Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 20:06, научная работа
Королевство Норвегии занимает западную и северную части Скандинавского полуострова, и охватывает остров Ян-Майен и архипелаг Шпицберген в Северном Ледовитом океане, а также остров Буве, остров Петра I и Землю Королевы Мод в Южном полушарии. Столица Осло. По площади Норвегия занимает шестое место в Европе. Тем не менее, Норвегия редко населена и занимает 28-е место по количеству населения. Протяженность побережья Норвегии, включая фьорды и заливы, превышает 20 тысяч километров. На востоке Норвегия граничит со Швецией, Финляндией и Россией, на севере, западе и юге страна окружена морями. Это Баренцево море, Норвежское море, Северное море и пролив Скагеррак .
Введение……………………………………….. …………… 3
1. Общая характеристика Конституции Норвегии……….. 6
2. Высшие органы государственной власти……………… 11
3. Судебная система……………………………………….. 16
4. Территориальное устройство…………………………… 21
Заключение…………………………………………………. 23
Список использованных источников……………………….28
3. Судебная система
Как правило, судебную систему называют третьей государственной властью. Система судов в Норвегии состоит из Верховного суда, Специального проверочного апелляционного комитета Верховного суда, окружных судов или судов второй инстанции, судов первой инстанции и примирительных комиссий, а также судов по особым делам. Норвегия разделена на шесть судебных территорий и на 15 судебных округов.
Систему общих судов в Норвегии возглавляет учрежденный в XVII в. Верховный суд, состоящий из председателя, по традиции он называется юстициарием, и 17 судей, входящих в одну из двух палат. Он рассматривает в качестве последней инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским, в коллегиях из трех судей, и уголовным, в коллегиях из пяти судей, делам. При этом при разбирательстве гражданского дела Верховный суд может рассматривать все фактические и юридические его аспекты, а уголовного - лишь вопросы, относящиеся к применению права, характеру наказания и процессуальным нарушениям, допущенным в нижестоящих судах. Поскольку Верховный суп не заслушивает устных объяснений и показаний сторон или свидетелей, он, как правило, избегает оценивать фактические обстоятельства дела иначе, чем это было сделано нижестоящими судами.
В составе Верховного суда функционирует Специальный проверочный апелляционный комитет, в составе трех судей, назначаемых председателем Верховного суда. Он предварительно рассматривает все поступающие жалобы на решения нижестоящих судов и обладает широкими полномочиями. Комитет вправе не допустить к рассмотрению в Верховном суде жалоб явно необоснованных либо с суммой иска ниже 12 тыс. крон, если не найдет оснований сделать исключение. Он может также отвергнуть жалобы по гражданским делам, руководствуясь некоторыми иными соображениями. В то же время при определенных обстоятельствах комитет может разрешить, чтобы жалоба на решение окружного или городского суда по гражданскому делу была направлена, минуя иные инстанции, непосредственно в Верховный суд. По уголовным делам комитет вправе самостоятельно отменить вынесенный нижестоящим судом приговор либо изменить его в пользу осужденного.
Суды провинций действуют в пяти крупнейших городах страны - Осло, Скине, Бергене, Тронхейме и Тромсё. Они выполняют функции апелляционной инстанции по гражданским и уголовным делам, а также суда первой инстанции по определенной категории уголовных дел. Суды провинций в коллегиях из трех судей рассматривают жалобы на решения по гражданским делам, вынесенные окружными и городскими судами, если сумма иска составляет не менее 2 тыс. крон. По ходатайству одной из сторон либо по решению самого суда в его состав могут быть дополнительно включены двое или четверо непрофессиональных судей. Для рассмотрения дел, связанных с торговлей и мореплаванием, к заседаниям суда могут привлекаться непрофессиональные судьи, обладающие специальными знаниями.
Приговоры по уголовным делам, вынесенные
городскими или окружными судами,
могут быть обжалованы в суд провинции
только по вопросу о признании
подсудимого виновным и подлежат
новому разбирательству по существу.
По первой инстанции суд провинции
рассматривает уголовные дела о
преступлениях, по которым грозит наказание
строже, чем пять лет лишения свободы,
а также может разобрать дело
о менее тяжком преступлении, если
об этом ходатайствуют органы обвинения.
Уголовные дела рассматриваются
тремя профессиональными
Окружные и городские суды, их около 100 в стране, представляют собой центральное звено судебной системы, они рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел. Этим судам подсудны по первой инстанции все гражданские дела, кроме находящихся в компетенции некоторых специальных судов. Дела в них рассматривает судья, как правило, единолично либо, по требованию сторон, совместно с двумя непрофессиональными судьями, пользующимися одинаковыми с ним правами, такой состав суда обязателен при разбирательстве споров, связанных с мореплаванием и недвижимостью. В некоторых случаях для рассмотрения сложных гражданских дел по решению суда провинции образуется коллегия из трех профессиональных судей. Принятая в Норвегии судебная процедура требует, чтобы перед обращением в суд, во всяком случае, по большинству гражданских дел, была предпринята попытка примирения сторон путем разбирательства дела в согласительном совете, из трех членов, образуемом при каждом муниципалитете, члены этих советов, избираемые на четыре года, как правило, не юристы. Соглашение, достигнутое в результате такого предварительного разбирательства, приобретает силу судебного решения, но при некоторых обстоятельствах может быть обжаловано в суд. Однако иски, обращенные к государству или муниципальным властям, споры об имуществе супругов, дела об установлении отцовства, по вопросам патентов и некоторые другие разбирательству в согласительном совете не подлежат.
Наряду с общими судами в Норвегии имеются специальные суды, функционирующие в самых различных областях. В их числе суды по вопросам публичного управления имуществом с весьма своеобразной иерархией судей, рассматривающих дела об управлении имуществом разводящихся супругов, умерших, банкротов и др. Гражданские и уголовные дела по вопросам, связанным с рыболовством, подлежат разбирательству в созданных с этой целью специальных судах. Имеются суды по делам об опеке, суды по жилищным делам, где рассматриваются споры об аренде домов или квартир, и др. Как правило, все эти суды состоят из одного профессионального и двух непрофессиональных судей, а их решения могут быть обжалованы в суды провинций либо в Верховный суд.
Особое место в системе
Суды административной юстиции
в Норвегии отсутствуют, но судебная
практика выработала неписаное правило,
согласно которому общие суды могут
принимать к рассмотрению жалобы
на решения любых административных
органов, в том числе правительства
и Короны. Лишь некоторые судебные
функции выполняет Суд
С 1962 года в Норвегии введена должность омбудсмена, избираемого парламентом на четыре года и призванного расследовать по жалобам граждан или по собственной инициативе все случаи "несправедливости" по отношению к гражданам со стороны центральных и местных властей либо отдельных гражданских служащих. Омбудсмен не вправе отменять решения административных органов, однако на практике его отрицательные заключения приводят к их отмене2.
Назначение на судейские должности в общие и в большинство специальных судов производится Королем по представлению министра юстиции пожизненно, но с обязательным выходом на пенсию по достижении 70 лет.
Таким образом, судебная система является относительно независимой государственной властью. С политической точки зрения, суды играют двоякую роль. Во-первых, суды через свою судебную практику содействуют осуществлению законов, принимаемых Стортингом, а во-вторых, они осуществляют контроль за соблюдением законодательными и исполнительными органами власти принятых законов.
Судебная система может
4. Территориальное устройство
Административное деление Норвегии - это иерархическая система разделения территории и проживающего на ней населения Норвегии на отдельные участки с целью организации государственного управления.
В административном отношении страна делится на 19 округов (фюльке) и 430 муниципалитета. Округи представляют собой традиционное административное деление, сохранившееся со времен Средневековья и викингов, когда местные окружные советы (“fylkesting”) обладали значительной властью. Система местного самоуправления, сложившаяся в Средневековье, начала постепенно разрушаться после того, как Норвегия стала единым государством. При вступлении в унию с Данией власть, возглавляемая королем, стала централизованной. В 1837 году было вновь введено местное самоуправление в муниципалитетах1.
Во главе округов и
18 окружных администраций
Другие территории Норвегии в число фюльке не входят и на коммуны не разделяются. Архипелаг Шпицберген (Свальбард) с административным центром в Лонгьире, а также остров Ян-Майен являются владениями Норвегии; управление Ян-Майеном осуществляет администрация Нурланна. Остров Буве является зависимой территорией Норвегии. Остров Петра I и Земля Королевы Мод в Антарктиде, территориальные претензии на которые предъявляет Норвегия, также относятся ей к числу своих зависимых территорий1.
Хочется отметить, что значительную по арктическим меркам хозяйственную деятельность на архипелаге Шпицберген помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет также и Российская Федерация, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт — посёлок Баренцбург, а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант2.
Конституция Норвегии определяет государственную
границу как неделимую. Можно
сделать вывод, что Норвегия унитарное
государство. Так же можно определить,
что высшей административно-