Контрольная работа по международному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

1)Что такое международный договор Российской Федерации?
2)Каковы его признаки, виды?
3)Может ли российский суд применить международный договор, в котором Российская Федерация не участвует? Если да, то в каком качестве может быть использован такой международный договор (приведите примеры)? Если нет, то почему? Ответ обоснуйте ссылками на нормы российского законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

международное Чеботарева кр.docx

— 46.11 Кб (Скачать файл)

 

 

Задание 1.

1)Что такое международный договор Российской Федерации?

2)Каковы его признаки, виды?

3)Может ли российский суд применить международный договор, в котором Российская Федерация не участвует? Если да, то в каком качестве может быть использован такой международный договор (приведите примеры)? Если нет, то почему? Ответ обоснуйте ссылками на нормы российского законодательства.

Ответ:

1) Согласно Федеральному закону от 15.07.95 N 101-ФЗ, ст.2 п. а) – международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры […], в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а так же независимо от его конкретного наименования.

Так же определение Международного договора можно вынести из ст. 3.п.2 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ (в ред. ФЗ от 01.12.2007 N 318-ФЗ) о Международных договорах Российской Федерации:

2. Международные договоры  Российской Федерации заключаются  с иностранными государствами, а  также с международными организациями  и иными образованиями от имени  Российской Федерации (межгосударственные  договоры), от имени Правительства  Российской Федерации (межправительственные  договоры), от имени федеральных  органов исполнительной власти  или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).

Примерами Международных договоров могут служить такие договоры, как:

1.Конвенция по вопросам  гражданского процесса от 1 марта 1954 г. (международный договор Российской  Федерации по вопросам правовой  помощи и правовых отношений  по гражданским, cемейным, уголовным  и иным делам, документ представляет  собой многосторонний договор);

2. Конвенция Организации  Объединенных Наций против коррупции 2003 г. (так же  многосторонний договор)

3. Соглашение между Союзом  Советских Социалистических Республик  и Австрийской Республикой по  вопросам гражданского процесса  от 11 марта 1970 г. (двусторонний международный  договор)

4. Договор между Российской  Федерацией и Республикой Индией  о правовой помощи и правовых  отношениях по гражданским и  торговым делам от 3 октября 2000 г. (ратифицирован Российской Федерацией  — ФЗ от 9 декабря 2002 г. № 163-ФЗ). –  двусторонний договор. и т.д.

2) Каким образом можно отличить Международный договор от какого-либо иного нормативно-правового документа? Необходимо рассмотреть признаки, которыми обладает международный договор. Рассмотрим Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Одним из признаком Международного договора является его ссылка на часть 1 статьи 46 «Конституции Российской Федерации»,в которой говорится, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Признаком международного договора является и обязательное выполнение императивных норм международного права, которые принимаются и признаются международным сообществом государств. Выполнение международных обязательств, уважение прав человека, достижение приемлемого для всех контрагентов консенсуса в решаемом вопросе, обязательное и добросовестное исполнение договора всеми его участниками (Ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.), – неотъемлемая характеристика признака международного договора.  Обязательным признаком международного договора так же является наличие преамбулы, в которой обычно указываются цели заключения данного договора, стороны договора, наличие центральной части, в которой перечисляются предмет договора, права и обязанности сторон, и наличие заключительной части, в которой предусматриваются условия вступления договора в силу, срок его действия, порядок прекращения. Иногда договоры сопровождаются приложениями, в которых содержатся нормы, поясняющие основной текст, правила процедуры, разрешение споров, которые имеют одинаковую юридическую силу и применяются с учетом каждой из них.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Т.о. признаками Международных договоров является наличие общей правовой основы между государствами, общих положений, общему поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

2. Наряду с признаками международных договоров рассматриваются и их виды. Стоит заметить, что договоры классифицируются по разным основаниям. В зависимости от числа участников договора делятся на двусторонние и многосторонние. Основную массу договоров составляют двусторонние (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 07.09.2000 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» или Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 14 сентября 1992 г.). Вид договора дает возможность учитывать специфику сторон и отношений. На сегодняшний день в современном международном праве растёт роль и удельный вес многосторонних договоров (например, Соглашение государств-членов Таможенного союза об устранении технических барьеров во взаимной торговле с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, не являющимися государствами - членами Таможенного союза от 17.12.2012, или же Соглашение о многосторонней межгосударственной специализации производства и поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда от 31.05.2013).

Виды международных договоров могут определяться по субъектам (участвуют или могут участвовать все субъекты международного права, т.е. объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права, например мирные договоры 1947 г., принятые на Парижской мирной конференции). По объектам регулирования подразделяются на политические, экономические, научно-технические, по правовым вопросам, по вопросам транспорта и связи и т.д. К политическим договорам относятся договоры о союзе, взаимной помощи, ненападении, нейтралитете, мирные договоры, договоры по территориальным и пограничным вопросам, в области разоружения и др. В качестве примеров политических договоров можно назвать Устав ООН, мирные договоры 1947 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и др. К экономическим договорам относятся торговые договоры, соглашения о поставках товаров и товарообороте, соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, соглашения о займах, кредитах и др. К экономическим договорам относится Римский договор о ЕЭС 1957 г. и др.; по форме, по срокам действия, по соответствию принципам международного права.

Таким образом, договоры могут классифицироваться по разным основаниям и все субъекты международного права обладают правоспособностью заключать международные договоры. Международные договоры не создают прав и обязательств или прав для третьих государств без их на то согласия. Однако государства, не участвующие в договоре, могут применять его положения в качестве обычных норм международного права. Сторонами в договорах могут быть как государства, так и международные организации. Иногда заключаются договоры с участием лиц, не являющихся субъектами международного права (например, межправительственное соглашение, в котором, помимо государств, участвует крупное предприятие). Такие договоры являются международно-правовыми в части отношений между субъектами международного права, в части, касающейся отношений между государством и предприятием; правила, зафиксированные в договоре, носят частноправовой характер.

3) согласно Постановлению  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 «… вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (статья 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года)». В Российской Федерации  международные нормы могут применяться  вместе с нормами права РФ или вместо последних без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы внутригосударственного права.  Международные нормы действуют практически как специальные нормы по отношению к нормам российского законодательства (которые выступают в роли как бы общих норм) и изымают отдельные отношения из сферы применения российских правовых норм. Российское государство разрешает, санкционирует непосредственное применение международно-правовых норм во внутригосударственной сфере отношений. Можно различать общее и специальное санкционирование. Судам надлежит иметь в виду, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации (например, Конвенция о защите прав недопека и основных свобод была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, а вступила и силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года — в день передачи ратификационной грамоты на хранение Генеральному секретарю Совета Европы согласно статье 59 этой Конвенции).

Т.о. российский суд не может применить международный договор, в котором он не участвует, но международные договоры могут быть использованы в качестве образца для составления нармативно-правовых актов.

 

 

Задание 2

 

 

Изучив Устав ООН, отобразите схематически три вида взаимосвязей главных органов ООН, указывая "стрелкой" направление осуществления взаимодействия.


 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

Сравнительная характеристика механизмов контроля за соблюдением прав человека по Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. и по Европейской конвенции по правам человека 1950 г. (с учетом Протокола 14).

Ответ:

Сравнительная характеристика механизмов контроля за соблюдением прав человека

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

Европейская конвенция по правам человека 1950 г. (с учетом Протокола 14).

Генеральной Ассамблеей ООН были приняты два универсальных договора в области прав человека. Они уже были обязательными для учавствующих стран нормативные акты. Комитет по правам человека ООН создан на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2200А (XXI) от 16 декабря 1966 г. в соответствии со ст. 28 Пакта о гражданских и политических правах. Фактически Комитет является самостоятельным международным органом, состоящим из 18 независимых экспертов, выступающих в личном качестве. Члены Комитета избираются из граждан государств — участников Пакта сроком на 4 года и могут быть переизбраны. Местонахождения Комитета — Женева. Комитет имеет право осуществлять контроль за соблюдением положений Пакта о гражданских и политических правах путем рассмотрения:

1) периодических докладов  государств-участников о тых ими  мерах по реализации положений Пакта;

2) жалоб государств-участников  друг на друга о нар положений Пакта;

3) жалоб индивидов при  нарушении государством-у ком прав, закрепленных в Пакте.

Жалоба индивида должна касаться только факта нарушения прав, зафиксированных в Пакте. Кроме того, лицо, подающее жалобу, должно исчерпать все ранее использованные средства защиты нарушенного права или доказать, что рассмотрение его дела неоправданно затягивается. После этого жалоба будет  принята к рассмотрению, Комитет государство-участника, указанного в жалобе, предстает в шестистимесячный срок объяснения по существу вопроса и выполнение мер, которые будут приняты на национальном уровне правления положения. Государство и лицо, направившие жалобу, находятся перед Комитетом в равных условиях.

Механизмом защиты прав человека в «Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.» является выполнение принципов, в которых запрещается все виды и формы дискриминации, выполняется равенство перед законом, государство защищает своих собственных граждан независимо от их местонахождения и проживания, выполняется специальная защита прав женщин и детей, государство несет ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Международная защита прав человека заключается также в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

В соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. в 1977 году был создан Комитет по правам человека. Комитет состоит из 18 членов — граждан государств-участников Пакта, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека. Члены Комитета избираются на совещании государств — участников Пакта тайным голосованием сроком на четыре года и работают в личном качестве, а не как представители своих стран. Кроме того, государства-участники специальным заявлением, которое депонируется у Генерального секретаря ООН, могут признать компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения государств о невыполнении обязательств по Пакту другим государством (ст. 41). Этот механизм действует только в отношении тех государств, которые сделали заявления о его признании. При рассмотрении таких сообщений Комитет проводит закрытые заседания. Обычно в течение года Комитет по правам человека проводит три сессии продолжительностью в три недели каждая. Все государства, которые ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах или присоединились к нему, обязаны представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав. Первоначальный доклад представляется в течение одного года с момента вступления Пакта в силу в отношении соответствующей страны. Доклады о дальнейших изменениях подлежат представлению каждые пять лет. Доклад соответствующего государства изучается вначале специальной рабочей группой Комитета, состоящей не более чем из пяти его членов. Группа определяет круг проблем, которые следует обсудить с представителями соответствующего государства, и готовит перечень вопросов, которые представители государства получают заблаговременно до начала слушания. Затем Комитет в полном составе в течение двух дней изучает доклад. После этого проводится открытое заседание с участием представителей государства, на котором в качестве наблюдателей могут присутствовать неправительственные организации и пресса. В ходе заседания представители государства отвечают на вопросы членов Комитета — как те, что были поставлены заранее, так и те, что были заданы непосредственно в ходе заседания. Заседания организованы таким образом, чтобы у представителей государства имелось время для консультаций с правительством и получения необходимой информации. Если запрошенная членами Комитета информация является неполной или если она не получена, то представителям государства предлагается представить ответы в письменном виде к более позднему сроку. При рассмотрении доклада члены Комитета опираются на множество источников: доклады других органов ООН по правам человека, специальных докладчиков и рабочих групп, а также доклады международных неправительственных организаций. После рассмотрения всех аспектов дела и принятия решения доклад признается либо приемлемым, либо нет. Если неприемлемым, то его дальнейшее рассмотрение прекращается. Если же сообщение признается приемлемым, то Комитет обращается к соответствующему государству с просьбой представить объяснение или заявления, разъясняющие данную проблему, и сообщить о том, были ли приняты этим государством какие-либо меры для ее урегулирования. Для представления государством ответа определен крайний срок в шесть месяцев. После этого автору жалобы предоставляется возможность высказать свои замечания относительно ответа государства. Затем Комитет формулирует свои окончательные соображения и сообщает их соответствующему государству и автору жалобы. На всех этапах проводимого Комитетом разбирательства лица, являющиеся авторами жалоб, и государства, которые, как утверждается, нарушили права этих лиц, находятся в равных условиях. Прежде чем Комитет сформулирует свои окончательные соображения, лица, которые утверждают о нарушении своих прав, могут нуждаться в защите. Т о. Комитет не является судебным органом и его решения именуются не «постановлениями», а «соображениями». Вместе с тем, соображения Комитета излагаются на языке судебных постановлений, и накопленный опыт свидетельствует о том, что государства серьезно относятся к ним.

Механизм контроля за соблюдением прав человека в Европейской Конвенции по правам человека (ЕКПЧ) представляет собой двухзвенный механизм защиты прав человека на европейском уровне. Главным механизмом контроля является постоянно действующий Европейский Суд по правам человека, который заменяет ныне существующую Комиссию. Суд работает на постоянной основе. ст.5 п.3 «…право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда…»; п.5 «…имеет право на компенсацию.»;

ст.6 п.1 «право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.»; Организационные вопросы работы решаются на пленарных заседаниях, которые созываются Председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Кроме того, пленарное заседание может быть проведено по требованию 1/3 членов Суда. Кворум пленарного заседания составляет 2/3 от числа избранных судей. Комитеты состоят из 3, Палаты – из 7, а Большая Палата насчитывает 17 судей. Всего судей 41- по числу государств - членов Совета Европы. 4 ноября 1998 года вступили в силу Правила процедуры Суда, в которых подробно описан механизм подачи жалоб в Суд. Стоит выделить важный факт, который должен быть соблюден, чтобы механизм контроля за соблюдением прав человека начал работать в полной мере:

1) в суд надо обращаться за защитой только тех прав, которые предусмотрены Конвенцией.

2) жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после ратификации Конвенции.

3)жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после рассмотрения вопроса последней компетентной судебной инстанцией или другим государственным органом такого же ранга.

4)должны быть исчерпаны все доступные способы правовой защиты, имеющиеся в государстве. Это означает, что необходимо пройти все судебные инстанции.

Таким образом, если соблюдены все предварительные условия, жалоба не является анонимной, и необходимые документы представлены (ст.34 ЕКПЧ – индивидуальные жалобы), то нужно ждать, когда судья - докладчик подготовит доклад по делу, и если оно будет принято к рассмотрению, можно надеяться, что права гражданина будут защищены Европейским Судом по правам человека.

Еще одним вариантом контроля за соблюдением прав человека является условие ежедневного вношения вклада в дело защиты прав человека (данный механизм выполняется контрольными органами Совета Европы). Европейский Суд представляет собой важнейшее достижение европейских стран на пути к повсеместному признанию приоритета прав и свобод человека. Ради достижения этой цели государства осознанно идут на некоторые ограничения собственного суверенитета. Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что именно внутригосударственные механизмы играют главенствующую роль в реализации принципа всеобщего уважения прав человека (Ст. 2 Право на жизнь, п.1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом, ст.8 «Право на уважение частной и семейной жизни», ст.9 «Свобода мысли, совести и религии»,и др. Суд также может принимать от какого-либо лица, неправительственной организации или группы лиц заявления о нарушении одним из государств-участников прав, закрепленных в Конвенции или протоколах к ней. При этом заявители должны соблюсти определенные процедурные требования. Государства-участники обязаны никоим образом не препятствовать реализации этого права.

Согласно, протоколу № 14 к конвенции о защите прав человека одним из механизмов контроля является усовершенствование независимости судей Европейского суда по правам человека через увеличение срока избрания судей без права переизбрания, ускорение рассмотрения дел, установление приоритетных дел. Механизм  контроля строится на системности и главным рычагом защиты является правильное и своевременное обращение в суд по правам человека.

 Т.о. европейский правозащитный механизм строится на постоянном совершенствовании закона, на постоянном его дополнении и выполнении условий Европейской конвенции по правам человека 1950 г. Секрет контроля строится на мониторинге состояния прав человека в тех или иных областях. Механизм контроля отслеживается соответствующими комитетами, которые предоставляют доклады о законодательных, судебных, административных и других мерах, принимаемых государствами-участниками с целью выполнения своих обязательств. Комитеты на основе такого рассмотрения принимают развернутые заключения и рекомендации. В некоторых из этих конвенций закреплена процедура, согласно которой государство может направлять жалобы, касающиеся действий других государств-участников. Например, по Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 11) ею может воспользоваться любое государство-участник. Для этого предусматривается, в частности, создание согласительных органов. Однако к этой процедуре государства практически не прибегают. В то же время в Комитете по правам человека и других конвенционных органах значительное развитие получила контрольная функция, связанная с рассмотрением частных жалоб. Последняя является, как уже отмечалось, факультативной и реализуется лишь после того, как согласие на рассмотрение жалоб своих граждан дало соответствующее государство. При рассмотрении петиций международные конвенционные органы руководствуются некоторыми критериями, и прежде всего правилом о том, что такие жалобы не рассматриваются, если петиционеры не исчерпали все доступные внутренние национальные средства государства по правовой защите (это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств чрезмерно затягивается).Рассмотрев петиции и разъяснения государств по этому поводу, данные органы могут делать предложения и рекомендации как лицам или группам лиц, их направивших, так и государствам-участникам. Данный характер процедуры дает основания считать ее полусудебной.

Согласно Протоколу № 11 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, предусматривается упразднение Комиссии и Суда и создание на их основе единого Европейского Суда по правам человека. В соответствии с этим Протоколом установлено безусловное право подачи петиций частными лицами. Теперь не надо будет ждать особого заявления государств-членов Совета Европы по этому вопросу, как это имело место до настоящего времени. Благодаря большой практике рассмотрения жалоб Европейский Суд по правам человека стал значительным фактором правового развития и совершенствования системы защиты прав человека в Европе, а созданное им прецедентное право может использоваться государствами, недавно ставшими членами Совета Европы, и в частности, Россией, для совершенствования своего законодательства и правоприменения.


 

 

Задание 4.

1) Изучите статью: Лукашук  И.И. Право международной ответственности / И.И. Лукашук  // Международное публичное  и частное право. 2002. № 2. Доступ  из СПС "КонсультантПлюс: Комментарии  законодательства".

2) Составьте по ней  словарь понятий.

3) Составьте конспект  в схемах раздела I статьи.

 

Словарь понятий:

Право международной ответственности - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют последствия международно-противоправного деяния

позитивная ответственность – вытекающая из международного права обязанность принять необходимые меры для достижения поставленной цели

Форма осуществления ответственности - правоотношение ответственности

Деяние государства – это поведение любого из его органов, независимо от занимаемого им места в системе государства, при условии, что он действует в своем официальном качестве.

Нарушение международного обязательства – это деяние государства, не соответствующее тому, что требует от него соответствующее обязательство.

Контрмеры – ненасильственные меры

форс-мажор –это появление непреодолимой силы или непредвиденного события, не поддающихся контролю государства, которые сделали в данных обстоятельствах выполнение обязательства материально невозможны

Материальный ущерб – ущерб, причиненный имуществу или иным интересам государства или его граждан, который определяется в денежном исчислении

 

Юридический ущерб – ущерб, причиненный юридическим интересам государства

Потерпевшее государство - государство, права которого нарушены противоправным деянием или законные интересы которого нарушены иным образом в результате такого деяния

Санкции и контрмеры – виды принуждения в отношении правонарушителя

Реторсий – не выходящие за рамки международного права меры воздействия одного государства на другое, преследующие цель побудить последнее прекратить недружелюбные, дискриминационные и тем не менее правомерные действия.

Пропорциональные Контрмеры – это контрмеры, соразмерные  причиненному ущербу с учетом тяжести противоправного деяния и значения затронутых прав

Санкции - принудительные меры, предпринимаемые международной организацией к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности

 

 

 

 

 

 

 

конспект в схемах раздела I статьи.

 

Виды ответственности


 

Негативная ответственность                    позитивная ответственность

Информация о работе Контрольная работа по международному праву