Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 06:42, контрольная работа
В Великобритании существует комбинированная конституция. Она состоит из законов или, как это принято говорить в Великобритании, — статутов (их число точно не определено, различные юристы Великобритании и США насчитывают в британской конституции от десятков до 350 таких актов), судебных прецедентов (решений высших судов, имеющих нормативный характер, в Великобритании такими решениями регулируются, в частности, некоторые основные права личности), конституционных (конвенционных) соглашений, иногда в состав конституции включают правовую доктрину — некоторые выводы из трудов выдающихся английских конституционалистов прошлого, которые используются в качестве доказательства в судебном процессе.
Введение……………………………………………………………………....3
1.Форма правления и государственный режим в Великобритании..........4
2.Законодательная власть…………………………………………….…….11
3.Исполнительная власть……………………………………………………14
4.Судебная власть…………………………………………………………...16
5.Особенности конституции Великобритании…………………………….19
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….....23
4. Конституция Великобритании:
форма, структура и
держания
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Форма правления и государственный режим в Великобритании..........4
2.Законодательная власть…………………………………………….…….11
3.Исполнительная власть……………………………………………………14
4.Судебная власть…………………………………
5.Особенности конституции Великобритании…………………………….19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Отличительной характеристикой британской Конституции является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции.
Это вызвано особым (по
сравнению с другими странами Е
В Великобритании существует комбинированная конституция. Она состоит из законов или, как это принято говорить в Великобритании, — статутов (их число точно не определено, различные юристы Великобритании и США насчитывают в британской конституции от десятков до 350 таких актов), судебных прецедентов (решений высших судов, имеющих нормативный характер, в Великобритании такими решениями регулируются, в частности, некоторые основные права личности), конституционных (конвенционных) соглашений, иногда в состав конституции включают правовую доктрину — некоторые выводы из трудов выдающихся английских конституционалистов прошлого, которые используются в качестве доказательства в судебном процессе.
Великобритания представляет собой конституционную монархию. Монархия — старейший политический институт Великобритании.
Главой государства является монарх, Королева Елизавета II занимает свой пост с 1952 г. является 42 монархом Великобритании и 6 по счёту королевой. Её власть является номинальной, т.е. “ царствует, но не управляет”. Власть переходит по наследству от одного представителя царствующей династии к другому в установленном законе порядке.
Наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактически полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма и весьма немногочисленны.
Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе Премьер-министра, когда в Палате общин отсутствует большинство у какой-либо партии; косвенное воздействие монархии как олицетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются большими, чем последствия ее недостатков. Монархия — идеологическое орудие воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив.
Великобритания относится к странам с демократическим государственным режимом, поскольку характеризуется такими демократическими чертами как:
Основы правового статуса личности
Поскольку в Великобритании нет отчетливо выраженного юридического разделения конституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике содержание основных прав определяется не столько законами (хотя принят ряд специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными прецедентами и конституционными обычаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами.
После второй мировой войны, когда у власти находилась Лейбористская партия, в законодательстве были зафиксированы определенные гарантии социально-экономических прав, хотя сами эти права нигде отчетливо не закреплены. Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в школе, праве на забастовку, государственной медицине и т.д. Политические права (свобода слова, собраний, митингов, демонстраций) регулируются в основном обычаями, в законодательстве эти свободы предполагаются естественно существующими, и оно устанавливает лишь определенные требования для их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т.д. Личные права регулируются немногими законами (например, упомянутым Хабеас корпус актом), но конкретное регулирование этих прав обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с судебными прецедентами.
В Великобритании действует несколько парламентских уполномоченных (комиссаров, омбудсменов), в том числе уполномоченный по делам администрации, который следит, в частности, за соблюдением прав граждан органами управления.
Огромное значение для деятельности государственного механизма в Великобритании имеет двухпартийная система. Одна из двух партий, сменяющих друг друга у власти, считается трудовой, рабочей партией. В последние десятилетия эта система испытывает определенные сдвиги. Поскольку в парламентских выборах участвуют обычно около десяти традиционных и вновь образованных партий, ни одна из двух основных партий (Консервативная и Лейбористская) не может получить и в редчайших случаях получает явное большинство в палате общин. В связи с этим может возникнуть необходимость в коалиции одной из двух главных партий с какой-либо небольшой партией, чтобы обеспечить большинство в парламенте для формирования правительства. Правда, пока применение мажоритарной системы относительного большинства исключает это.
В Великобритании нет закона о партиях, законодательные акты избегают даже упоминания о них, оперируя понятиями «правительство его (ее) Величества» и «оппозиция его (ее) Величества». Партии действуют на основе конституционного обычая о праве на объединения.
Основной организацией британских предпринимателей является Конфедерация британской промышленности. Теоретически ее членами являются предприятия, но их представляют руководители-собственники. В состав Конфедерации входят около 10 отраслевых объединений предприятий, членами этих объединений являются около 300 тыс. фирм, на которых занята приблизительно половина работающего населения. Конфедерация имеет своих членов в парламенте (они выступают как депутаты от партий), в комитетах парламента; ее представители участвуют в различных рабочих группах как правительства, так и оппозиции. Руководители Конфедерации, ее органов формулируют задачи экономической политики, отстаивают требования предпринимателей в парламенте и правительстве, ведут переговоры с профсоюзами. Действует Конфедерация британской промышленности на основе конституционного обычая о свободе ассоциаций.
В Великобритании практически существует организационное, но не идейное единство профсоюзного движения, поскольку более 90% членов профсоюзов (7,3 млн. человек) состоят в Британском конгрессе тред-юнионов, который является коллективным членом Лейбористской партии. Действуют также Всеобщая конфедерация тред-юнионов (230 тыс.) и Шотландский конгресс тред-юнионов (940 тыс.).
В Великобритании нет специального закона о профсоюзах, но действуют различные акты, касающиеся их правового положения. Одни из них дают представителям профсоюзов право участвовать в заседаниях специальных комитетов палаты общин наряду с представителями правительства и предпринимателей, другие ограничивают права профсоюзов. Особенно это относится к законодательству, принятому при правительстве консерваторов (ограничения возможности забастовок, запрещение некоторых видов забастовок неполитического характера, принудительный арбитраж при определенных условиях, возможность ареста по судебному приказу забастовочных фондов профсоюзов и др.).
Средства выражения общественного мнения. Средства выражения общественного мнения опираются на конституционные обычаи свободы слова, информации. В Великобритании имеются мощные государственные средства информации (радио, телевидение, прежде всего Би-би-си), издаются партийные и профсоюзные газеты и журналы, существуют независимые периодические издания. Ежедневно издается около 100 общенациональных и региональных газет и журналов.
В Великобритании существует принцип разделения властей, но в его ином варианте, поскольку принята концепция верховенства парламента. Выборы в нижнюю палату — палату общин (верхняя — палата лордов — не избирается, как и глава государства монарх) — имеют решающее значение для страны, ибо палата общин формирует правительство. Избираются также представительные органы на местах — советы. В Великобритании нет назначаемых на места представителей центра, контролирующих деятельность органов местного самоуправления.
Выборы осуществляются на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы не сформулированы как конституционные, но на деле из них исходят различные акты, регулирующие выборы. Активное избирательное право предоставляется гражданам Великобритании, достигшим 18 лет (с 1983 г.), а также гражданам Ирландской Республики и гражданам британского Содружества, постоянно проживающим в Великобритании. Граждане, постоянно проживающие за границей, имеют право участвовать в выборах в парламент только в течение 5 лет после того, как они покинули страну. Регистрация избирателей в списках избирателей (регистрационных списках) обязательна, списки составляются чиновником-регистратором не на основе данных муниципальных органов, а по данным домовладельцев. Обжаловать неправильности в списках можно дважды, включая апелляционный суд. Составление списков заканчивается 16 января, и они действуют в течение года для всех выборов. Через год списки составляются заново (периодические списки).
Активным избирательным правом не обладают: пэры и пэрессы, имеющие титул не ниже барона (баронессы), поскольку они заседают в палате лордов; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда; на определенный срок— 10—15 лет—лишаются этого права лица, осужденные за мошенничество на выборах.
По закону для выдвижения кандидатов в парламент (палату общин) достаточно заявления самого кандидата, поддержанного подписями 10 избирателей. На практике же кандидатуры выдвигаются партиями (в Лейбористской партии в этом участвуют и местные организации, но сначала кандидаты предлагаются центральным руководством). Регистрация кандидата осуществляется при уплате избирательного залога в 500 ф. ст., который не возвращается, если кандидат не соберет хотя бы 5% голосов избирателей, что бывает крайне редко, так как сами кандидаты осмотрительны, а партии при их отборе учитывают такой фактор, как их популярность среди населения. Приблизительно из 2500 кандидатов, выдвигаемых, по статистике, на парламентских выборах, избирательный залог теряют около 150.
Округа по выборам в парламент (их 651) одномандатные. По закону 1949 г. они должны быть приблизительно равными по численности населения, но их границы пересматриваются раз в 10—12 лет, поэтому бывают ситуации, когда самый большой избирательный округ в 4 раза больше самого малого.
Специальных избирательных комиссий по проведению выборов ни в центре, ни на местах в Великобритании не создается. В масштабах государства выборами руководит министерство внутренних дел, на местах — чиновники по выборам. Эти обязанности возлагаются либо на шерифов графств — должностных лиц, ответственных за общественный порядок, либо на председателей местных советов; им помогают муниципальные чиновники и неоплачиваемые активисты партий. Института досрочного отзыва депутатов, равно как и народной законодательной инициативы (права предложить проект закона за подписями определенного довольно большого числа избирателей), в Великобритании не существует.
В связи с концепцией верховенства парламента долгое время отвергался также институт референдума. Впервые в истории страны он был применен в 1975 г. На голосование избирателей был вынесен вопрос о продолжении членства Великобритании в Европейском сообществе (решение избирателей было положительным). В 1979 г. были одновременно проведены (также на основе специального закона для данного случая) два региональных референдума — в Шотландии и Уэльсе — по вопросу об автономии этих регионов. Однако предложение об автономии не поддержали избиратели — не было получено необходимых 40% голосов зарегистрированных избирателей, хотя в Шотландии за автономию высказалось большинство пришедших голосовать.
Информация о работе Конституция Великобритании: форма, структура и особенности содержания