Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:09, курс лекций
Международное право, история становления, его особенности. Соотношение международного права и внутригосударственного права. Соотношение международного публичного права и международного частного права.
МП-особая правовая система, регулир международн отношения его субъектов посредством юридич норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглаш между ними и обеспечиваемых принуждением формы характер и пределы которого определены в международных соглашениях.
Согласно международному праву, юрисдикция государства распространяется на лиц, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда
включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной, повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву, никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и, соответственно, природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.
Государственная территория, в частности земля с ее недрами, не может использоваться иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами в промышленных целях без согласия территориального суверена. Например, без такого согласия незаконны добыча полезных ископаемых на иностранной территории или рыболовство в иностранных территориальных водах. Государство в силу своего суверенитета самостоятельно решает вопрос о допуске иностранных лиц к эксплуатации ресурсов. Иностранные государства и лица должны уважать юридическую принадлежность природных ресурсов территориальному суверену и его право регулировать использование этих ресурсов, по своему усмотрению. Все эти положения подтверждались в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН относительно суверенитета государств над их природными ресурсами.
Одна из юридических форм выдачи разрешения на эксплуатацию природных ресурсов — это концессионные соглашения между территориальным сувереном и иностранными юридическими лицами. Условия таких соглашений определяются территориальным сувереном в соответствии с его законодательством. Как правило, иностранные юридические и физические лица наделяются ограниченными правами пользования на определенный срок и за определенную плату.
Иные условия возникают при международно-правовой аренде территории, когда одно государство передает другому на основании договора между ними права владения и пользования определенным участком территории в определенных целях на оговоренный срок и за согласованную плату. В этих случаях арендованный участок хотя и продолжает оставаться государственной территс- рией государства-арендодателя, государство-арендатор может осуществлять в его пределах свою юрисдикцию в соответствии с соглашением об аренде..
Основания изменения государственной территории:
1) осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые. С утверждением в международном праве принципа самоопределения народов все наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его основе. При осуществлении самоопределения возможно применение некоторых второстепенных принципов в качестве вспомогательных, например географических принципов.
2) обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств
3) передача небольших и незаселенных участков (цессия) за компенсацию.
Изменение государственной территории может быть произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права.
Правовым основанием такого изменения становится международный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками. При этом изменение территории государств не может противоречить нормам международного права.
Предпосылки для передачи той или иной территории от одного государства к другому:
1. Способность передавать и приобретать территорию. Только суверенное государство вправе передавать и приобретать территорию.
2. Наличие правового титула на территорию.
Учитывая принципы мирного разрешения международных споров и неприменения силы (угрозы силой) в международных отношениях , единственным способом изменения территории государства является международный договор, двусторонний или многосторонний.
Гос границы: Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется.
Границы государственной территории:
Сухопутные границы
устанавливаются на основе
1) орографические - проводятся с учетом рельефа местности;
2) геометрические - устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;
3) астрономические - устанавливаются по меридианам и параллелям.
Водные границы
Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.
Речные границы устанавливаются по соглашению прибрежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах - по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы государств к берегам водоема. Морские границы государства - внешние пределы его территориального моря или линии разграничения территории морей смежных или противолежащих государств.
воздушные границы
Воздушные границы - боковые
(вертикальная плоскость, проходящая
над линией государственной
Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.
демаркация - уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов.
редемаркация - проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;
делимитации - установления границы между государствами впервые.
В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и межд. договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает
Правовое оформление сохранности государственной территории осуществляется через процедуры ее международного признания и установления.
Международное признание границ. Международно-признанными государственными границами называют линии разграничения государственных территорий или линии отграничения территории государства от территории с другим правовым режимом, прохождение которых согласовано с сопредельным государством. Установление государственной границы представляет собой довольно длительный, включающий в себя комплекс двусторонних договоров, заключаемых с сопредельными государствами, процесс.
Для международного
установления границы должны
быть делимитированы и
В теории и практике
современного международного
Более гибкими и менее стабильными являются договоры о режиме границы, а также соглашения о пунктах пропуска через государственную границу, о взаимных поездках граждан (безвизовом порядке въезда), об упрощенном порядке пересечения государственной границы жителями приграничных районов сопредельных государств, о водопользовании на пограничных реках, строительстве трансграничных объектов (мостов, трубопроводов, плотин, водохранилищ и пр.), судоходстве на пограничных реках, рыболовстве, создании совместных заповедников и по другим вопросам, представляющим общие интересы пограничных государств.
Изменение границ: В соответствии с основополагающими принципами международного права — нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними. Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы.
21) Международно-правовой режим Арктики и Антарктики:
Понятие Арктики относится к северной полярной области земного шара включая, соответствующие материковые части Европы, Азии, Америки и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями. Правовое положение всех таких пространств и режим пользования ими весьма различны. Понятие Арктики относится к северной полярной области земного шара в пределах, ограничиваемых с юга географической параллелью, лежащей под 66°33' северной широты, — Северным полярным кругом, включая соответствующие материковые части Европы, Азии, Америки и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями. Правовое положение всех таких пространств и режим пользования ими весьма различны.
К настоящему времени на все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике распространена исключительная и безраздельная власть — суверенитет — того или иного государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном, — России, Норвегии, Дании (остров Гренландия), Канады и США. Однако специальные внутригосударственные нормативные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы действия и объем властных функций поименованных стран на таких территориях, были приняты лишь Канадой и СССР. После распада СССР Российской Федерацией — продолжательницей его правомочий в отношении принадлежавших ему арктических пространств — издан целый ряд таких актов, в определенной степени затрагивающих юридический статус различных частей этих пространств и позволяющих при необходимости уточнять этот статус. В числе таких актов могут быть названы законы федерального значения:
Первой из приарктических стран, сделавшей шаги к законодательному закреплению своих притязаний на прилежащие к ее основной территории пространства Арктики, стала Канада.
Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами общего международного права, относящимися к Мировому океану в целом и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и особенно в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это означает, что суверенитет и юрисдикция приполярных государств могут распространяться не на всю акваторию соответствующих секторов Арктики, а лишь на ту часть вод Северного Ледовитого океана и его подводных пространств, которые омывают или примыкают к сухопутным образованиям этих стран, — на внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и исключительную экономическую зоны, на континентальный шельф, международный район морского дна, а также на ряд существующих здесь проливов, перекрываемых территориальным морем соответствующей прибрежной страны или не используемых в качестве мировых морских коммуникаций. Особыми правами международное право наделяет приполярные государства в части управления различными видами морепользования (в основном судоходными) в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года. В соответствии со ст. 234 Конвенции 1982 г. прибрежное государство наделено здесь правом принимать меры по обеспечению издаваемых им недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов. Это объясняется тем, что чрезвычайно суровые климатические условия Арктики создают реальную опасность возникновения морских аварий и угрозу загрязнения окружающей среды, нанесения тяжелого вреда экологическому равновесию или способствует его необратимому нарушению. В ст. 234 оговаривается, что издаваемые прибрежными государствами соответствующие нормативные акты должны учитывать интересы сохранения морской среды «на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных» и интересы судоходства. При установлении таких особых районов государства должны обращаться в компетентную международную организацию (ст. 211), под которой понимается Международная морская организация (ИМО).