Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 15:05, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что интеграция государств-членов Европейского Союза представляет собой сложный и многогранный процесс, отягощенный фактором расширения и включения в состав интеграционного объединения государств Восточной Европы, явно уступающих лидирующей группе государств-членов как в сфере экономического и социального развития, так и в сфере политического и культурного развития. Планы беспрецедентного расширения Европейского Союза в 2004-2007 гг. потребовали разработки и принятия мер с целью недопущения замедления темпов интеграции ведущих государств-членов и тем более стагнации ввиду объективной невозможности новых государств-членов гладко и беспроблемно влиться в ряды благополучной и процветающей Старой Европы.
Введение4
ГЛАВА 1 ПРОДВИНУТОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В
ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ 7
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДВИНУТОГО СОТРУДНИЧЕСТВА12
ГЛАВА 3 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРОДВИНУТОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА20
заключение27
список использованных источников29
ГЛАВА 3
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРОДВИНУТОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Анализируя причины обращения Европейского Союза к механизму продвинутого сотрудничества, формулируется научная концепция продвинутого сотрудничества, определяются роль и место продвинутого сотрудничества в системе европейского права, правовая природа актов продвинутого сотрудничества.
Обращение Европейского Союза к механизму продвинутого сотрудничества и его правовое регулирование в основных учредительных документах Союза вызваны, по мнению автора, следующими основными причинами. Во-первых, обостряется противоречие между государствами-членами Европейского Союза, приверженными интеграции, и государствами-членами, стремящимися сохранить традиционные межгосударственные связи без их углубления. Между государствами-членами Европейского Союза отсутствует консенсус относительно перспектив интеграции и, соответственно, целей Союза. Во-вторых, расширение Европейского Союза требует гибкого подхода ввиду существенных различий между государствами-членами в экономической, социальной, культурной и иных сферах. Необходимо, с одной стороны, дать возможность государствам-членам Европейского Союза, желающим и могущим интегрироваться дальше и глубже, делать это, а, с другой стороны, обеспечить права и интересы государств-членов, не могущих по объективным причинам либо не желающих этого.
Продвинутое сотрудничество, с одной стороны, представляет собой механизм, способный сохранить Европейский Союз как интеграционное образование; с другой стороны, это способ обеспечить суверенитет и национальные интересы государств-членов Европейского Союза. Продвинутое сотрудничество, таким образом, решает двуединую задачу: обеспечивает единство и многообразие в рамках Европейского Союза.
Впервые в отечественной науке европейского права предпринимается попытка сформулировать научную концепцию продвинутого сотрудничества в европейском праве. Таковая основывается на положениях учредительных договоров Европейских сообществ и Европейского Союза, практике продвинутого сотрудничества в рамках Европейского Союза и общепризнанных принципах и нормах современного международного права и европейском праве.
Продвинутое сотрудничество в европейском праве означает возможность для определенного числа государств-членов Европейского Союза осуществлять сотрудничество с целью углубления интеграции между ними в конкретной сфере с использованием институтов, процедур и механизмов Европейского Союза и во имя целей Союза; при этом другие государства-члены Европейского Союза могут в любое время присоединиться к первым, то есть к группе продвинутого сотрудничества.
Продвинутое сотрудничество:
1) осуществляется на основе институтов, процедур и механизмов Европейского Союза;
2) призвано способствовать достижению целей Союза и Сообщества, охранять и обеспечивать их интересы;
3) продвигает вперед интеграционный процесс в рамках Европейского Союза;
4) уважает учредительные договоры Европейского Сообщества и Европейского Союза, а также единый институциональный механизм Союза;
5) соблюдает достижения Сообщества и меры, принятые на основе других положений учредительных договоров;
6) осуществляется в рамках
неисключительной компетенции
7) не наносит ущерба внутреннему рынку Европейского Сообщества и экономическому и социальному сплочению в рамках Европейского Сообщества;
8) объединяет как минимум треть государств-членов Европейского Союза;
9) уважает компетенцию, права и обязанности государств-членов, которые в нем не участвуют;
10) является открытым для всех государств-членов Европейского Союза;
11) является крайней мерой.
По мнению Шайхутдиновой Г.Р, сущность продвинутого сотрудничества двуединая. С одной стороны, это сотрудничество «для избранных», для узкого круга государств-членов Европейского Союза, с тем чтобы они не были связаны в вопросах интеграции медленным движением других государств-членов. С другой стороны, это сотрудничество имеет целью продвижение интересов Союза в целом и постепенное вовлечение в такое сотрудничество всех государств-членов. Продвинутое сотрудничество – это не механизм отделения, это механизм объединения. Определенное временное обособление ряда государств-членов Европейского Союза от общего числа при проведении конкретной политики происходит с целью сохранения стратегии развития Союза в целом и предполагает объединение с остальными государствами-членами на последующих этапах развития интеграции.
Она определяет функции продвинутого сотрудничества:
1. Интеграционную, которая имеет целью обеспечение прогресса интеграции Европейского Союза в целом; несмотря на то, что прогресс на определенном этапе осуществляется лишь частью государств-членов, в целом продвинутое сотрудничество способствует поэтапной интеграции всего объединения.
2. Обеспечение поступательной интеграции группы наиболее развитых государств-членов Европейского Союза, группы «могущих» и «желающих», – речь идет о том, что продвинутое сотрудничество, в первую очередь, обеспечивает интересы наиболее «продвинутых» членов Союза, которые имеют для этого необходимые экономические, социальные, финансовые, политические, организационные и иные условия и не желают быть связанными низкими темпами интеграции слаборазвитых членов Союза; эта функция позволяет Европейскому Союзу сохранить свое лицо, свой авторитет и престиж как высокоорганизованной и высокоразвитой группы самых передовых государств мира.
3. Обеспечение интересов государств-членов Европейского Союза, не участвующих в продвинутом сотрудничестве, - таковые благодаря реализации продвинутого сотрудничества имеют возможность временно не участвовать в углубленной интеграции, но оставаться членами Союза; они могут присоединиться к продвинутому сотрудничеству в любое время позднее, когда для этого в полной мере созреют экономические, социальные, политические, финансовые и иные условия; не будь механизма продвинутого сотрудничества на вооружении Европейского Союза, возможно, и расширение его не происходило бы такими высокими темпами, а вопрос о членстве государств-членов, недавно присоединившихся к Европейскому Союзу, был бы весьма проблематичен.
Если рассматривать вопрос о соотношении продвинутого сотрудничества и государственного суверенитета. Продвинутое сотрудничество есть реализация государственного суверенитета государствами-членами Европейского Союза. Оно предполагает выбор – участие или неучастие в договорном регулировании вопросов сотрудничества в определенных сферах. А это и есть независимое осуществление национальной политики. То есть продвинутое сотрудничество свидетельствует не только о прагматичном подходе к европейской интеграции, оно часто свидетельствует о нежелании государств-членов поступаться своим государственным суверенитетом.
Отечественная наука выделяет в понятии и содержании государственного суверенитета две стороны: формально-юридическую и фактическую (или материальную). Правовая форма государственного суверенитета не изменяется. Однако фактическая, или материальная, форма его переменчива. Материальное содержание государственного суверенитета может меняться как в сторону его расширения и углубления, так и в сторону выхолащивания и ограничения. Участие государства в продвинутом сотрудничестве предполагает определенное изменение материального аспекта в содержании государственного суверенитета. Государство может взять на себя осуществление определенных прерогатив, выполнение обязательств по международным договорам. Государство может двояко подойти к вопросам международного сотрудничества. Оно может избрать путь сотрудничества в рамках традиционных механизмов международных организаций, а может участвовать в продвинутом сотрудничестве, если такая возможность представлена учредительными договорами таких организаций. Государство может отказаться от участия в продвинутом сотрудничестве, если это не отвечает его национальным интересам.
Определяя роль и место продвинутого сотрудничества в системе европейского права, можно прийти к выводу о формировании общесистемного института продвинутого сотрудничества государств в европейском праве и обосновывает этот вывод рядом аргументов. Во-первых, продвинутое сотрудничество находит правовое регулирование в учредительных документах Европейского Союза – Амстердамском договоре 1997 года, Ниццском договоре 2001 года. Сформировался комплекс взаимосвязанных правовых норм, регулирующих вопросы осуществления продвинутого сотрудничества государствами Европейского Союза. В Амстердамском договоре указанные правовые нормы содержались в статьях К.15, К.16 и К.17 раздела VIа «Положения о тесном сотрудничестве» (в дальнейшем раздел VII), статье 5а, статье J.13 и статье К.12. В Ниццской редакции мы находим обновленный и расширенный комплекс правовых норм о продвинутом сотрудничестве – раздел VII «Положения о продвинутом сотрудничестве», объединяющий статьи 43, 43.А, 43.В, 44, 44.А, 45, а также статьи 11, 11.А, 27.А, 27.В, 27.С, 27.Е, 40, 40.А, 40.В и 46. Во-вторых, комплекс правовых норм о продвинутом сотрудничестве имеет свой предмет регулирования – отношения, складывающиеся между государствами-членами Европейского Союза по поводу осуществления продвинутого сотрудничества с использованием механизмов, процедур и институтов Европейского Союза. В-третьих, институт продвинутого сотрудничества носит общесистемный характер, поскольку продвинутое сотрудничество может осуществляться в различных сферах сотрудничества, если того пожелают государства-члены Европейского Союза.
Продвинутое сотрудничество государств может впоследствии сформироваться в общесистемный институт международного права. К механизму продвинутого сотрудничества обращается не только Европейский Союз. Его использует и Содружество Независимых Государств. Иные международные организации также могут обратиться к нему. Таким образом, формируется практика продвинутого сотрудничества государств. Однако нет еще сформировавшейся международно-правовой основы продвинутого сотрудничества государств, а именно комплекса взаимосвязанных международно-правовых норм в указанной сфере. По мере правового оформления в международном праве продвинутое сотрудничество может найти себе место наряду с такими общепризнанными общесистемными институтами современного международного права, как институт международной правосубъектности, институт международного представительства, институт международного нормотворчества, институт международно-правовой ответственности, институт разрешения международных разногласий. Профессор Д.И. Фельдман в монографии «Система международного права» писал: «…Есть так называемые супраинституты, пронизывающие несколько подотраслей или отраслей» международного права. Общесистемные институты пронизывают все отрасли и подотрасли современного международного права, носят сквозной характер. Так и институт продвинутого сотрудничества будет способен пронизывать все отрасли международного права. Продвинутое сотрудничество возможно в любой сфере сотрудничества, если того пожелают субъекты международного права.
Решая вопрос о правовой природе актов продвинутого сотрудничества, автор опирается на практику продвинутого сотрудничества в Европейском Союзе. Исходя из того, что акты продвинутого сотрудничества не считаются частью acquis, то есть основной составляющей европейского права, можно предположить, что указанные акты предстанут в качестве специфической части европейского права. Представляется, что указанные акты будут актами международного публичного права, так как оформляют отношения между субъектами международного публичного права – суверенными государствами-членами Европейского Союза, права и обязанности по ним возникают для государств, их принимающих, а не напрямую для юридических лиц и граждан этих государств.
Опираясь на горизонтальную и вертикальную структуру европейского права, предложенную профессором Л.М. Энтиным, можно предположить , что акты продвинутого сотрудничества составляют особую часть европейского права, или потенциальное европейское право. Объясняется это, прежде всего, тем, что они обязательны только для ограниченного круга государств-членов Европейского Союза. Этот вывод обосновывается также тем, что согласно учредительным договорам продвинутое сотрудничество является открытым в любое время для всех государств-членов Европейского Союза и является крайней мерой. Европейская Комиссия и государства-члены, участвующие в продвинутом сотрудничестве, содействуют участию максимально возможного числа государств-членов в таком сотрудничестве. Более того, продвинутое сотрудничество согласно статье 43(1)(а) Ниццского договора «призвано способствовать достижению целей Союза и Сообщества, охранять и обеспечивать их интересы и продвигать вперед их интеграционный процесс». Наконец, продвинутое сотрудничество осуществляется с использованием механизмов и институтов Союза. Об этом прямо говорит статья 43(1) Ниццского договора. Сферы, в которых осуществляется продвинутое сотрудничество, определены в Конституции для Европы. Указанные аргументы говорят в пользу того, что акты продвинутого сотрудничества – это акты европейского права, хотя и с определенными особенностями.
Эту часть европейского права можно рассматривать как четвертую составляющую европейского права при его горизонтальном срезе. Актам продвинутого сотрудничества свойственны следующие особенности: они носят конвенционный характер; обязательны только для государств, участвующих в продвинутом сотрудничестве; непосредственно применяются на территориях участвующих государств-членов; попадают под юрисдикцию Суда Европейских сообществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании всего исследования можно сделать следующие выводы.
Продвинутое сотрудничество:
1) осуществляется на основе институтов, процедур и механизмов Европейского Союза;
2) призвано способствовать достижению целей Союза и Сообщества, охранять и обеспечивать их интересы;
3) продвигает вперед интеграционный процесс в рамках Европейского Союза;
4) уважает учредительные договоры Европейского Сообщества и Европейского Союза, а также единый институциональный механизм Союза;
5) соблюдает достижения Сообщества и меры, принятые на основе других положений учредительных договоров;
6) осуществляется в рамках
неисключительной компетенции
7) не наносит ущерба внутреннему рынку Европейского Сообщества и экономическому и социальному сплочению в рамках Европейского Сообщества;
8) объединяет как минимум треть государств-членов Европейского Союза;
9) уважает компетенцию, права и обязанности государств-членов, которые в нем не участвуют;
10) является открытым для всех государств-членов Европейского Союза;
11) является крайней мерой.
Механизм продвинутого сотрудничества является одной из важнейших предпосылок к большей интеграции Европейского союза. Продвинутое сотрудничество призвано способствовать достижению целей союза, охранять и обеспечивать их интересы и продвигать вперед их интеграционный процесс.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Концепция продвинутого сотрудничества в Европейском союзе