Конституция Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:43, реферат

Краткое описание

Политологи вместо этого обратились к тому, что представлялось им куда более сложным и интересным - к политической культуре, распределению экономической и общественной власти в обществе и т.п. Тогда казалось: изучать Конституции - это нечто уж очень крючкотворное и скучное. Гораздо интереснее изучать: как политическая система работает в реальной жизни, чем как она сама себя представляет в собственной Конституции. Но вот пришли 1970-е годы Конституционная проблематика вновь, оказалась, в центре внимания политологов.

Вложенные файлы: 1 файл

Германия.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Высшие органы государственной власти.

    1. Парламент.

Высшими органами власти ФРГ являются парламент, правительство, федеральный президент.

Бундестаг - орган народного представительства ФРГ, избираемый сроком на 4 года.

Согласно ст.38 «Депутатами германского Бундестага избираются всеобщими, свободными, равными и тайными выборами. Они являются представителями всего народа, не связаны наказами и указаниями и подчиняются лишь своей совести».

Избирателем является тот, кто достиг 18-летнего возраста; избираемым-тот, кто достиг возраста, с которого наступает совершеннолетие (ч.1ст.38).

Согласно ст.40 Бундестаг выбирает своего президента, его заместителей и секретарей. Он принимает свой регламент.

«Президент  осуществляет право хозяина здания Бундестага и обладает в нем политической властью. Без его разрешения в помещении Бундестага не могут производиться ни обыск, ни арест» (ч.2ст.40).

Наиболее важные задачи Бундестага:

- законотворчество;

- избрание федерального  канцлера;

- контроль за  деятельностью правительства.

На пленумах Бундестага обсуждают важнейшие вопросы внешней и внутренней политики.

Контролем за правительство  и разработкой законов занимаются соответствующие комитеты (по иностранным  делам, по социальным вопросам, бюджетный  и др.)

В Бундестаге законопроекты  проходят три чтения. Закон принимается (за исключением поправок к Основному закону), если за него проголосовало большинство. Для законопроекта, затрагивающего функции федеральных земель, необходимо одобрение Бундесрата.

Бундестаг Германии насчитывает 603 депутата.

Бундесрат –  это представительство 16 федеральных земель. Он участвует в законодательной и исполнительной деятельности на уровне Федерации.

Согласно (ч.1ст.51) «Бундесрат состоит из членов правительств земель, которые их назначают и отзывают. Земли могут быть представлены другими членами своих правительств». Каждая земля располагает не менее трех голосов, а свыше 3 млн. жителей имеют 4 голоса, свыше 6 млн. – 5, более 7 млн. жителей – 6 голосов.

При голосовании  все голоса одной земли должны выражать единое мнение.

Функции Бундесрата:

- одобряет закон затрагивающий функции федеральных земель;

- вносит изменения  в Основной закон ФРГ (2/3 голосов);

Интересы земель при голосовании в бундесрате ставятся выше партийных.

Федеральный президент  – глава ФРГ – избирается федеральным  собранием, конституционным органом, созываемым лишь для этой цели. В него входят депутаты Бундестага и такое же число депутатов, избираемых земельными парламентами. Федеральный президент избирается сроком на 5 лет большинством голосов. Федеральный президент представляет страну в международных делах, назначает и увольняет федеральных судей и чиновников, офицеров и унтер-офицеров, осуществляет право помилования, проверяет конституционность принятых законов, предлагает бундестагу кандидата на пост федерального канцлера, назначает и освобождает от должности федеральных министров.

Согласно (ч.1ст.54) «Федеральный Президент избирается федеральным собранием без прений. Избираемым может быть каждый немец, обладающий избирательным правом бундестаг и достигший сорока лет».[5, 264]

 

    1. Федеральное правительство.

Глава VI Основного закона ФРГ называется «Федеральное правительство». Согласно (ст.62) «Федеральное правительство состоит из федерального канцлера и федеральных министров».

Согласно (ч.1ст.63) «Федеральный канцлер избирается без  прений Бундестагом по предложению федерального Президента».

Канцлер может  быть смещен только путем избрания нового канцлера. Он несет ответственность  перед Бундестагом, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Федеральное правительство  имеет право издавать постановления в целях исполнения федеральных законов.

Глава IX Основного закона ФРГ называется «Правосудие» и начинается ст.92: «Судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, предусмотренными в настоящем Основном законе, и судами земель».

Федеральный конституционный  суд является органом конституционного контроля, состоит из двух сенатов, в которые входят 16 судей, избираемых в равной доле депутатами Бундестага и членами Бундесрата сроком на 12 лет. Конституционный суд работает в ФРГ с 1951 г.

Конституционный суд ФРГ:

- толкует Основной  закон ФРГ;

- рассматривает  споры между Федерацией и землями,  и между землями;

- рассматривает  индивидуальные жалобы граждан;  общин; объединений общин и др.

Если какой-либо суд ФРГ выяснит противоречия между Основным законом ФРГ и  каким-либо законом, он обязан приостановить рассмотрения дела и обратиться в Федеральный конституционный суд с запросом о конституционности закона и рассмотреть дело только после решения Федерального конституционного суда.[5, 267]

 

    1. Государственное устройство.

В ФРГ 16 земель. За последние 58 лет (с 1949 г. По 2007 г.) наблюдается  устойчивая централизация земель: законы федерации доминируют в регулировании  деятельности земель. Со второй половины 1960-х годов в ФРГ проводится политика кооперативного федерализма.

Федеральные земли  имеют собственные конституции, соответствующие основополагающим принципам Основного закона страны, но не требующие утверждения Федерацией, а также свою систему органов государственной власти, управления и правосудия.

Регулирование местного самоуправления и управления относится в основном к ведению  земель. Конституционный строй земель соответствует основным принципам  республиканского, демократического и  социального правового государства. В землях, округах и общинах население имеет представительные органы власти, созданные на основе всеобщих, прямых, равных и тайных выборов.

Каждая земля  определяет структуру и полномочия органов местного управления и самоуправления в земельных Конституциях и в специальных законах. Земли в ФРГ делятся на округа, уезды и общины, а земли Бранденбург, Саар и некоторые другие – только на уезды и общины. Крупные города приравниваются к уездам (Берлин, Гамбург и Бремен).

В землях существует однопалатные парламенты (только в Баварии – двухпалатный). Население Баварии насчитывает 12,3 млн. человек и занимает площадь 70,5 км2. Это самая крупная по территории земля ФРГ. Здесь 7 правительственных и муниципальных округов.

В других федеральных  землях также идет реструктурирование органов управления, имеющих трехступенчатую структуру управления.

Правительство районов занимается территориально-экономическим  планированием, обеспечением безопасности при катаклизмах. Есть и отделы, контролируемые министерствами. Районное правительство руководит этими отделами на местном уровне.[5, 268]   

Глава 4. Сравнительный анализ Конституции в Республике Казахстан и в Германии.

Безусловно, Конституции Германии и Казахстана имеют сходства и различия. Согласно Конституциям оба государства утверждают себя демократическими, социальными, правовыми государствами, высшими ценностями которых является - человек, его жизнь и права. Наибольшим различием является форма правления, а также институт президентства. На этом хотелось бы остановиться подробнее, потому что в современном мире институт президентства играет важнейшую роль во многих политических системах, поэтому существует объективная потребность в его изучении методом сравнительного анализа двух демократических государств, таких, как Республика Казахстан и Федеративная Республика Германия.

Б.Г.Майлыбаев  в своей работе указывает дефиницию  термина «президент». «Термин “президент”  происходит от латинского “praesidens”, что  буквально означает “сидящий впереди”. Многие исследователи считают, институт президентства - это своего рода видоизмененная монархия. И, действительно, такое предположение вполне обосновано, особенно если приводить сравнительный анализ института президентства и института конституционной монархии. Венгерский исследователь А. Шайо справедливо подчеркивает, что в Америке место короля занял Президент республики, избираемый на короткий срок. Во главе отдельных министров (департаментов) стоят руководители (секретари или управляющие), назначаемые Президентом, которые в любой момент могут быть отстранены и самостоятельно руководят департаментами на основе доверия Президента.

Если рассматривать  процесс становления института  президентства в Республике Казахстан, то мы неизбежно вернемся к недавнему  прошлому нашего государства. Именно при советском режиме в политическую систему был внедрен пост Президента, который в процессе эволюции занял ведущее положение в системе политических институтов суверенного Казахстана.[7]

Рассматривая  институт президентства Германии, можно  отметить, что в полную противоположность Казахстану конституционными органами, выполняющими преимущественно легислативные (законодательные) функции, являются бундестаг и бундесрат. Исполнительные функции, то есть государственная деятельность, возлагаются, прежде всего, на федеральное правительство во главе с федеральным канцлером и на федерального президента. Функции правосудия на уровне конституции выполняет Федеральный конституционный суд.

Послевоенный  парламентский совет был напуган  воспоминанием о той зловещей роли, которую сыграл в конечной фазе Веймарской республики второй рейхспрезидент генерал-фельдмаршал фон Гинденбург. Поэтому Основной Закон принял ту концепцию положения федерального президента, которая в общем и целом соответствует функции монарха в правительственной системе Великобритании. У авторов Боннской конституции наибольшее недоверие к определенным чертам Веймарской конституции вызвал пост главы государства. Именно боязнь вновь столкнуться с последствиями превращения харизмы политического лидера в единоличную власть, переходящую в тоталитарную, руководила разработчиками Основного Закона послегитлеровской Германии.[8]

На основе рассматриваемых нами развивающихся политических процессов на современном этапе становления и функционирования института президентской власти, являющегося приоритетным направлением, составляющего ядро политического процесса Казахстана и Германии, можно сделать следующие выводы, раскрывающие особенности политического развития двух государств, при этом выявить на основе сравнительного анализа их отличительные черты.

Во-первых, Германия является парламентской республикой, для которой характерна система выборов главы государства через парламент. В отличие от Германии, Казахстан является президентской республикой, где глава государства возвышается над всеми ветвями власти, обеспечивая их согласованное функционирование, являясь централизованной фигурой в общественно-политической жизни страны, в результате чего в республике установлена президентская форма правления.

Во-вторых, федеральный президент, являясь также главой Федеративной Республики Германия, во многом ограничен в правах и обязанностях, его роль заключается в основном в произнесении поздравительных речей и обладании некими прерогативами в чрезвычайных условиях. Президентская же власть в Казахстане олицетворяет не только силу государственной власти и управления, но и, не в последнюю очередь, ту базу, на которой происходит развитие механизмов саморегуляции ветвей власти, их ограниченное вплетение в структуру общественной жизни, в глубинные пласты социальной культуры, специфичной для казахстанского общества. Президент не возглавляет де-юре исполнительную власть, но осуществляет арбитражные и церемониальные функции, является символом и гарантом единства народа и государственной власти, а также получает право принимать законы, что до этого являлось исключительной прерогативой Парламента. В конечном счете, в казахстанских условиях президентская форма правления является одной из коренных организационных предпосылок устойчивости всей политической системы страны.

В-третьих, при  сравнительном анализе института  президентства следует рассмотреть  и порядок выборов главы государства, поскольку избирательное право  является важным конституционным институтом. Так, в отличие от Конституции  Казахстана, Конституция ФРГ предоставляет избрание федерального президента не прямым всеобщим способом, а в Федеральном собрании, состоящем из членов бундестага и депутатов, избранных ландтагами сроком на пять лет. Казахстан же, являясь президентской республикой, как правило, имеет прямой мандат, то есть избирается прямыми выборами.

В-четвертых, своеобразие  Казахстана состоит в том, что  он в отличие от Германии представляет собой общество с мозаичной социально-классовой  структурой. В этом обществе достаточно сильно влияние этнических факторов. С учетом этого стремление исполнительной власти определять «правило игры» в целях сохранения стабильности в обществе, хотя и вызывает острую критику со стороны оппозиционных сил, но поддерживается большинством населения.

В-пятых, в отличие  от Германии, где легитимность связывается  с политической системой, а не с  лидером, в Казахстане немаловажное значение имеет авторитет сильной  личности, в данном случае Президента страны.[9]

Информация о работе Конституция Германии