Конституционный суд Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Конституционный Суд занимает особое место в системе органов судебной власти и в государственном механизме в целом. Этот конституционный орган - одного уровня с высшими органами законодательной и исполнительной властями, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти. Его назначение утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................2 Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОМПЕТЕНЦИЯ) КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Задачи, понятие, формирование, принципы деятельности Конституционного Суда в Республике Беларусь……………….4
Компетенция Конституционного Суда РБ и порядок внесения вопросов на рассмотрение……………………………………5
Глава II СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
2.1 Состав и порядок формирования Конституционного Суда
Республики Беларусь…………………………………………......8
2.2 Требования к кандидату на должность судьи и полномочия
судей Конституционного Суда …………..……………………..9
2.3 Председатель и заместитель председателя Конституционного
Суда ……………………………………………………………….13
Глава III ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ
3.1 Порядок рассмотрения дел и решения Конституционного
Суда ………………………………………………………………14
3.2 Опубликования решений, сроки исполнения и заключение
Конституционного Суда ……………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….18
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционый суд Республики Беларусь5 исправленный.docx

— 46.64 Кб (Скачать файл)

Судьи Конституционного Суда не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Они не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами, а также членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Судья Конституционного Суда:

имеет право требовать  созыва Конституционного Суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда;

участвует во всех заседаниях Конституционного Суда с  правом решающего голоса;

обладает другими  правами и несет обязанности, предусмотренные настоящим Законом.

Судья Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку.

До оглашения  решения по вопросам, которые изучаются  или рассматриваются Конституционным Судом, ни один его член не имеет права публично высказывать свое мнение, если это не вытекает из необходимости подготовки вопроса к обсуждению в Конституционном Суде.

При решении всех вопросов, входящих в компетенцию  Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда пользуются равными правами.

Судьи Конституционного Суда назначаются или избираются на одиннадцать лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Председатель Конституционного Суда может быть в любое время освобожден от должности Председателя Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Заместитель Председателя Конституционного Суда избирается судьями Конституционного Суда по представлению Председателя Конституционного Суда.

Судьи Конституционного Суда не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Они не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами, а также членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Полномочия судьи  Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены:

1) по его просьбе  об отставке;

2) в связи с  утратой судьей гражданства Республики  Беларусь;

3) в связи с  достижением предельного возраста  пребывания в должности судьи  Конституционного Суда;

4) в связи с  продолжением судьей, несмотря на  предупреждение со стороны Конституционного Суда, деятельности, не совместимой с должностью судьи;

5) в связи с  совершением судьей поступка, порочащего  честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих Конституционный Суд;

6) в связи с  вступившим в отношении судьи  в законную силу обвинительным приговором;

7) в связи с  признанием судьи недееспособным  решением суда, вступившим в законную силу;

8) в связи с  признанием судьи безвестно отсутствующим  либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу;

9) в связи с  признанием судьи в установленном  порядке нетрудоспособным либо неспособностью судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

10) в случае смерти  судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в  том числе на основании представления  Конституционного Суда (пункты 2 - 10 части  первой настоящей статьи) или личного  письменного заявления судьи (пункт 1 части первой настоящей статьи), с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При этом представление Конституционного Суда принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда, за исключением внесения представления о прекращении полномочий по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой настоящей статьи, которое должно быть принято большинством не менее двух третей от полного состава судей.

Полномочия судьи  Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях, если:

1) дано согласие  Президента Республики Беларусь  на арест судьи или привлечение  его к уголовной ответственности;

2) судья Конституционного  Суда зарегистрирован в качестве  кандидата в депутаты Палаты  представителей, члены Совета Республики  Национального собрания Республики  Беларусь, депутаты местных Советов  депутатов.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь. Решение о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда принимается безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.

Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда, направлять в  государственные и другие органы, должностным лицам и гражданам официальные документы, запрашивать у них какие-либо документы и иную информацию в соответствии с настоящим Законом.

Восстановление  полномочий судьи Конституционного Суда допускается после отпадения  оснований к их приостановлению  и осуществляется Президентом Республики Беларусь.

Судья считается  ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным  пунктами 1 и 3 части первой статьи 18 настоящего Закона.

Стаж работы судьи  Конституционного Суда, дающий право  на отставку и выплату ежемесячного пожизненного содержания, определяется в соответствии с законодательством  Республики Беларусь. При этом в  стаж работы в должности судьи Конституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы данного судьи по юридической специальности.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Президентом  Республики Беларусь.

 

2.3 Председатель и заместитель председателя Конституционного Суда

 

Председатель Конституционного Суда пользуется всеми правами и  несет обязанности судьи Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда представляет Конституционный  Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями.

(часть 2 статьи 19 введена Законом Республики Беларусь  от 07.07.1997 N 51-З)

Председатель Конституционного Суда:

руководит работой  Конституционного Суда, распределяет между его членами обязанности;

созывает Конституционный  Суд и председательствует на его  заседаниях;

принимает меры поощрения  и налагает взыскания на судей  Конституционного Суда в соответствии с регламентом;

осуществляет общее  руководство работой Секретариата Конституционного Суда и обладает правом приема и увольнения его работников;

вправе в любое  время подать в отставку с занимаемой должности.

Председатель Конституционного Суда издает распоряжения по вопросам внутренней деятельности Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом  и Регламентом Конституционного Суда.

Заместитель Председателя Конституционного Суда пользуется всеми  правами и несет обязанности судьи Конституционного Суда, исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда в случае его отсутствия или по его поручению.

Заместитель Председателя Конституционного Суда вправе в любое  время подать в отставку с занимаемой должности [3].

 

Глава III ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ

 

3.1 Порядок рассмотрения дел и решения Конституционного Суда

 

В назначенное время  председательствующий открывает заседание  и сообщает повестку дня. После этого он удостоверяется в явке сторон и участников, при необходимости проверяет их полномочия и разъясняет им их права и обязанности.

В случае неявки сторон или участников заседания, отсутствия у них надлежащим образом оформленных  полномочий председательствующий ставит на голосование вопрос о возможности  рассмотрения дела или о возможности  участия данного лица в его  рассмотрении.

Рассмотрение каждого  дела начинается с выступления судьи-докладчика, который излагает сущность вопроса, повод и основания для его  рассмотрения. После его выступления  выслушиваются стороны или их представители. Им могут быть заданы вопросы. При необходимости выслушиваются показания свидетелей, экспертов, специалистов и оглашаются документы, имеющие значение для рассмотрения дела.

По завершении исследования материалов дела председательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее пятнадцати дней с момента окончания слушания дела.

Итоговое решение  принимается Конституционным Судом  в закрытом совещании.

В совещании принимают  участие только судьи, участвовавшие  в рассмотрении данного дела в судебном заседании. В совещательной комнате могут присутствовать работники Секретариата Конституционного Суда, необходимые для технического обеспечения совещания.

В ходе совещания  судьи вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позицию.

Решения Конституционного Суда принимаются голосованием путем  поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним.

Председательствующий  ставит на голосование формулировки решения в порядке поступления. Судьи голосуют "за" или "против" и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании.

Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство  от полного состава судей, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Если при принятии заключения по делу о конституционности  нормативного акта голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

В протоколе совещания  в обязательном порядке фиксируются  вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования.

Протокол совещания  судей подписывается всеми судьями, участвующими в принятии решения, и не подлежит оглашению.

Решением Конституционного Суда является любой акт, принимаемый  в его заседании.

В случаях, предусмотренных  статьей 5 настоящего Закона, решения  Конституционного Суда принимаются в виде заключения.

Требования к  государственным органам могут  составлять часть иных решений, они могут быть переданы отдельно в форме представления или запроса.

Анализ состояния  конституционной законности в Республике Беларусь оформляется как послание Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь.

Решения Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа или протокольно.

Заключение Конституционного Суда оформляется в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Послания Конституционного Суда, его запросы, требования, а  также иные решения по вопросам процедурного характера оформляются в порядке, определяемом Конституционным Судом.

Решения Конституционного Суда провозглашаются в его заседании  в сроки, установленные Конституционным  Судом в соответствии с настоящим  Законом, они являются окончательными обжалованию и опротестованию не подлежат.

Заключения и  иные решения Конституционного Суда, за исключением запросов, требований и решений процедурного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

 

3.2 Опубликования решений, сроки исполнения и заключение Конституционного Суда

 

Заключения Конституционного Суда подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Решения публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Республики Беларусь».

Заключения Конституционного Суда не позднее чем в трехдневный  срок со дня их провозглашения направляются Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министру Республики Беларусь, Председателю Верховного Суда Республики Беларусь, Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральному прокурору Республики Беларусь, Министру юстиции Республики Беларусь и сторонам по делу. Решения Конституционного Суда могут быть также направлены другим государственным органам и должностным лицам.

Информация о работе Конституционный суд Республики Беларусь