Контрольная работа по дисциплине "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2015 в 22:03, контрольная работа

Краткое описание

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы российского государства.
2. Европейский Союз и его позиции в международных отношениях.
3. Международное космическое право.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…..3
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы российского государства…………………………..……………………….4
1.1. Нормы международного права……………………………………………………..4
1.2. Принципы международного права…………………………………………………6
1.3. Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе России……...………8
2. Европейский Союз и его позиции в международных отношениях………...……13
3. Международное космическое право……………………………………………..…18
Список литературы…………………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

межд.право.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, сложившаяся международно-договорная система заметно сузила сферу военного использования космоса, закрепив нормы, которые запрещали там отдельные виды оружия (ОМУ и системы ПРО), исключали из сферы военно-космической активности определенные районы (небесные тела), вводили запреты на враждебное воздействие на природную среду, определяли отдельные недопустимые или разрешенные виды военной деятельности в космосе. Однако эти нормы оставляли вне сферы ограничений, запретов, регулирования или ограничений большой пласт военно-космической деятельности, прежде всего касающейся ударного космического оружия и применения силы в космосе и из космоса.

Солидные наработки по этим вопросам были сделаны нашей и международной дипломатией в 80—90-х годах, хотя они так и оказались невостребованными.

В 1981 году СССР внес в ООН проект договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода, в котором, в частности, предусматривались обязательства не выводить на орбиту вокруг Земли объекты с оружием любого рода, не устанавливать оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом, в том числе на пилотируемых космических аппаратах многоразового использования. Государства-участники обязывались бы также не уничтожать, не повреждать, не нарушать нормального функционирования и не изменять траекторию полета космических объектов других государств-участников.

В 1983 году СССР предложил в ООН заключить договор о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. В этом документе говорилось об обязательствах не испытывать и не развертывать путем вывода на орбиту вокруг Земли, размещения на небесных телах или каким-либо иным образом любое оружие космического базирования для поражения объектов на Земле, в воздушном и космическом пространстве; не использовать космические объекты, находящиеся на орбитах вокруг Земли, на небесных телах или размещенные в космическом пространстве каким-либо иным образом, в качестве средства поражения любых целей на Земле, в воздушном и космическом пространстве.

В 1984 году СССР конкретизировал сферу предлагаемых запретов на использование силы в космосе и категории космического оружия: предлагалось поставить под запрет использование силы в космосе и из космоса в отношении Земли, а также с Земли в отношении объектов в космосе. В целях исключения космоса из сферы гонки вооружений и перекрытия всех каналов его милитаризации ставился вопрос о запрете и ликвидации ударного космического оружия, а также любых средств наземного, воздушного или морского базирования, предназначенных для поражения объектов в космосе. Применительно к ударным космическим средствам уточнялось, что речь идет о том, что в космос не должно выводиться и размещаться там, будь то на пилотируемых или непилотируемых системах, ударное космическое оружие любого рода — обычное, ядерное, лазерное, пучковое или какое-либо другое.

Инициативы нашей страны встречали широкую поддержку, в том числе в ООН, однако в практическом плане — начала полномасштабных переговоров — дело не двигалось.

В 80-х —начале 90-х годов весьма активно обсуждалась проблема противоспутникового оружия. В 1983 году СССР предложил в ООН не испытывать и не создавать новые противоспутниковые системы и ликвидировать уже имеющиеся такие системы; не испытывать и не использовать в военных, в том числе противоспутниковых целях, любые пилотируемые космические корабли.

Параллельно советская сторона выдвинула крупную одностороннюю инициативу: 19 августа 1983 года СССР взял на себя обязательство не выводить первым в космическое пространство каких-либо видов противоспутникового оружия, то есть ввел односторонний мораторий на такие запуски на все то время, пока другие государства, в том числе и США, будут воздерживаться от вывода в космос противоспутникового оружия любого вида. 12 июня 1984 года эта позиция была уточнена ссылкой на то, что наше обязательство охватывает и испытательные запуски противоспутникового оружия.

Американцы, однако, не проявив взаимности, осуществляли подготовку к испытанию своей противоспутниковой системы. 5 сентября 1985 года было опубликовано заявление ТАСС, в котором говорилось, что в случае проведения Соединенными Штатами испытаний противоспутникового оружия по цели в космосе Советский Союз будет считать себя свободным от одностороннего обязательства о невыводе в космос противоспутниковых средств.

Хотя США провели 13 сентября 1985 года такое испытание системы АСАТ по перехвату реальной цели — искусственного спутника Земли — Советский Союз де-факто продолжал проявлять сдержанность и инициативно ставить вопрос о противоспутниковом оружии. В программном заявлении Президента России от 29 января 1992 года подтверждалась наша готовность на основе взаимности с США ликвидировать существующие противоспутниковые системы и выработать договоренность о полном запрете вооружений, специально сконструированных для поражения спутников. А в 1993 году было принято решение о снятии с эксплуатации имеющейся у нас противоспутниковой системы.

Поскольку усилия в направлении запрета противоспутниковых систем не приводили к успеху, международным сообществом предпринимались попытки подойти к этой проблеме с “обратной стороны”. Стремясь сдвинуть дело с мертвой точки, ряд государств выступил с инициативой обеспечения “иммунитета” искусственных спутников Земли (ИСЗ). Однако и здесь не было найдено единого мнения из-за разницы в подходах различных стран к понятиям мирного и военного назначения спутников, права государств на самооборону и защиту своих ИСЗ.

Более продуктивно шло формирование правовой базы в области мер доверия и контроля. В основном эти меры фиксировались в двусторонних советско-американских договоренностях (Договор по ПРО, Соглашение о мерах по уменьшению опасности ядерной войны, Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения СНВ, Договор СНВ-1 и др.). Такие меры, в частности, предусматривали обязательства не чинить помех национальным техническим средствам контроля, содействовать эффективности НТСК, не препятствовать доступу к телеметрической информации и т.д.

Последним примером служат договоренности об обмене информацией о пусках ракет и космических ракет-носителей, зафиксированные в Меморандуме о договоренности между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о создании совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомлениями о пусках ракет (подписан 4 июня 2000 года) и в российско-американском Меморандуме о понимании об уведомлениях о пусках ракет (подписан 16 декабря 2000 года).

По мнению ряда российских юристов, к наиболее перспективным для разработки мерам доверия относятся следующие: меры, предназначенные для повышения транспарентности предпусковой деятельности, включая инспекции спутников до запуска; меры в рамках “правил дорожного движения”, включая правила, касающиеся уведомлений об изменении орбиты; меры, необходимые для осуществления контроля за космическим движением и др.

В “копилке” дипломатических усилий содержится немало идей об инициировании различных международных космических форумов и организаций.

В 1985 году СССР выдвинул проект резолюции Генассамблеи ООН, в котором было предложено созвать не позднее 1987 года международную конференцию с участием государств, обладающих крупным космическим потенциалом, и других заинтересованных стран для рассмотрения во всей полноте вопроса о международном сотрудничестве в мирном исследовании и использовании космического пространства в условиях его немилитаризации и для согласования основных направлений и принципов такого сотрудничества. Предлагалось также, чтобы конференция рассмотрела вопрос о создании всемирной космической организации, имея в виду, что к практическому созданию такой организации можно будет приступить тогда, когда будут достигнуты договоренности, эффективно обеспечивающие немилитаризацию космического пространства.

В 1987 году СССР высказался за создание международного инспектората, который осуществлял бы контроль за запусками любых космических объектов в космос и соответствующими средствами их выведения. В 1988 году было выдвинуто новое предложение — об учреждении международного агентства космического наблюдения. Идею создания международного агентства спутникового контроля выдвинула в 1989 году Франция.

Существенная проблема с дальнейшим продвижением этих и многих других идей и инициатив в области предотвращения милитаризации космоса заключается в том, что сейчас нет каких-либо официальных переговорных форумов по этим вопросам. После выработки упомянутого “пакета” международных соглашений 70-х годов и отдельных договоренностей с США по мерам доверия радикальных сдвигов не произошло.

Так, безрезультатно оборвались переговоры между СССР и США 1978—1979 годов по противоспутниковым системам.

Крупным всплеском дипломатической и переговорной активности отмечены вторая половина 80-х — начало 90-х годов. Он был в первую очередь связан с остро стоявшими тогда проблемами, касающимися ядерного оружия, особенно возникшими в связи с развернутыми Соединенными Штатами в Европе ракетами средней и меньшей дальности (РСМД). Дополнительную остроту делу придала провозглашенная администрацией Р.Рейгана в 1983 году “Стратегическая оборонная инициатива” (СОИ), предусматривавшая развертывание запрещенной Договором по ПРО системы противоракетной обороны территории страны с элементами космического базирования.

В целях снятия напряженности в марте 1985 года СССР и США вступили в переговоры по ядерным и космическим вооружениям (ЯКВ). Их целью была обозначена выработка эффективных договоренностей, направленных на предотвращение гонки вооружений в космосе и ее прекращение на Земле, на ограничение и сокращение ядерных вооружений, на укрепление стратегической стабильности. При этом было особо оговорено, что вопросы и космических, и ядерных вооружений будут рассматриваться и решаться во взаимосвязи.

На переговорах по ЯКВ советская сторона, подтвердив свою позицию на запрет ударных космических средств, сосредоточила основные усилия на мерах по укреплению Договора по ПРО как условии сокращения стратегических наступательных вооружений. Соединенные Штаты, нацеленные на продолжение программы СОИ, отвергали предложения по ограничению космических вооружений и выдвигали идею “расширительного” толкования Договора по ПРО, согласно которой не запрещается испытывать в космосе системы и компоненты ПРО на новых физических принципах, в том числе информационные датчики.

В то время как переговоры по ядерным вооружениям увенчались успехом — подписанием в 1987 году Договора о РСМД, а в 1991 году Договора СНВ-1, переговоры по космическим вооружениям не дали желаемых результатов и в последующем прекратились.

В многостороннем переговорном формате полезная работа по предотвращению гонки вооружений в космосе проделана Конференцией по разоружению (КР) в Женеве, где в 1985 году был создан соответствующий Спецкомитет ad hoc. В комитете обсуждался широкий спектр как всеобъемлющих, так и конкретных правовых и практических вопросов недопущения гонки вооружений в космосе, мер доверия, транспарентности, предсказуемости и контроля. Однако главная проблема состояла в том, что комитет не имел переговорного мандата, а с 1994 года из-за отсутствия консенсуса деятельность комитета вообще не удалось возобновить, не был даже назначен специальный координатор по этой проблеме. Россия неизменно выступает на КР за воссоздание такого спецкомитета, но с переговорным мандатом, однако это предложение блокируют США. Как заявил в своем недавнем выступлении на Конференции по разоружению министр иностранных дел России И.С.Иванов, “особую озабоченность многих государств, представленных на Конференции, вызывает сейчас перспектива гонки вооружений в космическом пространстве. Именно поэтому мы, как и подавляющее большинство других государств, высказались на прошедшей сессии Генассамблеи ООН за скорейшее начало предметных переговоров по космической теме на нашем форуме в Женеве». Экспертные обсуждения по аспекту режима заблаговременных уведомлений о готовящихся пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей (КРН) и по мерам поощрения развития национальных космических программ проходят в рамках дискуссий по российской инициативе о Глобальной системе контроля (ГСК) за нераспространением ракет и ракетных технологий. 15 февраля этого года в Москве состоялась вторая встреча экспертов по ГСК, в которой приняли участие представители более 70 стран, а также ООН.

По аналогичной теме — неиспользования КРН в качестве прикрытия программ баллистических ракет и уведомлений — ведутся обсуждения подготовленного участниками РКРТ проекта Международного кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет.

Подытоживая этот далеко не полный и схематичный исторический обзор, можно сказать, что у Московской конференции по предотвращению милитаризации космического пространства появляется хороший шанс — с учетом годами нарабатывавшихся заделов, успехов и неудач — провести плодотворные дискуссии с практической отдачей.

Представляется важным организовать работу конференции так, чтобы она прошла в конструктивном, неконфронтационном ключе. По формату ее не стоит рассматривать ни как переговорный форум (нет такого мандата), ни как сугубо “академическое” мероприятие. Скорее, ее надо нацелить на своего рода “мозговую атаку” по самым назревшим вопросам, с выходом на конкретные рекомендации для их последующего использования в ООН, в двусторонних и многосторонних обсуждениях, для стимулирования деятельности Конференции по разоружению.

Потребуется, видимо, уточнить и расшифровать предмет обсуждения. Термин “немилитаризация” космоса вызывает вопрос у ряда специалистов: не идет ли речь о полном запрещении военной деятельности в космосе? Здесь можно было бы взять за основу критерии и формулировки, которые использовались в наших официальных документах и пояснениях предшествующих лет. Так, в “Основных направлениях и принципах международного сотрудничества в мирном освоении космического пространства в условиях его немилитаризации” от 17 августа 1985 года указывалось, что немилитаризация космоса означает “отказ от создания, испытаний и развертывания ударных космических вооружений». По заявлению министра обороны СССР от 6 мая 1985 года, имеющиеся у СССР и США спутники связи, навигации, предупреждения о ракетном нападении и другие — это не ударные космические вооружения. Ни СССР, ни США в настоящее время не имеют оружия в космосе. Опасная для человечества милитаризации космоса начнется, когда туда будут выведены ударные средства, предназначенные для поражения объектов в космосе или из космоса. Не совсем точным было бы и использование термина “демилитаризация” космоса, поскольку он предполагает запрет на какую-либо уже ранее осуществлявшуюся военную деятельность в космосе. Видимо, речь надо вести о предотвращении (или недопущении) и запрете появления оружия в космосе.

Учитывая сохраняющиеся в космическом праве “белые пятна”, которые не обеспечивают полного перекрытия всех каналов гонки вооружений в космосе, а также современные военно-технологические реалии, в повестке дня конференции было бы полезно предусмотреть следующие тематические блоки:

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Международное право"