Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:52, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть конституционные основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать общую характеристику конституционных прав и свобод человека
на основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об ограничительной базе прав и свобод человека и гражданина РФ.
рассмотреть сущность и специфику законодательной базы РФ.
систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Введение.................................................................................................................. 3
Глава 1. Становление прав и свобод человека.....................................................5
1.1. Понятие и сущность прав и свобод.................................................................9
1.2. Историческое развитие прав и свобод...........................................................11
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.........................................16
2.1. Основные и иные права человека и гражданина...........................................16
2.2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод........................19
2.3. Международная защита прав и свобод человека..........................................22
Заключение...............................................................................................................26
Список использованных источников.....................................................................28
Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.
Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД - обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.11
Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.
В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество “Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский центр по правам человека и д.р.
Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.
В последние
годы для отстаивания социально-
Нарушенное
равноправие людей нужно
2.2. Международная защита прав и свобод человека.
В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала 20-го века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства - участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции.
Ученые-международники
19-го века широко восприняли естественно-правовую
теорию прав человека. Под правами
обычно подразумевалось право на
жизнь, свободу совести и вероисповеда
В ходе второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека - с другой.
Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.
ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, содержащую широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой был известный французский ученый Рене Кассен, провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах”. Так же ООН одобрила Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах и д.р.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд для защиты нарушенного права на условиях исчерпанности всех внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.
Часть 2 статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: “Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц”.
В современном
мире, когда проблема защиты прав человека
вышла далеко за пределы каждого
отдельного государства, возникла необходимость
в создании универсальных международно-
Именно поэтому остается настоятельной необходимость преодолеть различные проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы (СЕ), подготовлявшими вступление России в его состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов - о присоединении Российской Федерации к Уставу СЕ и о присоединении России к ряду других документов СЕ - 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Конвенция и протоколы СЕ стали частью российской правовой системы.
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы. Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми. Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия Конституции.
В то же время
Конституция связывает основные
права и свободы с
Основным личным правом человека является право на жизнь (ст.20). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасности социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и наркотиков.
В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.
Так же хочется отметить, что связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они носят вторичный характер, производны от воли государства. Они выступают как естественные права каждого гражданина демократического государства.
Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. Эта основа конституционного строя РФ реально реализуется через политические права каждого гражданина.
Мы видим, что
Российскому государству
Следует отметить, что по смыслу приведенных статей Конституции в Российской Федерации возможны только общие ограничения прав и свобод для всего населения путем принятия закона. Тем самым как бы исключается возможность такого ограничения в отношении отдельных лиц. В ФРГ, например, Основной закон позволяет ограничивать основные права лиц, которые злоупотребляют свободой печати, свободой преподавания, свободой собраний, тайной переписки, собственностью, правом убежища. Лишение указанных прав и его объем определяются Федеральным конституционным судом. Отсутствие подобной нормы в Конституции РФ не означает, что в России индивидуальное ограничение прав и свобод за злоупотребление ими в принципе невозможно.
Таким образом, в мировой конституционной теории и практике общепризнано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), который, однако, требует, чтобы чрезвычайное положение государством-участником было официально объявлено и об этом сообщено другим государствам.
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации 1993 г. - СЗ РФ, 2003. - №4477.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Карповича. - М.: Изд. Юрайт-М, 2008. - 423 с.
Алексеев С.С. Россия у критической черты. - М.: Изд. Юрист, 2005. - 289 с.
Андреева И.А. и др. Основы государства и права. - М.: Изд. Юрист, 2004. - 322 с.
Батлер У., Нерсесянс В.С. История права: Англия и Россия. - М.: Изд, Норма, 2006. - 437 с.
Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. - М: Изд. Норма, 2007. - 378 с.
Государственное право Российской Федерации. / Под ред. О.Е. Кутафина - М.: Изд. Юридическая литература, 2006. - 404 с.
Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины 18-го века. - М.: Изд. Юрист, 2004. - 299 с.
Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Изд. Юрист, 2006. - 296 с.
История политических и правовых учений. Учебное пособие. / Под ред. В.С. Нерсесянца - М.: Изд. Юридическая литература, 2005. - 457 с.
Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Изд. Юрист, 2006. - 412 с.
Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Основы российского права. - М.: Юрист, 2006. - 180 с.
Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. - М.: Изд. Норма, 2007. - 218 с.
Лившиц Р.З. Теория права. - М.: Изд. Юрист, 2004. - 266 с.
Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Изд. Юрист, 2007. - 414 с.
Назаренко Г.В. Теория государства и права. - М.: Изд. Норма, 2004. - 316 с.
Перевалов В.Д., Леушин В.И. Теория государства и права. - М.: Изд. Норма, 2007. - 360 с.
Права человека. Учебник для вузов. / Под ред. Е.А. Лукашева. - М.: Изд. Норма, 2003. - 167 с.
Русинов Р.К. Теория государства и права. - М.: Изд. Юрист, 2007. - 214 с.
Теория государства и права. Выпуск 1. / Под ред. А.Б. Венгерова. - М.: Изд. Юридическая литература, 2003. - 388 с.
Теория государства и права. / Под ред. Г.Н. Манова. - М.: Юрист, 2005. - 317 с.
Хутыз М.Х. Серженко П.Н. Энциклопедия права. Учебное пособие. - М.: Изд. Юрист, 2005. - 670 с.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Изд. Юрист, 2006. - 89 с.
Шилобод М.И. Политика и право. - М.: Изд. Юрист, 2005. - 500 с.
Тихомиров Ю.А. Конституционное право: уроки прошлого и будущего.//Правоведение. – 2002. С. 172
Щетинин Б.В. Проблемы теории сов. госуд. права. - М., 2000. С. 108
1 Конституция Российской Федерации 1993 г. - СЗ РФ, 2003. - №4477.
2 Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Карповича. - М.: Изд. Юрайт - М, 2008. - 423 с.
3 Алексеев С.С. Россия у критической черты. - М.: Изд. Юрист, 2005. - 289 с.
4 Батлер У., Нерсесянс В.С. История права: Англия и Россия. - М.: Изд, Норма, 2006. - 437 с.
5 История политических и правовых учений. Учебное пособие. / Под ред. В.С. Нерсесянца - М.: Изд. Юридическая литература, 2005. - 457 с.