Международное авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 07:35, контрольная работа

Краткое описание

Авторское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства. Объектами авторского права являются произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы и базы данных. Кроме того, в перечень объектов авторского права включаются так называемые «смежные права» (родственные, аналогичные) – права артистов-исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций. Авторское право, возникшее на территории одного государства в соответствии с его законодательством, отличается строго территориальным характером. Оно действует только в пределах данного государства и не действует за пределами его юрисдикции. В этом с точки зрения МЧП заключается основное отличие авторского права от других видов гражданских прав.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 Глава 1. Международное сотрудничество в области охраны авторских
прав ………………………………………………………………………………….6
2 Глава 2. Соотношение международного и российского законодательства в области авторского права……………………………………………………...………….….9
2.1 Система международной охраны авторских прав. Основные тенденции ее развития……………………………………………………………………………...9
2.2 Юридический анализ ГК РФ ………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

международное право.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

     4. Конференция  1908  г.  установила  срок  охраны  авторского права в 50 лет,  исчисляемых  со дня  смерти  автора.  Однако  это  правило  не  носило обязательного  характера,  так  как  допускались различия  в  сроках  охраны авторского права, определяемые законом страны,  где испрашивается защита,  с условием, что этот срок не должен превышать тот, который установлен в стране происхождения произведения.

     5.   Конвенция   более  четко   определила   понятия   литературного   и художественного   произведений  и  закрепила  положение  о   том,  что   эти произведения  должны   подлежать   охране   во  всех  странах-участницах   с обязательным отражением этого в национальных законодательствах.

     6. Наконец,  в новой редакции  Конвенции были признаны права автора  на воспроизведение и публичное представление работ в кинематографе.

     Интенсивное развитие средств массовой информации, прогресс в области полиграфии  и  книгопечатания,  кинематографии и радиовещания, начавшиеся  в первой  половине  нынешнего   столетия,  существенно  повлияли   на   методы многопланового использования  литературных  и  художественных  произведений.

Одной из существенных новелл, что привело к введению ряда одобренных Римской

конференцией, было признание  за  обладателем авторского права правомочия на трансляцию  произведения  по радио. Кроме того, был  повышен  уровень охраны авторских прав  по Конвенции  в  связи с  включением  в  перечень охраняемых произведений устных литературных произведений (лекций, речей,  проповедей  и т. п.).

     В дополнительной  статье  (2  bis)  государствам  предоставлялись  права исключать   из  числа  объектов   охраны   политические   доклады  и   речи, произнесенные  в  судебных дебатах, а также  определять условия, при которых лекции, проповеди и речи могут быть использованы в прессе.

     К  числу   наиболее  важных  новых  положений   Римского  текста Бернской конвенции следует отнести также признание так называемых личных прав автора, которые  сохраняются  за ним  и  при  уступке  имущественных  прав (издание, публикация, постановка и т. п.).  Правда, объем  и условия применения личных прав  Конвенция  не  определяла,  отсылая  в  этом  вопросе  к  национальным законодательствам.  Она лишь ограничила их временем жизни автора. Английская делегация на  Римской  конференции возражала  против  принятия  этой  нормы, опасаясь того,  что  это  потребует  принятия  Великобританией  специального

закона, так как личные  права авторов  не охраняются британским  правом. Эти возражения были сняты лишь после того,  как  участники  конференции заверили представителей  Великобритании,  что  существующая  у  них   система  охраны интересов автора общим правом достаточна для обеспечения необходимого уровня охраны личных прав.

     Среди   других  новшеств  Римского  текста   Конвенции можно отметить применение  принципа неделимости,  целостности  произведения при  исчислении сроков охраны авторского права для работ, созданных в  соавторстве,  а также придание  правилам  Конвенции  обратной   силы,  что  было  сохранено  всеми последующими текстами. Важно отметить также, что на Римской конференции было упразднено  право стран на  оговорку о том, что они продолжают считать  себя связанными  правилами   предыдущих  текстов  Конвенции.  Однако  возможность оговорки о норме, регулирующей право перевода, сохранялась.

     Для характеристики международной системы охраны  авторских прав, сложившейся  до  второй  мировой  войны,  определенный  интерес представляет сравнение   положений   Гаванской  конвенции   об   охране  литературной   и художественной    собственности,   принятой   на   шестой    Панамериканской конференции, и  Римского  текста Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, которыми фактически завершился процесс эволюции международного авторского права в этот период.

     Положения  Гаванской конвенции и  Римский   акт  Бернской конвенции имеют много  общего,  вместе с тем,  между  ними  имеются  и  различия.  Так,  обе конвенции признали  общее понятие объекта  охраны. Таким объектом  стали все произведения в области  литературы,  науки и искусства, вне  зависимости  от способа  и  формы  их  выражения.  В  обеих  конвенциях перечень  конкретных объектов не  носил  исчерпывающего  характера.  Более  существенные различия относятся к  субъектам охраны. Если Римский текст Бернской конвенции охранял авторские права всех  граждан Союза и иностранцев (при условии опубликования ими произведения на территории Союза), то  Гаванская конвенция делает акцент на самом произведении, которое подлежит  охране  во всех странах-участницах, при условии, что оно признается в стране происхождения. Это очень важно, так как Гаванская конвенция основным условием охраны признает  не публикацию,  а регистрацию авторского права в одной из стран-участниц.  Поэтому, даже  если работа  опубликована вне этих стран, но зарегистрирована в них, она подлежит охране   во  всех  государствах-членах.   Таким  образом,   различия   между конвенциями  остаются  и  в  вопросах  выполнения   формальностей.  Как  уже отмечалось,  Римский  текст  не  требовал  соблюдения  формальностей (таких, например, как регистрация).  Более того, теоретически гарантия прав в каждой стране Союза не зависела от факта охраны в стране происхождения.     По  основному  принципу  применения  обе  конвенции  также  существенно отличались: если Римский  текст  Бернской конвенции  придерживался  правила, согласно    которому   уровень   охраны   авторского   права   зависит    от законодательства  страны,  где  она испрашивается,  то  Гаванская  конвенция применяла принцип страны происхождения.

     Римский   текст   Бернской  конвенции   отличается  от  текста  Гаванской конвенции и тем, что он не содержит общего перечня прав автора. Однако, если объем охраны в Бернском союзе определялся правами, предоставляемыми автору в стране, где испрашивается защита, то Гаванский текст исходит из объема прав, установленного в стране происхождения произведения.

     Обе конвенции предусматривают  охрану личных прав автора, но  Бернская в этом отношении идет дальше, так  как  содержит  более широкое понимание этих прав.

     По  вопросу  ограничения   авторских прав обе  конвенции   придерживаются примерно   одинаковой   точки   зрения:   литературные    и   художественные произведения, опубликованные в газетах и журналах, не могут воспроизводиться без  разрешения  обладателей  авторского права. Перепечатка  газетных статей иного характера, с указанием  источника заимствования, допускается, если это не запрещено первой напечатавшей их газетой. Что касается прав использования фрагментов из литературных и художественных произведений для образовательных и  научных  целей  либо  для  использования  в  хрестоматиях,  то  Гаванская конвенция прямо разрешает это, а Римский текст Бернской конвенции отсылает к национальным законодательствам стран-участниц.

     Несмотря на  некоторые различия, принципиальных разногласий между Бернской  и Американской  системами международной охраны авторских прав, как видим,   нет.  Учитывая  это,  на  Римской   конференции  возник  вопрос   о желательности   выработки   единой  конвенции  для  всех  континентов.   Это стремление  нашло  свое  отражение и  в решениях  IX  сессии  Лиги Наций,  в соответствии с которыми было начато изучение вопроса о возможности выработки единого соглашения  о  международной  охране авторских  прав путем сравнения Бернской  и  Американской  систем.  Аналогичные   меры  были  предприняты  и Латиноамериканским  союзом  в 1931 г., который пригласил для  этого исполком Американского института  международного права. VII Международная конференция американских  государств  в   1933  г.  одобрила  проект  новой   Конвенции, учитывающий положения обеих сторон.

     Основные  положения этого проекта сводились  к следующему:

     1.  Американские   государства   признают  и  охраняют  литературную  и художественную   собственность    в   соответствии   с    их   национальными законодательствами и международными  соглашениями, участниками  которых они являются.

     2.   Авторское   право   на  любое  литературное   или   художественное произведение означает для авторов, их  наследников и  других правопреемников исключительное право распоряжаться их произведением, публиковать, переводить или разрешать перевод, а также воспроизводить произведения в любой форме.

     3.  Авторы   литературных   или   художественных   произведений   имеют исключительное   право  разрешать   воспроизведение,   издание  и  публичное представление их работ посредством кинематографа. Кинематографические версии литературных и  художественных произведений должны охраняться так  же, как и оригинальные.

     4.    Авторы   литературных   или    музыкальных   произведений   имеют исключительное  право  запрещать адаптацию их произведений для исполнения на аппаратах механического воспроизведения.

     5.  Переводы,  произведенные  на  законном  основании,  охраняются  как оригинальные  произведения, но их авторы не могут  препятствовать публикации других переводов этого же произведения.

     6. Лицо, чье  имя  или общеизвестный   псевдоним указаны на произведении, считается его автором, пока не будет доказано противное.

     7. Срок охраны  авторского права должен определяться  законом страны, где требуется  защита,   без   превышения   сроков,   установленных   в   стране происхождения произведения.

     8.  Территорией   первой публикации  произведения  признается страна его происхождения; в случае одновременной  публикации  произведения в нескольких странах   страной   происхождения   признается   та,  которая  устанавливает наименьший срок охраны авторского права.

     9. Речи,  произнесенные  или зачитанные  на  всевозможных  конгрессах  и ассамблеях,  в  судах, на  различного  рода  собраниях  (как  и  выдержки из литературных  или  научных  публикаций,  при  условии  указания  автора  или издателя),  могут  быть  опубликованы в прессе  без  предварительного  на то разрешения автора и вне зависимости от положений, содержащихся во внутреннем законодательстве каждой страны.

     10.  Воспроизведение  части литературных или художественных  произведений в  общеобразовательных  изданиях  и  хрестоматиях  не   является  нарушением авторского права и может быть произведено свободно.

     11. Автор,  полностью уступивший  имущественные   права, сохраняет право препятствовать  искажению  и другим  изменениям его  работы,  которые  могут нанести ущерб его чести или репутации.

     12. Национальные  законодательства  могут резервировать  за автором право разрешать,  контролировать   или   запрещать   распространение,   публичное представление или выставление отдельных произведений.

Дальнейшее  развитие  системы  международной   охраны  авторских   прав происходит на базе  деятельности Лиги Наций, которая на XV сессии в  1934 г. отметила усилия, предпринятые  для унификации обеих  систем с  целью слияния двух  конвенций  (Гаванской  и  Бернской)  либо  создания  новой  конвенции, заменившей уже существующие.

     По  рекомендации  Лиги Наций  в  1936  г.  под   эгидой Бернского  союза созывается комитет  экспертов для обсуждения и выработки основных  принципов всемирной системы охраны прав авторов. Этот  комитет одобрил предварительный проект конвенции об авторском праве. Проект состоял из 23 статей и  содержал принципы, в основном  не  противоречащие ни  одной  из  конвенций.  Различия касались  лишь  второстепенных  моментов. Так,  произведения  архитектуры по проекту   не   включались  в   круг  произведений,  подлежащих  охране,  как

предусматривалось  в  Гаванской  конвенции.  Исключались  также произведения искусства,  имеющие промышленное значение,  что предусматривал Римский текст Бернской конвенции. Круг  лиц, чьи авторские права  подлежат  охране, проект ограничивал   авторами-гражданами  государств-членов   Конвенции.   Основным коллизионным правилом будущей  конвенции предлагалось  установить lex  fori. Предусматривалось также,  что  страны,  в которых  закон требует  выполнения формальностей для признания авторского права, могут возложить их  выполнение в отношении произведений, опубликованных в других странах, на  Бюро в Берне,

которое  будет  производить  соответствующую  регистрацию.  Эта  регистрация должна состояться в течение года с момента публикации.

     Проект содержал  положения  аналогичные положениям  Гаванской конвенции, которые   предоставляют   автору   исключительное    право    распоряжаться, публиковать, переводить, разрешать перевод и  воспроизводить произведение  в целом или его часть в любой форме.

     Срок охраны  авторского права определялся  правом  страны, где  требуется защита с  условием,  что  он  не может  быть  больше такого срока  в  стране происхождения произведения.

     Таковы  основные  черты международной  системы   охраны  авторских прав, сложившейся к началу второй  мировой  войны,  которая прервала  работы как в области дальнейшего развития Бернской и  межамериканских  конвенций, так и в области их унификации и создания единой универсальной системы.

       Бернская конвенция была  подвергнута существенным изменениям  на конференции  в  Брюсселе  в  1948 году. Основными  целями  этого  пересмотра являлось достижение  как можно более полной  степени унификации национальных норм участвующих в Союзе государств  и правил применения Конвенции, а  также приспособление  конвенционных  положений  к новым  условиям  технического  и научного  прогресса  в  области  средств  и методов использования охраняемых авторским правом произведений литературы, науки и искусства. Важно отметить, что к  этому времени национальные законодательства участвующих государств  в большинстве   своем   уже  содержали  довольно   интересные  новые  правила, регулирующие   воспроизведение,  распространение,   публичное  исполнение  и передачу произведений при помощи новых технических средств.

Информация о работе Международное авторское право