Контрольная работа по "Праву социального обеспечения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

работа содержит 4 задания с ответами и решениями

Содержание

Задание 1____________________________________________________3
Задание 2____________________________________________________11
Задание 3____________________________________________________14
Задание 4____________________________________________________18
Список литературы____________________________________________20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по праву соц обеспечения.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Задание 1____________________________________________________3

Задание 2____________________________________________________11

Задание 3____________________________________________________14

Задание 4____________________________________________________18

Список литературы____________________________________________20

 

 

 

1. Система государственного  пенсионного обеспечения 

Пенсионная система  как правовое понятие – комплексное  образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений. Первая группа – это отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании. Вторая группа – отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. Третья группа – отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения (предмет административного права). В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм – пенсионное право – занимает центральное место. Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования – пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.

В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные  между собой однотипные пенсионные отношения – пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий. К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них – назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты, повышение и адаптации пенсионных выплат. Такие отношения касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.

В нормативных правовых актах, действовавших до 2002 г., не содержалось  определения пенсии. Однако значение этого слова хорошо известно каждому. Слово «pensio» (лат.) означает платеж. Но это не всякий платеж, а платеж гражданину, т.е. физическому лицу, в связи с наступлением определенных обстоятельств в жизни – достижения соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью. Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств.

Ряд ученых полагает, что  каждое из указанных обстоятельств  является основным, центральным или  «собственным юридическим фактом»  в юридическом составе, а все  остальные относятся к юридически значимым обстоятельствам. Для возникновения пенсионного правоотношения необходим полный юридический состав – наличие всех юридических фактов. При отсутствии хотя бы одного из них пенсионное отношение не может возникнуть. Однако вполне очевидно, что именно с перечисленными жизненными обстоятельствами связана сама необходимость правового регулирования, что они являются как бы юридической основой в фактическом составе. В Законе 1990 г. эти обстоятельства не случайно назывались «основаниями для пенсионного обеспечения» (ст. 2). Первые три основания указаны в Конституции Российской Федерации (ст. 39). В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» наступление старости, инвалидность, потеря кормильца являются видами социальных страховых рисков, а пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца соответственно указаны как виды обеспечения по обязательному социальному страхованию (см. ст. 7, 8).

В связи с изложенным можно дать следующее общее определение  пенсии, касающееся всех ее видов.

Пенсия – это ежемесячная  выплата, которая предназначена  для материального обеспечения  граждан, достигших пенсионного  возраста, ставших инвалидами или  длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а  также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца.

Пенсионная система  – это совокупность создаваемых  государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения  в виде пенсии.

Пенсия (от лат. pernio – платеж) – регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Действующая в Российской Федерации пенсионная система предполагает наличие довольно большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от того, кто устанавливает пенсии, все  пенсии можно подразделить на два  вида: государственные и негосударственные.

В соответствии со ст. 39 Конституции  РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные  пенсии устанавливаются законом. Таким образом, государственная пенсия – это пенсия, установленная государством.

В свою очередь государственная  система пенсионного обеспечения  состоит из двух составляющих ее частей: государственное пенсионное обеспечение  и государственное пенсионное страхование.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная  государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и  нормами, установленными федеральным  законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», обязательное пенсионное страхование  – это система создаваемых  государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из следующих компонентов: 1) страховой части; 2) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца включает два компонента: 1) базовую часть; 2) страховую часть.

Новая государственная  пенсионная система, обеспечивающая выплату  трудовых пенсий, является трехуровневой. На рисунке 1. показана три уровня пенсионной системы. Первый уровень – государственная распределительная пенсионная система, обеспечивающая выплату гарантированной государством базовой трудовой пенсии фиксированного размера.

Рис. 1. Новая государственная  пенсионная система

 

Второй уровень –  государственная распределительная  пенсионная система, обеспечивающая выплату  страховой части трудовых пенсий.

Третий уровень –  государственная накопительная пенсионная система, обеспечивающая выплату накопительной части трудовых пенсий.

Второй и третий уровни организационно включены в систему  обязательного пенсионного страхования. Застрахованными в этой системе  являются: работающие по договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, члены крестьянских (фермерских) хозяйств и некоторые другие категории граждан. Страхователями являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие выплаты физическим лицам. Эти страхователи страхуют работающих у них лиц, платя за них страховые взносы. Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, члены крестьянских (фермерских) хозяйств выступают страхователями и застрахованными в одном лице – они страхуют сами себя. Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – Пенсионный фонд).

Трудовая пенсия застрахованным устанавливается пожизненно. Право  на трудовую пенсию по старости имеют  мужчины по достижении возраста 60 лет  и женщины – 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Страховой стаж включает периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Ряду категорий лиц трудовая пенсия по старости назначается ранее вышеуказанных сроков. К числу таких категорий относятся лица, имеющие особые условия труда: проработавшие определенное время на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах, на транспорте, на лесозаготовках, в полевых условиях и т.п. Раньше могут выйти на пенсию, например, женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьми лет, определенные категории инвалидов, лица, длительно работавшие на Крайнем Севере, и др.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности, определяемой по медицинским показаниям.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют  нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении при наличии у него страхового стажа.

Государственные пенсии также можно классифицировать по различным основаниям.

1.По источникам финансирования  все государственные пенсии можно  разделить на два вида: а) пенсии, выплачиваемые за счет средств Пенсионного Фонда РФ; б) пенсии, выплачиваемые за счет ассигнований из бюджетов различных уровней.

2.По отношению к  труду и иной общественно полезной  деятельности государственные пенсии  делятся на два вида: а) пенсии  трудовые, заработанные трудом; б) пенсии социальные, т.е. такие, которые назначаются вне связи с трудом.

В соответствии с Федеральным  законом «О трудовых пенсиях в  Российской Федерации», трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата  в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом.

В свою очередь трудовые пенсии делятся на четыре вида: пенсии по старости (по возрасту); пенсии за выслугу  лет; пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца.

3.По кругу лиц, имеющих  право на получение пенсии, можно назвать следующие виды государственных пенсий: пенсии, лицам, работавшим на основании трудового договора; государственным служащим; судьям; инвалидам; лицам, проходившим военную службу; лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; детям-сиротам и др.

4.По нормативным актам,  на основании которых назначаются  пенсии, государственные пенсии  делятся на:

• пенсии, назначаемые  на основании Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

• пенсии, назначаемые  на основании Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в  Российской Федерации»;

• пенсии, назначаемые  на основании Закона РФ от 12.02.93 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

• пенсии, назначаемые  на основании иных законов.

С 2010 года меняется принцип  уплаты страховых взносов в связи  с заменой единого социального  налога (ЕСН) страховыми взносами в  бюджеты Пенсионного фонда, Фонда  социального страхования и фондов – Федерального и территориальных – обязательного медицинского страхования (Регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 №212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского обязательного пенсионного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

Страховые взносы обязаны  уплачивать все работодатели – юридические  лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, – адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Страхователи должны быть зарегистрированы в территориальных  органах Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном  постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.07.2004 года №97п «Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, производящих выплаты физическим лицам».

В ч. 3 ст. 39 Конституции  РФ предусмотрено, что «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». В развитие этой конституционной нормы сейчас у нас в стране есть пенсии негосударственные, которые могут устанавливаться различными юридическими и физическими лицами (негосударственные пенсионные фонды, отдельные работодатели, частная благотворительность).

Негосударственные пенсии также можно классифицировать на различные виды. Так, в зависимости  от того, кто устанавливает и выплачивает эти пенсии, их можно разделить на два вида: пенсии из негосударственных пенсионных фондов и пенсии из иных (негосударственных) источников.

Информация о работе Контрольная работа по "Праву социального обеспечения"