Конституция Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 11:37, реферат

Краткое описание

Действующая в Японии конституция была принята парламентом в октябре 1946 г., вступила в силу 3 мая 1947 г. Она представляет собой компромисс, затрагивающий интересы достаточно широкого спектра политических сил как внутри страны, так и вне ее. В феврале 1946 г. был опубликован проект конституции, в марте правительство представило проект, разработанный в штабе американских оккупационных войск. Его появление вызвано обеспокоенностью тем, что консервативный правительственный проект не получит одобрения Дальневосточной комиссии, наделенной компетенцией коренной реформы конституции и вызовет чувство протеста среди японского населения.

Содержание

Введение 3
Территория 4
Народ 4
Власть 9
Глава государства в системе органов государственной власти 9
Японский принцип разделения властей 9
Кабинет 12
Местное самоуправление 13
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат кпзс.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный технический университет 

Юридический факультет 

Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 

Р Е Ф Е Р А  Т

по конституционному праву зарубежных стран 

Конституция Японии

  
 

                    Выполнил  студентка 2 курса:

                    Стерликова  А. С.

                    группа ЮФ – 94

                    Проверил:

                    доц. Киселев А. И. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Новосибирск 2010 

     Оглавление

 

Введение

     Действующая в Японии конституция была принята  парламентом в октябре 1946 г., вступила в силу 3 мая 1947 г. Она представляет собой компромисс, затрагивающий интересы достаточно широкого спектра политических сил как внутри страны, так и вне ее. В феврале 1946 г. был опубликован проект конституции, в марте правительство представило проект, разработанный в штабе американских оккупационных войск. Его появление вызвано обеспокоенностью тем, что консервативный правительственный проект не получит одобрения Дальневосточной комиссии, наделенной компетенцией коренной реформы конституции и вызовет чувство протеста среди японского населения. При составлении американского проекта были использованы конституционное право Англии и США, частный проект конституции, подготовленный группой японских интеллигентов на базе Веймарской конституции Германии 1919 г. и др.

     Структура конституции Японии имеет следующий  вид:

     Глава 1 – Император;

     Глава 2 – Отказ от войны;

     Глава 3 – Права и обязанности народа;

     Глава 4 – Парламент;

     Глава 5 – Кабинет;

     Глава 6 – Судебная власть;

     Глава 7 – Финансы;

     Глава 8 – Местное самоуправление;

     Глава 9 – Поправки;

     Глава 10 – Верховный закон;

     Глава 11 – Дополнительные положения.

     Каждую Конституцию можно назвать в чем-то уникальной, однако японская, пожалуй, все же выделяется в ряду прочих. Дело в том, что с момента принятия в 1947 году нынешнего текста, в него не было внесено ни одного изменения, что говорит о стабильности данного документа.

     Процедура принятия поправки типичная – одобрение  ее двумя третями каждой из палат  парламента, после этого необходимо получить большинство на всенародном референдуме и подпись Императора. При этом, сам Император в данном случае теряет право вето. Отсутствие изменений в Конституции, можно объяснить консервативностью японцев и их привязанность к своей «самой мирной в мире» Конституции.

     По способу закрепления конституционных норм Конституция Японии является писаной, Конституция была принята парламентом страны, по способу изменения Конституция является жесткой. Форма правления, сложившаяся на основе Конституции, может быть охарактеризована, как парламентарная монархия.

Территория

     В Конституции Японии не закрепляется территориальное устройство страны. Но Япония является унитарным государством. В ст. 92 закрепляется положение об местных автономиях.

Народ

     Конституция Японии была принята в после военной время, что и отразилось в тексте самой Конституции: «Мы, японский народ, действуя через посредство наших должным образом избранных представителей в Парламенте и исполненные решимости обеспечить для себя и для своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны, исполненные решимости не допустить ужасов новой войны в результате действий правительств, провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливаем настоящую Конституцию».

     Народный суверенитет воплощается во власти народа в ее и государственных, и негосударственных формах. Естественно, что реализация народного суверенитета в виде государственной власти возможно лишь с созданием государства или государствоподобного образования, поскольку лишь в этом случае воле народа придается государственно обязательная сила. Но и в рамках государства народ все равно остается главной решающий силой, а не придатком государства. В свою очередь народный суверенитет, как власть всего народа, объединяет всех граждан, проживающих на соответствующей территории, независимо от их национальной принадлежности.

     Что, интересно в преамбуле Конституции  Японии закрепляется: «Государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами ее пользуется народ». Тем самым в конституции закрепляется, все, что не делает государство все идет только на благо народа.

     В преамбуле Конституции подчеркивается значение международной политической морали, требующей уважения интересов других государств: «Мы убеждены, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами, игнорируя при этом интересы других государств, что принципы политической морали являются всеобщими и что следование этим принципам - долг всех государств...». Такая мораль лежит в основе права международного сообщества. Данное закрепления свидетельствует, что Япония  готова идти на сотрудничества с другими государствами.

     Власть  и статус Императора определяется народом (ст. 1). Тем самым народ ставят как бы выше императора, и власть народа выше власти народа.

     Основой конституционного строя в Японии, как и в любой иной демократичной  и развитой стране, является признание  государством прав и свобод человека как одной из важнейших ценностей. В конституции Японии в ст. 11 подчеркивается, что основные права человека гарантируются народу «в качестве нерушимых и вечных прав».

     Интересен такой момент – в тексте всей конституции, говоря о правах и обязанностях японского населения, используется слово «народ», а не, допустим, «гражданин», или «человек». Сама глава 3 Конституции носит название «Права и обязанности народа». «Народ» как обобщающее, объединяющее понятие, в то же время является дифференцирующим нацию, отграничивающим ее он других этносов и народностей. И эта дифференциация косвенно подчеркивается в первой же статье указанной главы – ст.10: «Необходимые условия японского гражданства определяются законом».

     Для Конституции Японии характерна подробная разработка вопроса о равноправии граждан. Это объясняется тем, что в Японии вплоть до второй половины XIX в. существовал сословный феодальный строй, сохранялись даже некоторые формы рабства. Ряд пережитков этих архаичных отношений сохранялся до окончания II мировой войны и капитуляции Японии. Поэтому составители Конституции не ограничились просто провозглашением равенства полов, социального положения и происхождения. Они подчеркнули, что не признают пэрство и другие аристократические институты (ст.14) и упомянули даже об отмене рабства (ст.18).

     В Конституции (ст.24) особо оговаривается, что брак основывается на взаимном согласии и равенстве прав мужа и  жены, а все вопросы, связанные  с браком и семьей, должны решаться исходя из принципа личного достоинства и равенства полов. В Конституции представлен широкий спектр политических прав и свобод: свобода собраний и объединений, свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений (ст.21). При этом никакая цензура не допускается, гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних. Особенностью японской Конституции является предоставление права обращаться к власти с мирной петицией о смещении публичных должностных лиц, отмене или исправлении законов, указов или предписаний, а также по другим вопросам. Никто не может быть подвергнут дискриминации за подачу таких петиций — гласит ст. 16 Конституции. Что довольно демократично и эффективно, имея рычаги воздействия на должностных лиц, народ может смещать не угодных им лиц, да и в своей деятельности должностное лицо в первую очередь будет исходить из интересов народа.

     Идеологическое  и политическое многообразие, провозглашенное  в Конституции и реализованное  в политической системе общества, дополняется духовным многообразием. Японская Конституция, гарантируя в ст. 20 свободу совести и призывая государство и его органы воздерживаться от религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности, обеспечивает как свободу придерживаться религии, так и свободу атеизма. Это означает, что Япония является светским государством, хотя прямо об этом в Конституции не говорится.

     В японской конституции подчеркивается социальный характер государства. В ст. 25 прямо указывается на то, что «все имеют права на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни». Это конституционное положение подкрепляется возложением на государство обязанности прилагать усилия для развития общественного благосостояния, социального обеспечения и народного здравия. В Конституции провозглашается право на труд и даже обязанность трудиться (ст. 27), закрепляя право на труд государство гарантирует обеспечить граждан работой, создавать для этого специальный органы, и проводить другие меры. Что интересно в Конституции закрепляется в ст. 22 «Каждый пользуется свободой выбора и перемены местожительства, а также выбора профессии, коль скоро это не нарушает общественного благосостояния.

     Свобода выезда для всех за границу и свобода  отказа от своего гражданства не должны нарушаться». Отсюда следует если твои действия нарушают общественное благосостояние, тебя могут ограничить в выборе места жительства, и выборе профессии. Также конституция закрепляет право на образование, причем обязательное обучение детей бесплатно, право на создание своих организаций (профсоюзов), на коллективные переговоры и прочие коллективные действия, откуда вытекает и право на забастовки, хотя это право серьезно ограничено для работников государственных и муниципальных учреждений и предприятий.

     Большое внимание в японской Конституции  уделяется личным правам, особенно неприкосновенности личности, жилища, документов и имущества. «Никто не может быть задержан или подвергнут лишению свободы, если ему не будет немедленно предъявлено обвинение и предоставлено право обратиться к адвокату», — закрепляет ст. 34 Конституции. Арестованный имеет право требовать судебной проверки законности ареста. Учитывая практику карательных органов авторитарно-милитаристского режима довоенной Японии с их всевластием полиции и пытками, Конституция категорически запрещает пытки, жестокие наказания (ст.36) и принуждение к собственному признанию (ст. 38). Более того, никто не может быть осужден или подвергнут наказанию в случаях, когда единственным доказательством против него является его собственное признание (ст. 38).

     Основной  гарантией, обеспечивающей соблюдение прав и свобод личности, является возможность их судебной защиты. Это относится как к политическим и социальным правам, так и к личным правам. Так, каждый арестованный в случае оправдания судом после ареста или задержания может, в соответствии с законом, предъявить государству иск о возмещении ущерба, — закреплено в ст. 40 Конституции.

     Основные  права человека, гарантируемые Конституцией, «на вечные времена останутся  нерушимыми», — закрепляется в ст. 97, а ст. 98 подтверждает, что Конституция является верховным законом страны и никакие законы, указы или иные государственные акты не могут ей противоречить.

 

Власть

     Глава государства в системе органов государственной власти.

     Согласно  конституционным нормам (ст. 1), император  является только «символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Все действия, относящиеся к государственным делам, монарх предпринимает с одобрения правительства (Кабинета), и оно несет за них ответственность (ст. 3). Он назначает Премьер-министра по представлению Парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению Кабинета (ст. 6).

     Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет такие действия, как:

     - промульгацию поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров; созыв Парламента; роспуск Палаты представителей; объявление всеобщих парламентских выборов;

Информация о работе Конституция Японии