Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 10:45, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности международной торговли лицензиями и «ноу-хау».
Введение 3
Понятие лицензий и «ноу-хау», объекты лицензионной торговли 4
Международная торговля лицензиями и «ноу-хау» на современном этапе 8
Место России в международной торговле лицензиями 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
в г. Новосибирске
Факультет: Юридический
Направление: Юриспруденция
Контрольная работа
Дисциплина: «Международное частное право»
Тема: «Лицензия на изобретение и «ноу-хау»
Выполнил: студент 5 курса Журавлёв А.Н.
Проверил: Могилевкий Г.А.
Новосибирск 2014
Содержание
Введение 3
Понятие лицензий и «ноу-хау», объекты лицензионной торговли 4
Международная торговля лицензиями и «ноу-хау» на современном этапе 8
Место России в международной торговле лицензиями 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Введение
Темой контрольной работы была выбрана международная торговля лицензиями и «ноу-хау». В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится всё более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и «ноу-хау» с зарубежными партнёрами, т.к. в прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства. Однако есть вполне отчётливые перспективы для развития и есть основания полагать, что постепенно Россия выйдет на один уровень с наиболее развитыми странами в области международного экспорта и импорта лицензий, т.к. это просто необходимо для полноценного развития экономики страны.
«Ноу-хау» не является объектом исключительного права. Любое лицо признаётся правомочным обладателем «ноу-хау», если самостоятельно, своими средствами его разработало, либо добросовестно приобрело у другого лица. Ничто не мешает, в частности, двум или нескольким самостоятельным разработчикам на равных законных основаниях пользоваться или распоряжаться одним и тем же «ноу-хау».
Целью данной работы является рассмотрение сущности международной торговли лицензиями и «ноу-хау».
Понятие лицензий и «ноу-хау», объекты лицензионной торговли
Лицензия — это разрешение на использование изобретения, технического опыта или секретов производства («ноу-хау»). В условиях современной научно-технической революции торговля лицензиями развивается быстрее, чем торговля готовой продукцией. Взаимовыгодная торговля лицензиями способствует развитию международного научно-технического сотрудничества.
Ноу-Хау (англ. "know-how") - знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. «Ноу-хау» включает в себя техническую документацию (чертежи, проекты, схемы, методики, инструкции и т.д.), образцы изделий, сведения коммерческого характера, данные об организации производства, подготовке персонала и использовании информации в производстве.
Термин «ноу-хау» – один из самых «загадочных». Он хорошо известен за пределами языка профессионального общения, и в то же время понятие, скрытое за термином, трактуется по-разному и далеко не всегда верно. Появился этот термин благодаря прецедентному праву США, установившему по одному из конкретных судебных дел словосочетание «know-how» для определения секрета производства. Наиболее известный пример – десятилетиями сохраняемый секрет производства «Кока-колы». Интеллектуальный продукт – «ноу-хау» «живет своей жизнью», его фактическое использование обгоняет в своем развитии законодательное признание.
«Ноу-хау» позволяет передавать технические знания, практический опыт во всех аспектах человеческой деятельности, если он представляет коммерческую ценность и применим в производственной и профессиональной практике. «Ноу-хау» может включать в себя коммерческие секреты, незапатентованные технологические процессы, любую информацию производственного и торгового характера, недоступную широкой общественности.
Элементами «ноу-хау» могут быть всевозможные руководства к использованию, спецификации, формулы, рецептура, схемы организации производства, характеристики технологического процесса, знания и опыт в области маркетинга и др.
Один из основных признаков «ноу-хау» – конфиденциальность информации, которая со временем утрачивается и становится доступной широкому кругу лиц. Продажа «ноу-хау» чаще всего осуществляется совместно с заключением лицензионных соглашений. Она может предусматриваться в договорах о техническом инвестиционном сотрудничестве, оказании консалтинговых и других услуг. Продажа «ноу-хау» всегда способствует увеличению доходов продавца и ускорению освоения предметов соглашения покупателем.
В настоящее время торговля лицензиями и «ноу-хау» на мировом рынке, в связи с ее большой значимостью в передаче технологических знаний на коммерческой основе выделилась в самостоятельную сферу. Предметом лицензионной торговли являются патентные и беспатентные лицензии.
Лицензия – это разрешение продавца (лицензиара) на использование другим лицом – покупателем лицензии (лицензиатом) – изобретения, технологии, технологических знаний, производственного опыта, секретов производства, торговой марки, которые необходимы для производства коммерческой и иной информации, в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.
Патентная лицензия – это передача права использования патента без соответствующего ноу-хау («чистый патент»).
Подавляющая часть лицензионной торговли приходится на беспатентные лицензии, поскольку приобретение «чистого патента», как правило, требует дополнительных расходов на внедрение в производство. При этом лицензиат должен иметь развитую технологическую базу. Все это связано с коммерческим риском и может оказаться экономически неэффективным и технологически труднореализуемым.
В зависимости от характера и объема прав на использование предметов лицензии они могут быть:
Лицензионная торговля осуществляется на основе лицензионных соглашений (договора), в которых определяются вид лицензии, характер и объем прав лицензиата, а также производственная сфера, территориальные границы и сроки использования лицензии.
Наибольшее распространение в международной торговле получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау".
Многие страны мира и разнообразные товары втянуты во франчайзинг, который представляет собой контракт на передачу торговой марки. Продавец (франшизер) не только передает покупателю (франшизе) право на использование торговой марки, но и оказывает ему постоянную помощь в ведении бизнеса. Эта помощь выражается в оказании технических услуг, подготовке кадров и повышении их квалификации, управлении предприятием за определенную плату и т. д.
Важной формой международной передачи технологий является инжиниринг (engineering), который охватывает широкую совокупность видов технической деятельности, направленную на повышение эффективности зарубежных инвестиций, минимизацию затрат по реализации проектов различного назначения. Он включает в себя разнообразные услуги, в которых нуждается покупатель при приобретении, монтаже, освоении и эксплуатации новой техники. В рамках инжиниринга могут предоставляться услуги, прежде всего, по подготовке нового производства. В их число входят составление технико-экономического обоснования проекта, разработка генеральных планов и чертежей, управление и надзор за строительством, приемо-сдаточные работы. После окончания строительства нового объекта и сдачи его в эксплуатацию инжиниринг сводится к оказанию услуг по организации процесса производства и управлению предприятием. Иногда он распространяется на сферу сбыта выпускаемой продукции.
Особая форма лицензионных расчетов – перекрестное лицензирование, взаимный обмен лицензиара и лицензиата лицензиями на льготных условиях, с взаимным информированием обо всех усовершенствованиях, доработках и нововведениях в рамках предмета и срока соглашения.
Лицензионная торговля представляет собой особо монополизированную сферу мирового рынка. Свыше 75% экспортных поступлений по лицензионным соглашениям приходится на внутрифирменную торговлю, т.е. торговлю между головным предприятием и филиалами (дочерними предприятиями) ТНК.
Это связано с тем, что именно ТНК являются обладателями наиболее передовых технологий, патентов и, кроме того, такая торговля снижает степень риска при заключении соглашений, гарантирует сохранение промышленных секретов и предохраняет ее утечку в третьи страны.
Одним из наиболее сложных вопросов при продаже лицензии является определение цены лицензии. Цена лицензии – это своего рода баланс между интересами продавца и покупателя. Лицензиар стремится получить максимально возможную цену. В свою очередь лицензиат, приобретая лицензию, рассчитывает получить прибыль от будущей продажи товаров с учетом всех затрат на приобретение лицензии (цена лицензии, расходы по освоению производства, сбыту, рекламе и т.д.).
Источником цены при продаже технологии становится не вся прибыль, полученная от применения нововведения, а только та ее часть, которую присваивает лицензиат (получатель).
По экспертным оценкам, в среднем 25% сверхприбыли от использования приобретенной технологии лицензиат перечисляет лицензиару. То, что лицензиат получает большую долю этой дополнительной прибыли (около 75%), считается справедливым, так как он несет основные издержки и весь риск от применения нововведения.
Существуют следующие формы платежа за приобретённые лицензии:
– роялти – оговоренное участие в прибыли, то есть периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения;
– паушальный платеж – единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок (обычно для стран с неустойчивой экономикой и малознакомыми партнерами);
– комбинированные платежи – включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (обычно 10–15% от общей цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).
В 90% случаев лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3–10 лет.
Международная торговля лицензиями и «ноу-хау» на современном этапе
При продаже простой лицензии продавец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам. Простые лицензии обычно предоставляются в сфере производства товаров широкого потребления, где трудно осуществить точный учет производимой продукции, потребность в которой настолько велика, что наличие нескольких покупателей (лицензиатов) на одном рынке не приводит к столкновению их интересов.
При продаже исключительной лицензии лицензиату предоставляются исключительные права на использование объекта лицензии на условиях, определенных в договоре. Лицензиар уже не может предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам, однако может самостоятельно использовать объект лицензии или продавать лицензии третьим лицам на условиях, не противоречащих условиям первого соглашения. Для исключительных лицензий характерно максимальное сужение территории, на которой могут использоваться предусмотренные в соглашении права. Исключительная лицензия наиболее часто применяется в международной практике.
При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается права на использование объекта лицензии в течение срока действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами.
Продажа лицензий осуществляется посредством заключения лицензионного соглашения.
Лицензионное соглашение – это договор, по которому лицензиар (продавец) предоставляет лицензиату (покупателю) разрешение или право на использование объекта лицензии за определенное вознаграждение. При этом право собственности на предмет лицензионного соглашения остается за лицензиаром, а лицензиат получает право на его использование при конкретных условиях в течение определенного срока.
Заключению лицензионного договора предшествует сложная подготовительная работа, так как потенциальный покупатель предъявляет особые требования к объекту лицензии, а продавец – к потенциальному покупателю.
Основными требованиями, предъявляемыми к объекту лицензии, являются:
– высокий технический уровень;
– промышленное освоение;
– патентная защита объекта;
– «технологический пакет» лицензии, т.е. комплекс элементов, обеспечивающих привлекательность объекта лицензии для потребителя: ноу-хау, поставка оборудования, комплектующих, запасных частей, исходного сырья, полуфабрикатов, а также техническую помощь, обучение персонала и др., т.е. все то, что может ускорить освоение технологии и наладить эффективное производство.