Лекции по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 01:19, курс лекций

Краткое описание

Реформирование внешнеэкономической деятельности, углубление миграционных процессов вызвали необходимость включения в государственные стандарты подготовки специалистов-юристов в качестве обязательной дисциплины курса международного частного права. Это одна из самых молодых и самых сложных отраслей современного правоведения. Сложность данной учебной дисциплины состоит в том что, во-первых, при изучении ее приходится обращаться к понятиям общей теории права, международного права и, безусловно, к институтам гражданского, семейного, трудового и гражданского процессуального права. Во-вторых, международное частное право обладает просто колоссальной нормативной базой.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции мчп.doc

— 715.00 Кб (Скачать файл)
  • ·           на территории двух или более государств;
  • ·           на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

Характерной особенностью правового  регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок  решаются в международных соглашениях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров.

Транспортные конвенции принимаются  применительно к отдельным видам  транспорта или охватывают деятельность всех или нескольких видов транспорта.

Транспортными конвенциями определяются основные условия перевозок грузов и пассажиров в международном  сообщении, устанавливаются международные  тарифы, порядок и условия ответственности  перевозчика.

Участники международной перевозки  заключают между собой договор перевозки, согласно которому транспортная организация принимает на себя обязательство доставить груз или пассажира в пункт назначения, а грузовладелец или пассажир обязуется возместить ей понесенные расходы.

Особенности договора международной перевозки:

  • ·           регламентируется транспортными конвенциями, а при их отсутствии - актами внутреннего права;
  • ·           одной из сторон этого договора является иностранное физическое или юридическое лицо;
  • ·           в ходе исполнения договора могут применяться коллизионные нормы транспортных конвенций или внутреннего права. При отправлении груза руководствуются законом страны отправления. При выдаче груза в конечном пункте - законом страны назначения. В других случаях применяется закон перевозчика или закон страны суда. Подлежащее к применению к международной перевозке право может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком;
  • ·           специфичны условия ответственности перевозчика, процедура предъявления к нему претензий, исков.

В зависимости от используемого  транспорта различают следующие  договоры международной перевозки:

  • ·           железнодорожной;
  • ·           автомобильной;
  • ·           воздушной;
  • ·           морской.

Каждый из указанных видов договоров  в свою очередь подразделяется на договоры перевозки грузов и договоры перевозки пассажиров и багажа. 

 

2. Международные железнодорожные  перевозки 

 

В течение длительного  времени наиболее важными соглашениями в области железнодорожного транспорта были Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов (МГК) 1890 г. и пассажиров (МПК) 1923 г.

В них участвуют 33 государства (большинство стран Европы, а также  ряд стран Азии и Северной Африки).

В 1966 году было заключено  Дополнительное соглашение к МПК  об ответственности железных дорог при перевозках пассажиров. В 1980 году на конференции по пересмотру Бернских конвенций было принято новое Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).

КОТИФ объединяет международно-правовые нормы Бернских конвенций и Дополнительного соглашения 1966 г. в едином основном соглашении, к которому имеются два приложения:

  1. 1.  Приложение А определяет условия перевозок пассажиров (Единые правила МПК).
  2. 2.  Приложение В определяет условия перевозок грузов (Единые правила МГК).

Они действуют только в отношении перевозок по определенным железнодорожным линиям, перечень которых устанавливают участники соглашения.

Странами Ближнего Востока  заключено Соглашение о железнодорожных  перевозках грузов (Т.С.Л.И.) и принят общий тариф для международных пассажирских перевозок.

Страны - бывшие члены СЭВ  при осуществлении железнодорожных  перевозок руководствуются принятыми  ими в 1950 году Соглашением о международном  грузовом сообщении (СМГС) и Соглашением  о международном пассажирском сообщении  (СМПС).

Между государствами, не являющимися  участниками многосторонних транспортных конвенций, заключаются двусторонние соглашения.

Соглашением КОТИФ определены условия перевозок грузов международного сообщения.

Железные дороги обязаны производить  перевозку грузов, если отправитель соблюдает правила КОТИФ. Грузы, нуждающиеся в упаковке, предъявляются в упакованном виде. Перевозимые грузы должны иметь соответствующую маркировку, а транспортная документация - необходимые реквизиты и т.д. Особые правила установлены для перевозок опасных грузов.

Общие сроки доставки грузов составляют: для грузов большой скорости - 400 км, для грузов малой скорости - 300 км в сутки. Железным дорогам предоставлено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки доставки, устанавливать дополнительные сроки при возникновении существенных затруднений в перевозках и других особых обстоятельств.

Получатель теряет право требования к перевозчику, если при выдаче груза не был составлен соответствующий акт. В отношении скрытых недостатков допускается требование о составлении акта в течение 7 дней после получения груза.

Перевозчик освобождается от ответственности, если несохранность или несвоевременная доставка груза были вызваны обстоятельствами, которых железная дорога не могла избежать и последствия которых не могла устранить.

В случае несохранности груза предел возмещения ущерба установлен в размере 50 франков за 1 кг веса брутто.

Если имела место просрочка в доставке груза, железная дорога выплачивает штраф в пределах провозной платы, но не более 50 франков за отправку. При наличии убытков возмещение их допускается в пределах двойной провозной платы.

В случае несохранности багажа ответственность  железной дороги ограничена при недоказанности убытков - в размере 40 франков за килограмм веса.

Имущественная ответственность железной дороги за причинение вреда здоровью пассажира определяется по законодательству той страны, где имел место несчастный случай. Предельный размер такой ответственности перевозчика установлен в 200 тысяч франков за одного потерпевшего.

При просрочке в доставке груза  претензии должны заявляться в течение 60 дней с момента получения груза.

Претензии и иски могут заявляться участниками договора перевозки или по их поручению. К претензии должны прилагаться накладная и другие документы.

Срок исковой давности установлен в 1 год. Течение этого срока приостанавливается на время рассмотрения претензии  перевозчиком.

Заключение договора международной перевозки грузов по правилам СМГС оформляется составлением накладной по установленной форме, а грузоотправитель получает дубликат накладной. Провозные платежи на дорогах стран отправления и назначения уплачиваются по внутренним тарифам, а при следовании по дорогам транзита - по Единому транзитному тарифу (ЕТТ).

В соответствии с ЕТТ стоимость  транзитных перевозок является единой на железных дорогах всех стран и  зависит от дальности перевозки.

Ответственность железных дорог за несохранность груза наступает при наличии вины перевозчика, которую в ряде случаев должен доказать грузовладелец.

По правилам СМГС (в отличие от соглашения КОТИФ) предел имущественной  ответственности железной дороги не установлен: при несохранности груза  вред возмещается в пределах его действительной стоимости. Несохранность груза должна быть подтверждена коммерческим актом. При просрочке в доставке груза железная дорога уплачивает штраф в определенном проценте от провозной платы.

При просрочке в доставке груза  железная дорога освобождается от ответственности:

  • ·           при заносах, наводнениях, обвалах и других стихийных явлениях на срок до 15 дней (по распоряжению центральных органов дорог соответствующей страны);
  • ·           при других обстоятельствах, вызвавших приостановку или замедление движения (по распоряжению правительства соответствующей страны).

С железной дороги снимается ответственность  за полную или частичную утрату, уменьшение массы или повреждение  принятого к перевозке груза, если они произошли:

  • ·           вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить или устранение которых от нее не зависело;
  • ·           в результате особых естественных свойств груза, вызвавших его самовозгорание, поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и тому подобные последствия;
  • ·           по вине отправителя или получателя или вследствие их требований, в силу которых нельзя возложить вину на железную дорогу;
  • ·           по причинам, связанным с погрузкой или выгрузкой груза, если погрузка или выгрузка производилась средствами отправителя. Наиболее распространенное основание освобождения перевозчика от ответственности за недостачу и повреждение груза, когда груз был погружен средствами отправителя и прибыл в исправном вагоне за исправными пломбами отправителя без следов доступа к грузу в период перевозки;
  • ·           вследствие перевозки на открытом подвижном составе груза, допускаемого по правилам отправления к такой перевозке;
  • ·           в результате того, что проводник отправителя или получателя, сопровождающий груз, не принял необходимых мер для сохранения груза;
  • ·           вследствие таких недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приемке грузов к перевозке;
  • ·           по вине отправителя, который сдал к перевозке запрещенные предметы под неправильным, неточным или неполным наименованием;
  • ·           в результате того, что отправитель сдал к перевозке грузы, принимаемые к перевозке на особых условиях, под неправильным, неточным или неполным наименованием или без соблюдения предписанных СМГС правил;
  • ·           вследствие естественной убыли массы груза в пределах норм, а также вследствие понижения влажности при перевозке или других естественных свойств груза, вызвавших уменьшение массы груза, превышающих эти нормы.

При этом, если по обстоятельствам дела окажется, что утрата или повреждение груза могли произойти вследствие упомянутых в п.2, 4-10 СМГС причин, пока отправитель или получатель не докажет иного.

Иски к железным дорогам предъявляются  в суде, причем предварительно перевозчику должна быть направлена претензия. Для предъявления претензий и исков действует девятимесячный срок, а по требованиям о просрочке в доставке груза - двухмесячный. Железная дорога должна рассмотреть претензию в 180 дней. На это время течение срока исковой давности приостанавливается. Право на предъявление иска в суд у владельца груза возникает только тогда, когда железная дорога отклонила претензию либо не дала ответ в установленный срок.

Ответственность железных дорог за несохранность и просрочку доставки багажа аналогична условиям перевозок грузов по СМГС, однако был установлен определенный предел ответственности перевозчика. Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире. Для требований к перевозчику установлено обязательное претензионное производство, а срок заявления претензий и исков составляет 6 месяцев.

Коллизионные нормы СМГС:

  • ·        являются двусторонними;
  • ·        императивными;
  • ·        каждый договор международной железнодорожной перевозки обычно подчинен действию нескольких коллизионных начал.

<Закон дороги задержания груза>  является разновидностью коллизионной  нормы <закон местонахождения  вещи>.

Коллизионная отсылка <закон дороги, производящей изменение договора перевозки> является разновидностью <закона места  совершения акта>.

Закон железной дороги отправления груза определяет прием и отправление груза, провозную плату за перевозку груза по территории страны отправления. Закон железной дороги следования груза применяется при исчислении дополнительных сборов и штрафов за время задержки груза не по вине дороги, при перевозке скоропортящихся грузов.

По закону железной дороги назначения груза определяется действие залогового права, признаваемого за железной дорогой  в обеспечение провозных платежей, порядок выдачи груза грузополучателю.

Ответственность железной дороги за причинение вреда здоровью пассажира  должна определяться согласно законодательству той страны, где имел место несчастный случай, поскольку в СМГС унифицированных  материальных норм по данному вопросу  нет.

Если груз следует через страны, осуществляющие железнодорожные перевозки по правилам СМГС, в страны, осуществляющие перевозки по соглашению КОТИФ, в этом случае перевозка грузов международного сообщения переоформляется на входных пограничных станциях стран-участниц соответствующих соглашений.

Информация о работе Лекции по "Международному частному праву"