификации всеми странами-участницами Конвенции) как неотъемлемые части Конвенции. Сторонами конвенции и обеих протоколов на 2009 год являются все 47 стран-участниц СЕ.

Конвенция предусматривает внесудебный механизм по предупреждению жестокого обращения с лицами, лишенными свободы. В основе этого механизма – посещение отдельных стран членами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (КПП).

В своих подробных рекомендациях соответствующим органам государств-членов Совета Европы Комитет последовательно выработал целый набор стандартов, согласно которым может быть дана оценка условиям содержания лиц, лишенных свободы. Этот набор включает в себя такие понятия, как гарантия правовой защиты от жестокого обращения в полицейских участках, условия и режим содержания в тюрьмах, механизмы предотвращения возвращения задержанных или осужденных иммигрантов в страны, где им грозят пытки или жестокое обращение.

Деятельность Комитета не ограничивается посещением тюрем. Члены Комитета могут посетить любое место, где находятся лица, лишенные свободы. Такими местами являются полицейские участки, психиатрические больницы, места заключения в военных частях, места содержания задержанных иностранцев и детские приемники-распределители.

Надзор за соблюдением Конвенции ведёт Европейский Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. В комитет входит по одному эксперту от каждой страны-участницы Конвенции, обычно они избираются на четыре года (возможны вариации от двух до шести лет). Комитетов выбирает Комитет министров СЕ из трёх кандидатов, выдвигаемых делегацией соответствующей страны в ПАСЕ.

В целом деятельность Комитета конфиденциальна, согласно статье 11, и доклады Комитета публикуются лишь с согласия соответствующей страны. Согласно статье 10, в случае, если государство не вступает в сотрудничество или отказывается исправить ситуацию в свете рекомендаций Комитета, Комитет может, дав возможность государству изложить свою позицию, принять большинством в две трети голосов решение сделать публичное заявление по этому вопросу. К такому средству на 2012 год Комитет прибегал шесть раз, сделав: три заявления по России (все — связанные с Чечней), два – по  Турции, одно – по Греции.

 

  1. Право на справедливую компенсацию в рамках реализации решения Европейского суда по правам человека

Присуждение справедливой компенсации не является автоматическим следствием признания Европейским Судом по правам человека нарушения права, гарантированного Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) или Протоколами к ней. Это явно выражено в тексте статьи 41 Конвенции, которая предусматривает, что Европейский Суд по правам человека присуждает справедливую компенсацию, только если внутригосударственное право допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения и даже при этом условии – лишь в случае необходимости (if necessary – в тексте Конвенции на английском языке; s’il y a lieu– в тексте Конвенции на французском языке).

Более того, Европейский Суд по правам человека присуждает только такую компенсацию, которая считается справедливой в данных обстоятельствах (just– в тексте Конвенции на английском языке; équitable – в тексте Конвенции на французском языке). Европейский Суд по правам человека может решить, что в отношении некоторых нарушений само их признание представляет собой достаточную справедливую компенсацию и необходимость присуждения денежного возмещения отсутствует. Европейский Суд по правам человека также может посчитать справедливым присуждение компенсации в меньшем размере по сравнению с фактически причиненными убытками (моральным вредом) или понесенными издержками или отказ в присуждении компенсации в принципе. Это может иметь место, например, когда заявитель сам ответственен за фактический размер причиненных убытков (морального вреда) или издержек. При определении размера присуждаемой компенсации Европейский Суд по правам человека также может принять во внимание положение заявителя, являющегося жертвой нарушения, и Высокой Договаривающейся Стороны, ответственной за обеспечение соблюдения общественных интересов. Наконец, Европейский Суд по правам человека обычно учитывает местную экономическую ситуацию. В случае присуждения справедливой компенсации, предусмотренной статьей 41 Конвенции, Европейский Суд по правам человека может следовать соответствующим национальным стандартам. Однако они никогда не являются для него обязательными.

Сроки подачи заявления о присуждении справедливой компенсации и другие требования к нему сформулированы в Правиле 60 Регламента Европейского Суда по правам человека, которое в соответствующей части предусматривает:

«1. Заявитель, желающий получить предусмотренную статьей 41 Конвенции справедливую компенсацию в случае признания Европейским Судом по правам человека нарушения его конвенционных прав, обязан подать отдельное заявление, касающееся данного вопроса.

2. Заявитель должен представить  подробный список своих требований, касающихся справедливой компенсации, указав каждое из них отдельно  и приложив соответствующие подтверждающие  документы, в течение срока, предоставленного  ему для подачи письменного  отзыва по существу жалобы, если  только Председатель (Президент) соответствующей  Палаты не примет иного решения.

3. В случае несоблюдения  заявителем требований, сформулированных выше, Палата (Европейского Суда по правам человека) может отказать в удовлетворении его заявления о присуждении справедливой компенсации полностью или в части…»

Таким образом, в Европейский Суд по правам человека должно быть подано отдельное заявление о присуждении справедливой компенсации с приложенными к нему подтверждающими документами, а несоблюдение этого требования может привести к отказу в присуждении компенсации. Европейский Суд по правам человека также отказывает в удовлетворении требований, касающихся справедливой компенсации, изложенных в формуляре жалобы, но не представленных в виде отдельного заявления на соответствующей стадии разбирательства по делу, равно как требований, заявленных за пределами срока, предоставленного для их подачи.

Присуждение Судом справедливой компенсации обычно имеет целью возмещение и устранение последствий установленного нарушения, в случае если таковые не могут быть устранены государством-ответчиком иными способами. Это вытекает из следующих правовых позиций Суда:

- «Установление факта нарушения налагает на государство-ответчика правовое обязательство прекратить данное нарушение и возместить последствия этого нарушения таким образом, чтобы восстановить, насколько возможно, положение, существовавшее до нарушения» (дело «Бывший Король Греции и другие против Греции», жалоба № 25701/94, § 72);

- «Целью компенсации должно быть создание для заявителя таких условий, в которых он находился бы, если бы нарушение не имело места» (дело «Продан против Молдавии», жалоба № 49806/99, § 70).

- «…Целью присуждения денежных сумм в качестве справедливой компенсации является установление компенсации только за убытки, причиненные властями государства-ответчика в той степени, в какой эти события являются последствиями нарушения, которые не могут быть устранены иным образом» (дело «Скоззари и Гиунта против Италии», жалоба № 39221/98, № 41963/98, § 250).

Таким образом, главной целью Европейского суда по правам человека при рассмотрении дел является прекращение нарушений прав заявителя, гарантированных Конвенцией, а в случае невозможности прекращения  устранения последствий таких нарушений – компенсация причиненных ими убытков. При этом карательная функция как таковая у компенсации, присуждаемой Европейским судом по правам человека, отсутствует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников и литературы

 

Раздел I. Нормативные правовые акты

 

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 2. – Ст. 163.
  2. Протокол № 2 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о наделение Европейского суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения (Страсбург 6 мая 1963 года) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 20. – Ст. 2143.
  3. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6 –ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7 – ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. –  № 4. – Ст. 445.
  4. Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. (ред. от № 174 – ФЗ (ред. от 1 марта 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст.4921.

 

Раздел II. Литература

 

  1. Глотов С.А., Мазаев В.Д. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы / С.А. Глотов. -  М., - 2000. – 560 с.
  2. Глотов С.А., Петренко Е.Г. Права человека и их защита в Европейском суде / С.А. Глотов. - М., - 2000. – 142 с.
  3. Защита прав человека в современном мире. Сборник статей / РАН, Инт-т государства и права / Под ред. И.А. Ледях. – 1993. – 146 с.
  4. Конвенции Совета Европы и РФ. Сборник документов / Под ред. Берестнева. – М.: Юридическая литература. – 2000. – 398 с.
  5. Мелков Г.М. Права человека. Сборник международных документов / Г.М. Мелков. – М.: Юридическая литература. – 1998. – 860 с.
  6. Права человека. Основные международные документы: сборник. – М.: Международные отношения. – 1994. – 710 с.

 

 

 

 

 

1 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 2. – Ст. 163.

Информация о работе Компетенция Европейского суда по правам человека