Контрольная работа по дисциплине "Международное частное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:45, контрольная работа

Краткое описание

Унификация коллизионных норм.
Понятие и юридическая природа международного коммерческого арбитража.

Содержание

1. Унификация коллизионных норм…………………………………….3-7
2. Понятие и юридическая природа международного коммерческого арбитража………………………………………………………………8-17
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

МЧП.docx

— 37.62 Кб (Скачать файл)

Смешанная концепция сочетает в себе основные положения двух предыдущих концепций и рассматривает арбитраж как самостоятельный институт, включающий в себя и материально- правовые, и процессуально-правовые элементы. Такой подход позволяет обеспечить применение не только собственного права того государства, где происходит арбитражное разбирательство, но и соответствующего иностранного права, к которому отсылает применимая коллизионно-правовая норма. В этом случае можно говорить о ситуации расщепления коллизионных привязок, когда к единому арбитражному соглашению будет применяться комплекс коллизионных норм в отношении формы соглашения или других условий его действительности, правосубъектности сторон и т. д. В то же время вопросы взаимоотношений арбитража и государственного суда (например, допустимость спора в качестве предмета арбитражного разбирательства, принятие обеспечительных мер, приведение в исполнение арбитражного решения) будут разрешаться на основании процессуального права того государства, на территории которого имеет место арбитражное разбирательство, или того государства, где испрашивается исполнение арбитражного решения.

В силу того что международный  коммерческий арбитраж является важнейшим  институтом международного частного права, общие положения международного частного права об источниках правового  регулирования применимы и к  арбитражу. Основными источниками  права, регулирующими вопросы международного коммерческого арбитража, выступают  международные договоры и внутригосударственное (национальное) законодательство. Международные  договоры представлены целым рядом  документов как универсального, так  и регионального характера. К  их числу относятся:

Нью-Йоркская конвенция 1958 г. о признании и приведении в  исполнение иностранных арбитражных  решений, носящая универсальный  характер и объединяющая в числе  участников свыше 120 государств;

Европейская конвенция 1961 г. о международном коммерческом арбитраже, широко известная в российской юридической  литературе как Европейская конвенция  о внешнеторговом арбитраже;

Европейская конвенция 1966 г., устанавливающая Единообразный  закон об арбитраже, принятая и действующая  в рамках Совета Европы 4;

Межамериканская конвенция 1975 г. о международном коммерческом арбитраже, действующая в большой  группе латиноамериканских государств, и целый ряд других конвенций.

Национальное законодательство представлено внутригосударственными актами (обычно законами) о международном  коммерческом арбитраже. В России в  настоящее время существует и  применяется Закон РФ «О международном  коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.5 (в дальнейшем — Закон 1993 г.). Этот закон был разработан в соответствии с основными положениями Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г., что прямо  подчеркивается в его преамбуле. В связи с этим следует особо  отметить роль нормативных документов неюридического характера в системе  источников права, регулирующих деятельность международного коммерческого арбитража. К их числу относятся не только вышеуказанный Типовой закон  о международном коммерческом арбитраже 1985 г., разработанный под эгидой и  в рамках ЮНСИТРАЛ, но и Арбитражный  регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г., а также  Арбитражный регламент ЕЭК ООН 1966 г., предусматривающие порядок  формирования и функционирования «изолированного  арбитража». По своей природе данные документы не носят юридически обязательного  характера, а имеют лишь рекомендательный характер. Однако их большая значимость и филигранная техника юридического языка обусловили широкую применимость этих документов на практике. Национальные законы различных государств о международном  коммерческом арбитраже, разработанные  на основании Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г., позволяют говорить об унификации международного частного права в  данной области на внутригосударственном  уровне. Воплотившись в нормы национального законодательства, положения Типового закона приобретают юридически обязательный характер и, кроме того, являются унифицированными по своей сути. Что же касается норм Арбитражных регламентов, то их практическое применение обусловлено прямой отсылкой к их положениям в арбитражном соглашении между спорящими сторонами. В этом случае процедура арбитражного разбирательства и все вопросы, связанные с ней, будут разрешены только на основании этих регламентов.

В качестве примера рассмотрим более подробно структуру и содержание Европейской конвенции 1961 г. о внешнеторговом арбитраже 6 и Закон РФ «О международном  коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. Европейская конвенция 1961 г. была разработана  под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) и принята в Женеве при участии не только европейских государств, но и некоторыми странами с других континентов. В настоящее время в состав ее участников входит около 30 государств, в том числе и Россия как правопреемница СССР. Конвенция включает преамбулу, 10 статей и приложение, регулируя целый ряд важных вопросов, касающихся арбитражного рассмотрения международных коммерческих споров:

возможность для публично-правовых юридических лиц обращаться в  арбитраж;

право иностранных граждан  быть арбитрами;

отвод арбитражного суда по неподсудности;

подсудность государственным  судам;

выбор права, подлежащего  применению арбитрами при решении  спора по существу;

вынесение мотивированного  решения;

основания объявления арбитражного решения недействительным.

Европейская конвенция 1961 г. дает определение основных понятий, относящихся к международному коммерческому  арбитражу, в том числе понятий  арбитража и арбитражного соглашения (ст. I). Большое практическое значение имеют положения, регулирующие формирование арбитража в случае, когда стороны  предусмотрели рассмотрение споров не в постоянно действующем арбитражном  органе, а в «изолированном» арбитраже, создаваемом только для разрешения конкретного дела. Конвенцией предусмотрена  важная роль в «изолированном» арбитраже председателя компетентной торговой палаты, который выполняет следующие важные функции (п. 4 ст. IV):

назначает единоличного арбитра, если это было согласовано сторонами, арбитра-председателя, суперарбитра или  третьего арбитра;

производит замещение  арбитра (или арбитров) в соответствующих  случаях;

устанавливает местонахождение  арбитражного суда;

4) устанавливает либо  непосредственно, либо путем ссылки  на регламент какого-либо постоянного  арбитражного органа правила  процедуры, которых должны придерживаться  арбитры, если последние за  отсутствием договоренности между  сторонами сами не установили  правил своей процедуры.

Кроме председателя компетентной торговой палаты данные функции может  также выполнять и специальный  комитет, состав и характер деятельности которого определены в Приложении к  конвенции. В случае, когда сторона  желает прибегнуть к помощи специального комитета, она должна направить свою просьбу Исполнительному секретарю  ЕЭК ООН.

Конвенция закрепила иерархию коллизионных норм, которыми надлежит руководствоваться при выборе подлежащего  применению материального права. Во-первых, в соответствии с принципом автономии  воли стороны в споре могут  по своему усмотрению устанавливать  с общего согласия право, подлежащее применению арбитрами при решении  спора по существу. Во-вторых, если не имеется указаний сторон о подлежащем применению праве, арбитры будут  применять закон, установленный  в соответствии с коллизионной нормой, которую арбитры сочтут в данном случае применимой (п. 1 ст. VII).

Завершая общую характеристику Европейской конвенции 1961 г., следует  отметить, что в целом ее положения  создают гарантии осуществления  арбитражного разбирательства в  соответствии с общепризнанными  на международном уровне стандартами, что в особенности важно в случае формирования «изолированного» арбитража7.

Российский Закон «О международном  коммерческом арбитраже», разработанный  на основании Типового закона ЮНСИТРАЛ и принятый в 1993 г., состоит из преамбулы, 36 статей и двух приложений, представляя  собой весьма объемный и детальный  документ. Закон включает в себя положения, регулирующие:

арбитражные соглашения;

состав арбитража и  его компетенцию;

ведение арбитражного разбирательства  и его прекращение;

вынесение арбитражного решения  и основания для его оспаривания;

признание и приведение в  исполнение арбитражных решений. Российский закон дает определение основных понятий, относящихся к международному коммерческому арбитражу, в частности понятий арбитража, третейского суда и суда (ст. 2). Следует отметить полное совпадение определений арбитража в российском законе и в Европейской конвенции 1961 г. Оба документа понимают под арбитражем любой арбитраж независимо от того, образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением. Закон наделил существенными полномочиями Президента Торгово-Промышленной палаты РФ (ТПП РФ), которые особенно важны при рассмотрении спора в «изолированном» арбитраже на территории России. К ним относятся полномочия по назначению арбитра или суперарбитра (п. 3—4 ст. 1); по отводу арбитра (п. 3 ст. 13); по прекращению полномочий (мандата) арбитра (п. 1 ст. 14). Нетрудно заметить, что и эти положения перекликаются с соответствующими нормами Европейской конвенции 1961 г. Что же касается выбора применимого права, то правила российского закона почти дословно воспроизводят текст ст. VII конвенции. В силу указаний российского закона арбитраж разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При отсутствии какого-либо указания сторон арбитраж применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми. Во всех слу-чаях арбитраж принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке (ст. 28).

Наиболее существенным аспектом юридической природы арбитража  выступает его негосударственный  характер, что позволяет отличить его от государственного суда. Арбитраж — это третейский суд, компетентный рассматривать спор только в случае наличия арбитражного соглашения между  спорящими сторонами, т. е. в случае явно выраженного согласия обеих  сторон. Суд — это орган судебной системы государства, наделяемый компетенцией в силу законодательства, в силу прямого указания национального  права, а не в силу соглашения сторон. Особенно рельефно различие в юридической  природе этих юрис- дикционных органов проявляется в тех случаях, когда согласи- тельного характера арбитража недостаточно для решения отдельных процессуальных вопросов. В этом случае налицо прямая зависимость арбитража от государственного суда, которая выражается в законодательном закреплении за арбитражем права обращаться к суду в определенных ситуациях. Закон 1993 г. закрепляет пять оснований, по которым во время арбитражного разбирательства можно обратиться к суду с просьбой о совершении юридически значимых действий. К ним относятся следующие основания:

любая сторона арбитражного разбирательства вправе обратиться в суд с просьбой о принятии мер по обеспечению иска. Вынесение  судом определения о принятии таких мер не является несовместимым  с арбитражным соглашением (ст. 9);

любая сторона арбитражного разбирательства вправе обратиться в суд с просьбой о принятии решения по постановлению арбитража  о том, что он обладает компетенцией. Суд может признать ходатайство  стороны необоснованным и отклонить его либо постановить, что арбитраж некомпетентен рассматривать спор по существу (п. 3 ст. 16);

любая сторона арбитражного разбирательства, а также сам  третейский суд вправе обратиться к  суду с просьбой о содействии в  получении доказательств. Суд может  выполнить эту просьбу, руководствуясь правилами, касающимися обеспечения  доказательств, в том числе судебных поручений (ст. 27);

сторона, против которой  вынесено арбитражное решение, вправе его оспорить в суде путем подачи ходатайства об отмене такого решения. Ходатайство об отмене не может быть заявлено по истечении трех месяцев  со дня получения стороной, заявляющей это ходатайство, арбитражного решения. Решение может быть оспорено лишь по основаниям, четко указанным в  законе, перечень которых является исчерпывающим (ст. 34);

сторона, в пользу которой  вынесено арбитражное решение, вправе ходатайствовать перед судом  о его признании и приведении в исполнение независимо от того, в  какой стране оно было вынесено (ст. 35).

Из всего вышеизложенного  следует, что государственный суд  и коммерческий арбитраж представляют собой самостоятельные юрисдикционные органы, имеющие различную юридическую природу. На практике это различие проявляется в том, что целый ряд вопросов процессуального характера, возникающих в ходе арбитражного разбирательства, может быть разрешен при непосредственном участии государственного суда с использованием его властных полномочий.

 

 

 

 

Список использованной литературы

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002.

Гражданский кодекс Российской Федерации, 1, 2, З-я части. М., 2006.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002

Конституция РФ. М., 1993.

Ануров В.Н. Юридическая  природа международного коммерческого  арбитража. - М., 2000. 200 с

Богуславский М.М. Международное  частное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. 704 с.

3веков В.П. Международное  частное право

Федосеева Г.Ю. Международное  частное право. - М., 2000. 320 с.


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Международное частное право"