Конституция Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 15:45, реферат

Краткое описание

В данной работе описаны основы государственного строя Индии, на основании Конституции, как базового элемента государства. Дана характеристика высшим органам власти и проанализирована работа системы государственного устройства Индии в целом.

Содержание

Введение 2
Конституция Индии 3
Правовой статус гражданина Индии 6
Основы избирательного права и избирательная система 8
Государственные органы Федерации 10
Парламент………………………………………………………………………10
Президент…………………………………………………………………….....11
Правительство………………………………………………………………….13
Судебная система и конституционный контроль 14
Основы политико-территориального устройства 16
Федеративное устройство Индии……………………………………………..16
Публичная власть в штатах и союзных территориях……………..…………18
Местное самоуправление и управление…………………………………...…20
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция Индии.docx

— 72.19 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 2

Конституция Индии 3

Правовой статус гражданина Индии 6

Основы избирательного права и избирательная система 8

Государственные органы Федерации 10

        Парламент………………………………………………………………………10

        Президент…………………………………………………………………….....11

        Правительство………………………………………………………………….13

Судебная система и конституционный контроль 14

Основы политико-территориального устройства 16

        Федеративное устройство Индии……………………………………………..16

          Публичная власть в штатах и союзных территориях……………..…………18

        Местное самоуправление и управление…………………………………...…20

Список использованной литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Индия - крупнейшее в мире демократическое федеративным государство, занимающее второе место по численности населения, которое превышает 1 млрд. человек. Страна обладает огромными трудовыми и природными ресурсами, колоссальным интеллектуальным и научно – техническим потенциалом и представляет собой один из перспективнейших мировых рынков. Она занимает девятое место по объему ВВП, но лишь 115-е место – по доле ВВП на душу населения.

Индия была в числе первых крупных стран, освободившихся после  Второй мировой войны от колониальной зависимости. Она создала свою оригинальную государственность и Конституцию, которые стали объектами изучения и в определенной степени примерами для других освобождавшихся вслед за ней стран и народов. Эта "живая лаборатория развивающегося конституционализма" оказалась своеобразной моделью, воплотившей в себе многие характерные для афро-азиатских конституций черты, проблемы и тенденции. Индийская Конституция за полвека своего развития продемонстрировала удивительное сочетание типичности и оригинальности, модернизма и традиционности, а главное — способность приспосабливаться к меняющимся условиям современного мира и достаточно эффективно обеспечивать развитие этой громадной, многонациональной, поликонфессиональной, разнокастовой и столь многоликой страны, которая в этом отношении напоминает нашу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституция Индии

 

Конституция Индии 1950 г. - уникальный в мировой практике конституционный документ, поскольку она является самой большой по объему конституцией в мире. Она подвела итог борьбы ее народов за независимость и стала в определенной степени примером конституционного строительства для других освобождавшихся вслед за индийским народов. Создатели Основного закона Индии, с одной стороны, использовали те государственные институты и инструменты, кото-рые уже были знакомы населению и успешно работали, а с другой — смело пошли на рецепцию и приспособление к специфике индийских условий положений многих конституций других стран. Именно поэтому в ней можно выявить статьи, имеющие сходство с аналогичными положениями из конституций Великобритании, США, Австралии, СССР, Веймарской Республики, Японии, Бирманского союза и некоторых других высокоразвитых и развивающихся стран. Эти качества предопределили некоторые тенденции дальнейшего развития индийского конституционного права: многочисленность принимаемых поправок, стремление «индианизировать» заимствованные иностранные нормы и идеи, легко заменяя детали, сохранить базовый «каркас» Конституции. Интересно отметить, что в проекте новейшей, первой в истории наднациональной конституции — Конституции для Европы — просматривается много черт, весьма похожих на Конституцию Индии. Следовательно, Конституция Индийского Союза, хотя уже и вполне зрелая, остается интересным примером, используемым в процессе «конституционного проектирования» в разных регионах мира.

Конституция Индийской Республики состоит из преамбулы, 491 статьи, объединенных в 25 частей, и 13 приложений. Наиболее важными характерными чертами индийской Конституции являются: юридическое закрепление суверенитета Индийской Республики (преамбула); провозглашение весьма широкого (с учетом индийской специфики) круга прав, свобод и обязанностей граждан (ч. Ill—ГУа), служащего одной из основ либерального политического режима в стране; установление парламентарной республики (ч. V); утверждение специфической федеративной формы территориально-политического устройства, учитывающей национально-языковые особенности населяющих страну народов (ч. I, VI, XI, Приложение VII); и содействие международному миру, справедливости и безопасности (ст. 51).

Конституция Индии осуждает эксплуатацию, угнетение, содействует  проведению в стране индустриализации. В Основном законе сделана попытка обеспечить граждан гарантиями, которые заключаются в возможности обращения в Верховный суд в случае нарушения прав и свобод, закрепленных в ч. III «Основные права». В результате принятия «Закона о реорганизации штатов» в 1956 г. и последующих изменений Конституции федерация в Индии строится в соответствии с языковым принципом и использованием различных форм автономии. Для нее характерны высокая степень централизации и подробно разработанный институт чрезвычайного положения.

Конституция Индии закрепляет комбинированную систему принятия поправок, позволяющих довольно оперативно изменять положения Основного закона страны. Большая часть поправок принимается Парламентом сравнительно простым способом. Проект поправки вносится депутатом в любую палату Парламента. Получив одобрение каждой палаты, он передается президенту, который обязан подписать этот законопроект (п. 2 ст. 368). После этого закон о поправке промульгируется, вступает в силу и инкорпорируется в текст Конституции. Усложненный порядок принятия поправок Парламентом предусмотрен для изменения статей, признанных наиболее значимыми для федерации (п. 1 ст. 368). В этих случаях помимо соблюдения всех указанных в предыдущем абзаце требований перед передачей проекта закона о поправке на подпись главе государства необходима ратификация его не менее чем половиной легислатур штатов страны.

За полвека действия Конституция независимой Индии претерпела весьма глубокие изменения либо путем внесения формальных поправок, либо посредством судебных толкований или обычного законодательства. Внесенные за это время более 80 по правок существенно видоизменили структуру, текст и реальное содержание многих положений Основного закона Индии. Так, была дополнена преамбула, две части упразднены и четыре добавлены, а 18 других многократно изменялись. Общая структура Конституции приобрела в результате большую стройность и сбалансированность: в результате упразднения деления штатов на неравные по своему положению группы федеративная система была рационально унифицирована и ч. VII и IX Конституции ис ключены, а с добавлением ч. IVa «Основные обязанности» право вое положение граждан в конституционном документе приобрело несколько более реалистическое отображение. В 13 приложений (первоначально их было 8) к Конституции 36 раз вносились поправки. Свыше 100 статей было добавлено, а около 20 упразднено. Всего в Конституцию Индии было внесено более 500 изменений. В ходе эволюции Конституции усилилось такое ее своеобразное качество, как «многослойность» конституционного права Индии (по источнику происхождения норм, их значению и пространственным пределам, сфере применения, способам защиты и методам изменения). Использование Индией любого позитивного конституционного опыта отразило растущее взаимодействие и взаимовлияние правовых, социальных систем и культур в современном все более «едином» мире.

Подводя итог исследованию эволюции Основного закона Индии, можно  сделать вывод о том, что ее конституционное развитие можно  разбить на два взаимообусловленных  и связанных Общественно-историческим развитием этапа. Однако разделить их хронологически довольно сложно, поскольку их рубеж растянут и приходится на конец 70-х — начало 80-х гг. XX в. Первый этап начался с обретения независимости и продолжался до конца 70-х гг. Это этап, когда в Индии совершилась и в основном была завершена «национальная, по существу буржуазно-демократическая, революция как политическая, так и социальная. В этот период происходило становление, отлаживание и развитие Конституции Индии как Основного закона молодой освободившейся от колониальной зависимости страны с относительно Низким уровнем развития капитализма и с еще существенными феодально-колониальными общественными отношениями. Развитие государства и права (в том числе Конституции) в этот период происходило в условиях постепенно ослабляющегося доминирования Индийского национального конгресса и усиления фактора многопартийности в политической жизни страны. Что касается второго этапа, то поскольку он начался сравнительно недавно, в нем отражаются черты, характерные как для основных законов развивающихся стран, так и для конституций высокоразвитых государств. Логика и опыт весьма бурного и самобытного развития конституции Индии позволяют предположить, что на втором, достаточно продолжительном этапе будут рождаться и развиваться новые, направленные на постиндустриальную перспективу, тенденции и черты индийского конституционализма, которые сегодня лишь намечаются. Дальнейшее конституционное развитие Индийской Республики, вероятно, будет связано с более четкой дифференциацией интересов различных группировок экономически и политически господствующих кругов и усложнением отношений между ними, большей интеграцией Индии в мировое рыночное хозяйство и политику в целом.

 

 

 

 

 

Правовой статус гражданина Индии

 

Правовой статус граждан  в Конституции Индии характеризуйся усложненной структурой, которая отличается от аналогичных институтов в «классических» западных конституциях. Положения, определяющие правовой статус индийских граждан, закреплены в совокупности норм ч. III «Основные права», ч. IV «Руководящие принципы политики государства», ч. XV «Выборы», а также преамбулы, приложений и некоторых других разделов Основного закона. В ч. III Конституция выделяет как наиболее значимые так называемые «основные права», в исчерпывающий перечень которых помещены, прежде всего, политические (ст. 19) и личные права (ст. 20—22), а также отдельные положения о праве собственности. Статья 13 запрещает издавать законы, ограничивающие основные права, а в соответствии со ст. 32 в случае нарушении этих прав граждане могут обращаться непосредственно в Верховный суд для их восстановления в принудительном порядке. Это важная, хотя и ограниченная конституционная гарантия конституционных прав граждан.

Социально-экономические  права отделены от «основных прав» и большинство из них помещено в ч. IV «Руководящие принципы политики государства». Статья 37 указывает, что они «имеют основополагающее значение для управления страной, и государство обязано исходить из этих принципов при издании законов». Однако слабой стороной руководящих принципов является то, что они не подлежат судебной защите и рассматриваются, скорее, как пожелания, лишенные реальной конституционной силы. В 80-е гг. XX в., однако, в решении Верховного суда по делу «Minerva Mills Ltd. v. Union of India» был избран противоречивый, компромиссный вариант. Суть его состоит в том, что суды, рассматривая дела, в которых основные права граждан находятся в противоречии с руководящими принципами, не должны отдавать предпочтения ни одной из этих групп. Им предписывается «гармонично» учитывать обе группы прав. Такая формулировка практически отдает решение этого важного вопроса на усмотрение суда.

Для института гражданства  в Индии характерно то, что всей полнотой прав и свобод пользуются граждане Индии, в то время как  Конституция предусматривает некоторые ограничения дееспособности иностранцев. Последние не могут занимать определенные должности, такие как должность президента, вице-президента, судьи Верховного или Высшего суда штата, генерального атторнея, губернатора либо генерального атторнея штата. Они не могут быть избраны членами парламента Союза или легислатур штатов.

Особые ограничения предусмотрены  для так называемых «враждебных  иностранцев», которые лишены предусмотренных в п. 1—2 ст. 22 процессуальных гарантий, связанных с арестом и задержанием. К таковым относятся граждане государств, находящихся в состоянии войны с Индией, а также индийские граждане, добровольно проживающие в таких странах или поддерживающие с этими государствами коммерческие отношения. Закон 1955 г. о гражданстве, имеющий, несомненно, конституционное значение, сочетает в себе как элементы признания принципа «права почвы», так и «права крови». В стране предусмотрено единое индийское гражданство, призванное укрепить территориальную целостность страны. Для лиц, постоянно проживающих в штате Джамму и Кашмир, легислатура этого штата может предоставлять особые права и привилегии в отношении найма на работу в органы правительства штата, приобретения в этом штате недвижимого имущества, поселения в этом штате и предоставления стипендий и иных форм помощи от правительства штата. Такое своеобразие объясняется сложным положением в этом пограничном с Пакистаном населенном мусульманами штате.

Особенно положительными национально-специфическими качествами обладает в Конституции Индии принцип равенства, состоящий в запрещении «неприкасаемости» (ст. 17) и дискриминации по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения (ст. 15), в одинаковых возможностях устройства в государственные учреждения на работу (ст. 16) и в равной защите со стороны закона (ст. 14). Прогрессивной чертой принципа равенства в индийской Конституции является попытка обеспечить некоторые гарантии и привилегии для признанных государством отсталыми групп населения (п. 3, 4 ст. 15, п. 4 ст. 16). Этот принцип для Индийской Республики весьма важен, ибо представляет собой юридическую основу ликвидации кастовых предрассудков в отношении десятков миллионов людей.

В Индии, где традиционно  велико влияние религии на все  стороны жизни, особое значение приобретает  светский характер Конституции, усиленный  изменением преамбулы 42-й поправкой 1976 г. В то же время нельзя не признать, что социально-экономическое, кастовое неравенство, а также конфронтации на религиозно-общинной почве имеют место в Индии. Вспышки последних нередко приобретают угрожающие для единства страны масштабы.

 

 

 

Основы избирательного права и избирательная система

 

Отдельную главу хотелось бы посвятить одному из главных признаков  демократии – избирательному праву. Основы избирательного права Индии закреплены в Конституции 1950 г., весьма подробно регламентирующей выборы Президента и Вице-президента. Вопросы о выборах в обе палаты Парламента, а также в легислатуры штатов и местные органы власти в Основном законе детально не рассмотрены. Они подлежат конкретизации в текущем законодательстве Союза (ст. 327) или штатов (ст. 328). Конституция страны определяет лишь основные принципы избирательного права. Статья 326 указывает, что выборы в Народную палату Парламента и законодательные собрания штатов производятся на основе всеобщего избирательного права совершеннолетними гражданами, которые отвечают соответствующим цензам, предусмотренным Конституцией и законодательством о выборах. Активным избирательным правом (после 61-й поправки 1988 г.) пользуются индийские граждане, достигшие возраста 18 лет и проживающие в избирательном округе не менее шести месяцев в течение года, предшествующего выборам.

Для Индии характерно не только использование прямых и косвенных  выборов, но и сочетание их с принципами назначения и резервирования мест в выборных органах для женщин и недостаточно развитых групп населения. Внимание к этому принципу усилилось в последние годы (например 72-я, 73-я, 76-я, 77-я поправки к Конституции), особенно со сменой приходящих к власти правительств, как это произошло в 1999 и 2004 гг. Подготовку выборов в Парламент страны и легислатуры штатов, а также Президента и Вице-президента, руководство и контроль за проведением всех выборов осуществляет назначаемая президентом Избирательная комиссия (ст. 324). В Индии применяется система обязательной регистрации избирателей, при которой регистратор в каждом избирательном округе в соответствии с законом обязан сам внести в списки избирателей всех граждан, удовлетворяющих избирательным цензам. Списки избирателей регулярно обновляются. Большинство избирательных округов в Индии одномандатные. В силу различий в численности населения штаты очень по-разному представлены в Народной палате.

Выборы в Индии осуществляются по мажоритарной системе относительного большинства. Пассивным избирательным правом, т. е. правом быть избранным в депутаты Народной палаты, обладают граждане, достигшие 25 лет, за исключением: а) лиц, состоящих на платной государственной службе; б) осужденных на срок не менее двух лет; в) объявленных судом умалишенными либо дисквалифицированных в соответствии с каким-либо иным законом. Кандидат в депутаты должен проживать в избирательном округе, по которому он баллотируется. Для выдвижения кандидата в депутаты достаточно одному избирателю предложить его кандидатуру, а другому поддержать ее, что выглядит весьма демократично. Однако независимым кандидатам очень трудно добиться успеха на выборах без поддержки влиятельной политической партии. Кандидат в депутаты обязан внести избирательный залог в размере 500 рупий. Если же кандидат наберет менее 1/8 голосов в своем округе, залог не возвращается, что создает большие сложности для кандидатов от партий, финансовые ресурсы которых ограничены. Закон предусматривает тайное голосование, но, как и в Великобритании, производится нумерация бюллетеней, позволяющая установить, за кого голосовал избиратель.

Информация о работе Конституция Индии