Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:56, контрольная работа
Актуальность выбранной темы исследования. Право собственности и иные имущественные пра¬ва граждан и организаций подлежат государственной защите и охране. Но при чрезвычайной общественной необходимости в силу «публичных обще¬национальных» интересов закон предусматривает возможность принуди¬тельного ограничения или прекращения государством имущественных прав частных лиц. Публичный интерес
Введение………………………………………………………………….…3
1. Характеристика права собственности и национализации, а также её правовое регулирование……………………………………………………….…5
1.1 Понятие права собственности и его содержание…………………….5
1.2 Понятие национализации и её правовое регулирование в международном частном праве………………………………………………..…8
2. Международно-правовые проблемы осуществления национализации в международном частном праве и анализ её проведения в зарубежных странах……………………………………………………………………………14
2.1 Анализ проведения национализации в международном частном праве на примере Великобритании, Франции и Египта…………....................14
2.2 Международно-правовые проблемы осуществления национализации в международном частном праве…………………................18
Заключение…………………………………………………………..……22
Список использованных источников……………………........................25
Задача………………………………………………………………………27
Однако не всякий переход к государству имущества частных лиц означает его национализацию. Так, например, не будет означать национализацию переход к государству имущества в порядке конфискации, в порядке реквизиции, в порядке наследования или иным гражданско-правовым способом, поскольку при этом не устанавливается принципа недопустимости права частной собственности на переходящие к государству объекты.
Национализация
равносильна установлению монопольного
права собственности
Понятие
национализации обычно употребляется
применительно к праву
Но как
разнозначное понятию монополии
понятие национализации употребляется
и применительно к разного
рода деятельности, в отношении которой
устанавливается монополия
Так, например,
наряду с национализацией таких
объектов права собственности, как
земля, промышленные предприятия, железные
дороги и т. п., в период проведения
Великой Октябрьской
Право собственности
на имущество может переходить от
одного лица к другому в результате
принятых специальных государственных
актов о национализации или приватизации
имущества. Национализация — это
изъятие имущества, находящегося в
частной собственности, и передача
его в собственность
Каждое
государство в силу своего суверенитета
имеет исключительное право на определение
характера и содержания права
собственности, установление порядка
его приобретения, перехода или утраты.
Осуществление государством акта национализации
также следует рассматривать
в качестве одной из форм проявления
его суверенитета. Еще в 1952 г. Генеральная
Ассамблея ООН в своей
В 1974 г. в
Декларации об установлении нового международного
экономического порядка Генеральная
Ассамблея ООН еще раз
Вопрос о возможности выплаты, формах и размере компенсации, предоставляемой государством иностранцам за национализированную собственность, также относится к его исключительной компетенции. Ни один международный орган, при отсутствии специального соглашения об обратном, не может диктовать такой стране свои условия или правила в этой области. В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН, подтверждая этот принцип, приняла специальную Резолюцию № 3171/XXXVIII о праве освободившихся государств самостоятельно определять формы и размер компенсации.
Международное
право, таким образом, признает право
любой страны на проведение национализации.
Однако государство при этом может
оговорить в соответствующих
международных соглашениях свое
обязательство не осуществлять в
отношении иностранных
Конкретные
условия, порядок и сроки проведения
национализации в любом государстве
определяются его внутренним законодательством.
Однако собственность, в отношении
которой данной страной осуществляется
национализация, может находиться не
только на ее территории, но и за границей
(имущество филиалов или представительств,
созданных юридическими лицами —
резидентами в иностранных
В настоящее время достаточно широкое распространение в доктрине, законодательстве и правоприменительной практике получила точка зрения о том, что законы национализации имеют экстерриториальное действие. Это, означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент ее проведения в пределах его территории, так и имущества, pacполагавшегося в это время за границей.
Исследовав теоретические основы национализации и правовое регулирование вопросов национализации в международном частном праве перейдем к непосредственному анализу и исследованию проблем национализации в международном частном праве.
2. Международно-правовые проблемы осуществления национализации в международном частном праве и анализ её проведения в зарубежных странах
2.1 Анализ проведения национализации в международном частном праве на примере Великобритании, Франции и Египта
Что касается
проведения национализации в зарубежных
странах, то в Великобритании национализация
была проведена сразу после
Законодательную
основу национализации составлял ряд
законодательных актов о
В 1960 - 1970-е годы национализация неоднократно использовалась как инструмент экономической политики (например, при ренационализации черной металлургии в 1967 году, национализации правительством лейбористов ряда крупнейших судоверфей в 1977 году), хотя больше не имела масштабов, подобных послевоенной национализации 1946-1951 годов.
В 1980-е годы, с приходом к власти консервативного правительства под руководством М. Тэтчер, началась масштабная приватизация, которая длилась почти 10 лет. Были приватизированы ряд крупнейших корпораций, в том числе "Бритиш Петролеум", "Бритиш телеком", электроэнергетика. В очередной раз была приватизирована черная металлургия. Приватизация принесла государству около 100 млрд. долларов США, существенно повысила конкурентоспособность многих отраслей экономики.
Во Франции
государство более активно, чем
в Великобритании, вмешивалось в
соотношение частной и
Во Франции за последние 60 лет были проведены три широкомасштабные национализации. Первая - до второй мировой войны: военной промышленности и железных дорог (1936-1937 гг.). Вторая национализация была проведена в послевоенный период. Были национализированы: Французский банк, четыре депозитных банка и 34 страховых компании, предприятия угольной, газовой и электроэнергетической промышленности (1945-1946 гг.). Автомобильные заводы "Рено" и авиационные заводы "Гном и Рон" были фактически конфискованы за сотрудничество их собственников с фашистами. Наиболее последовательной и масштабной стала третья национализация, проведенная в 1982 году социалистами во главе с президентом Франции Ф. Миттераном. Одержав победу на президентских и парламентских выборах в 1981 году, левые (Социалистическая партия) начали реализовывать предвыборные обещания о структурной перестройке и модернизации экономики, проведению новой промышленной политики. Одной из основных мер борьбы с экономическим кризисом, вызванным в первую очередь резким ростом цен на нефть и отставанием ряда отраслей французской экономики от зарубежных конкурентов, французские социалисты предлагали национализацию и расширение демократического планирования и управления при сохранении смешанной экономики и рынка.
Был разработан
и принят закон о национализации,
определивший основные принципы и формы
контроля и управления государственным
сектором экономики. Национализация должна
была обеспечить серьезные качественные
сдвиги в государственном секторе
с точки зрения его структуры,
функций, задач, с тем, чтобы государственный
сектор стал основой проведения эффективной
экономической политики. В ходе национализации
были национализированы 36 крупных частных
банков и ряд крупнейших монополий:
банк Ротшильда и Парижско-
Национализированные
предприятия были сосредоточены
в рентабельных отраслях. Но к моменту
национализации большинство из них
были убыточными. Расходы на модернизацию
компаний, национализированных в 1982
году, возросли почти на 42%. На осуществление
структурной перестройки
Неудачный опыт применения национализации как средства экономической политики привел к поражению левых партий на парламентских выборах 1986 года. Изменение состава парламентского большинства привело к тому, что парламентом, несмотря на сопротивление президента Ф. Миттерана, в 1986 году был принят закон "О методах приватизации". Согласно правительственным декретам, приватизации подлежало 65 фирм с численностью персонала около 900 тысяч человек и капиталом в 300 млрд. франков. При этом приватизации подверглись не только фирмы, национализированные в 1982 году, но и фирмы, возникшие как государственные, а также компании, национализированные в 1945 году. Вместе с тем, приватизация не распространялась на естественные монополии: системы газо- и электроснабжения, телекоммуникации, железнодорожный транспорт, а также на авиационную и космическую промышленность. В дальнейшем, под давлением Европейского Союза, французское правительство вынуждено было изменить свою позицию и в этой области.
Информация о работе Контрольная работа по "Международное право"