Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:43, реферат
Национальная конкурентоспособность (англ. National Competitiveness) — многозначный термин, который чаще всего обозначает:
способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;
уровень производительности факторов производства в данной стране;
способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.
Конкурентоспособность страны
Национальная
способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;
уровень производительности факторов производства в данной стране;
способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.
В рамках первых двух определений
повышение национальной конкурентоспособности
отождествляется с ростом жизненных
стандартов и ускорением экономического
роста. Поэтому понятие национальной
конкурентоспособности тесно
Между повышением конкурентоспособности
в первых двух смыслах и повышением
конкурентоспособности в
Фирмы
Конкурентоспособность предприятия
– это его свойство, характеризующееся
степенью реального или потенциального
удовлетворения им конкретной потребности
по сравнению с аналогичными объектами,
представленными на данном рынке. Конкурентоспособность
определяет способность выдерживать
конкуренцию в сравнении с
аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность
Конкурентоспособность фирмы
- понятие относительное. Она может
быть выявлена и оценена только путем
сравнения фирм, выпускающих аналогичную
продукцию или оказывающих
Теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. (см. гл. 33). Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.
Механизм обеспечения конкурентоспособности фирмы
Конкурентные преимущества
фирмы обеспечиваются в процессе
конкурентной борьбы с так называемыми
пятью силами (направлениями) конкуренции,
т.е. с другими продавцами аналогичной
продукции, фирмами - потенциальными конкурентами,
производителями заменителей, поставщиками
ресурсов, покупателями ее продукции.
Их можно рассматривать как
Конкурентоспосо́бность това́ра — способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам. Характеристики товара определяют его потребительские свойства, которые, в свою очередь, включают ряд показателей качества этого товара. Конкурентоспособность товара зависит как от отдельного показателя, так и их совокупности (синергия). Показатели, характеризующие конкурентоспособность товара, часто подразделяют на две группы (т. н. «цена-качество»):
Показатели, которые характеризуют потребительские свойства товара (его качество), из которых складывается его полезный эффект. Они представляют набор «жестких» и «мягких» показателей;
Экономические показатели, которые
характеризуют экономические
технические — это показатели назначения (свойства и функции товара, определяющие область его применения), эргономические показатели (характеризуют соответствие товара свойствам человеческого организма), технические показатели (технологические решения, надежность, безопасность);
нормативные — показатели соответствия требованиям международных и национальных стандартов, нормативов, действующих на рынке, где данный товар предполагается продавать. «Мягкие» показатели характеризуют эстетические (дизайн, цвет, упаковку и т. п.) и психологические (престижность, привлекательность, доступность и т. п.) свойства товара.
Конкурентоспособность отрасли оценивается потребителем с точки зрения приоритетности его собственных потребностей, подлежащих удовлетворению. Так, получив годовую премию, у потребителя (частное лицо) может возникнуть выбор, что купить на эти деньги — новую мебель на кухню, новую стиральную машину или путевку в экзотическую страну: в этот момент наблюдается межотраслевая конкуренция. Как только потребителем отдается приоритет конкретной отрасли, конкуренция с точки зрения потребителя переходит в плоскость конкуренции предприятий, а затем и товаров. В различных экономических условиях (уровень доходов, уровень цен, ожидания и т. п.) уровень конкурентоспособности отраслей (при прочих равных) окажется различным. Проявится это прежде всего в различиях в эластичности спроса на продукцию (товары, работы, услуги) различных отраслей.