Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется тем, что в сфере международных отношений наряду с дипломатическими представительствами государства широко используют систему консульского представительства. Исторически консульское представительство государств возникло намного раньше, чем институт постоянного дипломатического представительства в виде посольств и миссий.
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды консулов 5
1.1 Виды консулов и консульских учреждений 5
1.2 Консульские функции 8
Глава 2. Консульские представительства 13
2.1 История становления консульских представительств 13
2.2 Консульские представительства: понятие, функции 16
2.3 Порядок открытия консульского представительства 36
Заключение 41
Список использованной литературы 42
3. Административные функции. В отношении граждан своего государства консул регистрирует акты гражданского состояния: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, смерть. Он принимает ходатайства соотечественников, постоянно проживающих за границей, о внесении изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении утраченных записей, о перемене фамилии, имени и отчества и направляет их на рассмотрение компетентным органам.
4. Нотариальные функции. Консул составляет, свидетельствует или принимает на хранение завещательные распоряжения и все односторонние акты граждан представляемого государства, а также оформляет двусторонние юридические сделки.
На консулов возлагается функция по легализации документов и актов, составленных при участии местных властей консульского округа или исходящих от них. Консульская легализация (от лат. legalis — законный) — это установление и засвидетельствование консулом личной подписью и печатью консульского учреждения подлинности подписей на документах, удостоверенных властями консульского округа или исходящих от них, а также соответствия документов законам государства пребывания. Тем самым подтверждается правомерность этих документов в международном общении. Консульская легализация производится как для граждан своей страны, так и для иностранцев. Ее целью является обеспечение органам страны, где документ предназначен действовать, гарантии того, что документ является подлинным и оформлен должным образом.
Консул принимает на хранение от соотечественников денежные суммы, документы и предметы всякого рода.
5. Информационная функция. Консул собирает информацию о различных сторонах хозяйственной, коммерческой и культурной жизни своего округа, готовит доклады своему правительству и сообщает необходимые сведения заинтересованным лицам и организациям представляемого государства6.
Консул Российской Федерации исполняет функции, предусмотренные Консульским уставом РФ: следит за тем, чтобы граждане России в полном объеме пользовались правами, предоставленными им законодательством своей страны и страны пребывания. Консул обязан принимать меры по восстановлению нарушенных прав юридических и физических лиц республики; принимать письменные и устные заявления от юридических лиц и граждан России, а также от иностранных юридических лиц и граждан по вопросам, которые относятся к его компетенции.
Консул ведет учет граждан Российской Федерации, которые постоянно или временно, но не менее 6 месяцев, проживают на территории консульского округа; оказывает содействие представителям своего государства, если они находятся в пределах его консульского округа, в выполнении служебных обязанностей. Консул имеет право без доверенности представлять в учреждениях государства пребывания интересы соотечественников, если они отсутствуют и не поручили ведение дел другому лицу, либо не в состоянии защищать собственные интересы по другим причинам; ведет воинский учет граждан Российской Федерации; исполняет поручения (полученные через МИД РФ) следственных органов и судов относительно граждан России, если это не запрещено законом государства пребывания.
Консул выполняет также
функции в отношении
Исполнение консулом своих
функций за пределами консульского
округа, в третьем государстве
или от имени другого государства
может иметь место только по решению
МИДа РФ и с согласия государства
пребывания. Консул с согласия государства
пребывания может быть уполномочен
на исполнение дипломатических актов.
После уведомления государства
пребывания консул Российской Федерации
может исполнять функции
Таким образом, консульские отношения – это официальные отношения между государствами, правительствами и специальными органами внешних сношений (консульскими учреждениями), характеризующиеся совокупностью невоенных практических мер, форм, средств и методов ведения внешней политики и направленные на защиту прав и интересов государства, юридических и частных лиц за границей.
Консульские отношения можно
представить как подсистему международных
политических отношений. Оправданность
такого подхода объясняется тем,
что они имеют свою специфику.
Нормы консульских отношений
устанавливаются
Вся консульская деятельность государств и консульские отношения на современном этапе регулируются консульским правом.
Консульское право – это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.
Глава 2. Консульские представительства
2.1 История становления консульских представительств
В сфере международных
отношений наряду с дипломатическими
представительствами
В древней Греции в отношениях между городами-государствами (полисами) широко использовался такой институт, как проксении. Проксеном являлся, как правило, знатный гражданин одного полиса, оказавший услуги гражданам или официальным лицам другого полиса в качестве посредника со своими властями. Он принимал на себя добровольные обязанности по размещению приезжающих и в случае надобности ходатайствовал для них о доступе в народные собрания. В полисах, которым оказывались такие услуги, проксен пользовался особым уважением и авторитетом и имел преимущества перед другими иностранцами. Проксены обеспечивали необходимую дипломатическую связь между греческими полисами и нередко содействовали своим посредническим участием успеху переговоров.
Своеобразный институт консульского представительства существовал и в Древнем Риме, где так же, как и в Древней Греции, чужеземцев лишали всяких прав. Поэтому иностранцы выбирали себе покровителя (патрона), который защищал их права и личную свободу. Вначале они делали выбор по собственному усмотрению, а затем это право стало прерогативой римских властей – Сената. Иностранцы же могли выбирать себе покровителя лишь из числа лиц, назначенных Сенатом. Так появился институт римского патроната, который выполнял обязанности, схожие с обязанностями проксенов в Греции.
В более развитых формах
институт консульского представительства
сложился в эпоху средневековья,
что в значительной степени связано
с развитием международных
Важную роль в создании системы консульских учреждений сыграли крестовых походы, которые с перерывами растянулись почти на два столетия(ХI-ХII). Эти походы представляли собой одну из форм колонизаторского движения на Восток с целью захвата новых земель, получения новых торговых путей. Овладев восточным побережьем Средиземного моря, крестоносцы основали свои государства, крупнейшим из которых было Иерусалимское. В этих государствах важное место отводилось торговле, прежде всего, с итальянскими купцами из Генуи, Пизы, Венеции. Итальянским купцам удалось получить для себя ряд привилегий, в том числе создание в портовых городах особых кварталов, которые пользовались экстерриториальностью. Управление в кварталах осуществлялось консулами, которые сначала избирались итальянскими купцами в целях представительства интересов перед властями и разрешения между ними споров. Затем консулы стали назначаться властями итальянских городов и несли перед ними ответственность за свою деятельность, то есть превратились в государственных должностных лиц. В обязанности консулов входило осуществлять надзор за порядком на отечественных кораблях в зарубежных портах, следить за исполнением договоров со стороны властей, защищать интересы своих граждан в стране. Поскольку консулам приходилось вступать в переговоры с местными властями, они в определенной степени выполняли и дипломатические функции.
Особые правила итальянских купцов были закреплены системой так называемых капитуляций - своеобразных соглашений с местными властями.
По мере развития торговли между европейскими государствами институт консулов распространяется с Востока на Запад. Важное значение имело то, что в руках консулов находилась гражданская и уголовная юрисдикция над своими согражданами. Поскольку постоянных дипломатических представительств еще не было, консулы являлись единственными постоянными представителями иностранных государств и пользовались всеми правами и привилегиями, которыми впоследствии стали пользоваться только дипломатические представители. В частности, привилегии консулов и чиновников консульств включали личную неприкосновенности, неподсудность в гражданских и уголовных делах, освобождение от налогов и податей. Кроме того, государство пребывания предоставляло им и некоторые почетные права.
С конца ХVI в. Институт консулов претерпел серьезные изменения. С появлением постоянных дипломатических представительств консульства постепенно утрачивают прежнее значение и представительский характер. Консулы в европейских государствах теряют судебные функции. В этот период разрабатываются консульские уставы, регламенты и инструкции, определяющие права и обязанности консулов9.
Во второй половине ХVII в. Благодаря бурному развитию промышленности и транспорта создаются условия для резкого увеличения обмена людьми и товарами. В это время значительно расширилась сеть консульских учреждений, повсеместное распространение получает институт нештатных консулов. Консульский институт приобретает современные черты, развиваются административная и информационная функции консульских представительств.
Первые консульства России за границей на постоянной основе учреждаются в ХVIII в. Назначение консулов осуществлялось самим царем через Сенат по рекомендации созданной в 1719 г. Коммерц-коллегии. Консульства имели двойное подчинение: с одной стороны, Коммерц-коллегии (по делам торговли и мореплавания), а с другой – Коллегии иностранных дел. Деятельностью консулов практически руководила Коммерц-коллегия, а функции Коллегии иностранных дел сводилась к выдаче консульских патентов, разработке инструкций для консулов, приведению консулов к присяге. В послепетровский период значительно расширилась сеть русских консульств за рубежом, которые выполняли уже не только коммерческие, но также и политические функции.
Первый Консульский устав
России был издан в 1840 г., затем
в 1853 году он был пересмотрен. В устав
вносились изменения в 1887 и 1903 гг.
Этот документ, насчитывавший 190 статей,
действовал вплоть до Октябрьской революции
1917 г. Для того чтобы составить
представление о масштабах
2.2 Консульские
представительства: понятие,
Консульское учреждение –
это государственный орган
Предварительно выраженное
согласие государства пребывания необходимо
также для открытия канцелярии, составляющей
часть существующего
В соответствии с международным правом консульские учреждения имеют четыре уровня: генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство, кроме того, при посольствах могут быть консульские отделы. Каждому уровню соответствует определенный класс главы консульского учреждения. Наиболее высокий уровень консульского учреждения - генеральное консульство, во главе которого стоит генеральный консул.
Состав и функции консульского
учреждения, его внутренняя структура
и должностной состав определяются
законодательством