Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:09, курс лекций
Международное право, история становления, его особенности. Соотношение международного права и внутригосударственного права. Соотношение международного публичного права и международного частного права.
МП-особая правовая система, регулир международн отношения его субъектов посредством юридич норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглаш между ними и обеспечиваемых принуждением формы характер и пределы которого определены в международных соглашениях.
МП-особая правовая система, регулир международн отношения его субъектов посредством юридич норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглаш между ними и обеспечиваемых принуждением формы характер и пределы которого определены в международных соглашениях.
Субъекты МП –самостоятельные образования, которые благодаря своим юр свойствам способны обладать правами и обязанностями по мпп ,участвовать в создании и реализации его нужд.
Становление и развитие международного права
Международное право возникло вследствие развития общественных процессов. Исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах существования первобытные общины и племена руководствовались в своих взаимоотношениях неписаными законами. Если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права именно в отношениях между народами (jus inter gentes), то можно полагать, что первые международно-правовые обычаи зарождались еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности.
Между тем в подавляющем большинстве работ (разделов учебников), посвященных истории международного права, утверждается, что оно складывалось и развивалось вместе с возникновением государств. В отечественной науке международного права считалось бесспорным, что история развития международного права делится на периоды, которые соответствуют основным типам производственных отношений и типам государств — рабовладельческих, феодальных, капиталистических и социалистических.
Иные точки зрения высказывались зарубежными учеными. Так, классик западной доктрины международного права Ласса Оппенгейм (1858—1919) утверждал, что международное право «является продуктом современной христианской цивилизации и существует около четырехсот лет» .Если принять это утверждение на веру, то получается, что несколько тысячелетий человечество развивалось вне международного права. С этим нельзя согласиться. При всем несовершенстве нашего знания мы располагаем до- статочным материалом (прежде всего данными археологии), свидетельствующим, что отдельные родовые общины не являлись совершенно обособленными, а были объединены с другими общинами, прежде всего соседними и родственными им, какими-то неписаными законами. Позднее совокупности родовых общин составили племена, которые заключали между собой союзы, вели межплеменные войны и т.п. Именно здесь возникает правовая форма сознания как способ реализации межплеменных отношений. Иной подход к вопросу о зарождении международного права будет означать отрицание его объективного характера, отрицание того очевидного факта, что международное право появляется не в результате мыслительной деятельности человека, а как продукт общественной практики, в основе которой лежит, как известно, производство самой материальной жизни. Так, например, появилась обычная норма, которой руководствовались все в торговле, — свободный проход караванов, судов и т.д. При огромном количестве нарушений этой нормы она оказалась выше всех обстоятельств, вражды, противоречий и т.п. и выдержала проверку временем.
Сегодня мы далеки от такого понимания международного права. Мы знаем, что не одно тысячелетие человечество развивается в государственно-организованной форме, где государства являются своеобразными посредниками в общении народов. Но история человечества начиналась не с государств, а с первобытнообщинного строя. Именно на базе первобытно-общинных отношений и возникла та форма сознания, которую мы сегодня называем международным правом.Международное право оказало и продолжает оказывать огромное влияние на развитие государств и народов. В течение всей истории человечества оно не только развивалось вместе со сменой способов производства, но и определенным образом влияло на них. Именно поэтому международное право имеет естественно-объективное значение. Общая предпосылка его становления — не воля государств, а условия материальной жизни человечества в их историческом развитии, взаимоотношения человека с окружающим миром, общественное разделение труда, возникновение государств и т.д. Международное право постоянно оказывает обратное воздействие на человека, народы, государства и является одним из источников цивилизации.
Международное право является надстроечной категорией. Однако вряд ли можно считать его надстройкой лишь над экономическим базисом (экономической системой государств или даже международными экономическими отношениями). Это надстройка особого рода, вырастающая над международными отношениями в их полном объеме — экономическими, политическими, военными и пр. Соответственно периодизация истории международного права должна основываться на этапах, которые характеризуют развитие международных отношений.
Первоначально, в первобытно-общинную эпоху, это был этап локальных международных отношений. Ему соответствовал период зарождения локальных обычаев.В древнем мире международные отношения характеризовались региональностью и им соответствовал региональный характер международного права.Универсализации международного права предшествовал этап его деления на право «цивилизованных» и прочих народов. В настоящее время международное право находится на этапе его всеобщего признания и применения, хотя региональные тенденции все еще продолжают сказываться (точка зрения о формировании права Европейских сообществ, о специфике международного права в практике мусульманских стран, концепции периода 1950— 1980 годов о праве социалистических стран и т.п.).
Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.
Соотношение международного права и внутригосударственного права Эти две самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга. На нормообразование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство. Сама по себе норма международного права создает права и обязанности лишь для его субъектов, то есть прежде всего для государств как таковых. Официальные органы государства, его юридические и физические лица непосредственно нормам международного права не подчиняются. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне (имплементацию), осуществляются меры по включению международно-правовых норм в национальные законы и правила (трансформация) или по инкорпорации этих норм в национальные правовые системы. С другой стороны, субъекты международного права в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года, международное право является частью национальной правовой системы России (п. 4 ст. 15 Конституции РФ), а его положения имеют преимущественную силу в случае расхождения с национальными законами.
Международное публичное и международное частное право
Международные отношения не ограничиваются межгосударственными, межвластными. Происходят постоянные контакты между физическими и юридическими лицами различных государств, образованы многие сотни международных неправительственных организаций. Такие связи регулируются либо национальным правом соответствующего государства, либо нормами международного частного права.
Вместе с тем наблюдается тесная взаимосвязь международного публичного и частного права. И то и другое в широком смысле регулируют международные отношения. Международное частное право как совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер, не должно противоречить общепризнанным принципам международного публичного права. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях заключаются в развитие межгосударственных договоров. Только знание этих двух разделов права свидетельствует об истинном профессионализме юрисга-международника.
Нормы МП: Международное право — это особая система юридических норм, регулирующих межвластные международные отношения методом установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений. Особенность нормообразования данной правовой системы состоит в том, что в этом процессе участвуют сами ее субъекты путем добровольного волеизъявления. Это позволяет считать, что международное публичное право носит согласительный характер.
Нормообразованне в международном праве происходит через заключение международных договоров и через формирование обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах нередко фиксируются уже сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются определенные правила поведения субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев. В переводе с латинского норма означает правило, руководящее начало, образец.
Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.
Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые субъекты международного права соблюдают во взаимных отношениях. Однако если международноправовые нормы — это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновения такой ответственности не влечет. К нормам международной вежливости относится, например, большинство правил дипломатического этикета. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Вступая в отношения между собой, субъекты международного права реализуют свои права и соблюдают обязанности, устанавливаемые международно-правовыми нормами.
Процесс создания обычных норм (обычая) является сложным процессом. В п. 1 «Ь» ст. 38 Статута Международного Суда ООН обычай определяется как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Это определение означает, что международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий.
Повторение действий предполагает продолжительность их совершения. Но международное право не устанавливает, какой период необходим для формирования обычая. В прошлом назывались сроки, например, в 50, 100 и более лет, которые были необходимы для формирования обычая. При современных средствах транспорта и связи государства могут быстро узнавать о действиях друг друга и, соответственно на них реагируя, выбирать тот или иной образ поведения. Это привело к тому, что фактор времени уже не играет, как прежде, важную роль в процессе образования обычая. Более того, международно-правовые обычаи могут создаваться в очень короткий период времени. В качестве примера можно привести образование связанной с запуском СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году обычной нормы международного права, в соответствии с которой государства стали обладать свободой исследования и использования космического пространства.Решения международных организаций и других объединений, выражающие согласованные позиции государств, могут явиться отправным моментом для образования обычая.
Обычные нормы имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы.Однако не всегда явно выраженные либо молчаливые соглашения приобретают характер международно-правовых норм. Если правило поведения, созданное в результате молчаливого соглашения, не приобретает характера юридически обязательного, оно действует в качестве обыкновения, или правила международной вежливости. В последние годы в международной практике все чаще используется термин «мягкое право». Появление этого термина было обусловлено прежде всего принятием Генеральной Ассамблеей ООН большого количества резолюций по самым разным вопросам международных отношений, представляющим интерес не только для государств—членов ООН, но и для других субъектов международного права. Эти резолюции, согласно Уставу ООН, носят рекомендательный характер (за исключением резолюций по внут- риорганизационным вопросам ООН и финансово-бюджетным вопросам) и не являются нормами международного права. Однако, как показывает практика ООН, государства-члены хотя и не обязаны выполнять резолюции Генеральной Ассамблеи, являющиеся рекомендациями, но в то же время их действия не могут расходиться с предписаниями, содержащимися в них. Эти резолюции не содержат юридических обязательств. Однако роль многих резолюций Генеральной Ассамблеи, особенно таких, как, например, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г., Определение агрессии от 14 декабря 1974 г., Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г. и многих других, выходит за рамки просто рекомендаций.
Все такие резолюции содержат правила или модель (образец) поведения. Однако определенной юридической силой, а тем более политической и моральной, они обладают в соответствии с Уставом ООН и только в рамках самой Организации. В сущности, они входят в так называемое «внутреннее право» ООН и составляют помимо Устава Организации правила процедуры ее органов и другие акты.
Классификация: По действию в отношении круга участников международноправовых отношений нормы подразделяются на универсальные и партикулярные (действующие среди ограниченного числа участников). Последние именуются также локальными, или региональными, нормами, хотя они могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных по соседству либо в одном регионе, но и находящихся в различных частях мира.
Универсальные нормы регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право.
По способу (методу) правового регулирования международноправовые нормы подразделяются на диспозитивные и императивные.Диспозитивной является такая норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств. К императивным относятся нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами. Международная практика XX столетия характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. В соответствии со ст. 58 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года под нормой jus cogens (императивной нормой общего международного права) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Нормы jus cogens должны соблюдаться и быть применимыми к любой сфере международных отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего международного права, его основные принципы.Выделение норм jus cogens было вызвано признанием государствами наличия ряда международно-правовых норм, которые составляют основу международного правопорядка. Отклонение от таких норм рассматривается как посягательство на общее международное право.Наличие императивных норм ставит в повестку дня вопрос об иерархии международно-правовых норм. Нормы jus cogens имеют наивысшую юридическую силу, и все остальные нормы должны им соответствовать. Выступая на международной арене, государства безусловно должны сообразовывать свое поведение прежде всего с нормами jus cogens. Имеется также определенная иерархия между универсальными и партикулярными нормами, касающимися одних и тех же вопросов. Партикулярные нормы должны соответствовать универсальным. В силу ст. 103 Устава ООН обязательства государств-членов по Уставу имеют преимущественную силу перед обязательствами, принятыми ими по какому-нибудь договору.