Конкретные характеристики
правового статуса космонавтов и космических
объектов (имеются в виду объекты искусственного
происхождения, т. е. созданные человеком,
в отличие от небесных тел) зафиксированы
в международных договорах.
Государства обязаны оказывать
космонавтам всемерную помощь в случае
аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной
посадки на иностранной территории либо
в открытом море. В этих ситуациях космонавты
должны быть в безопасности и незамедлительно
возвращены государству, в регистр которого
занесен их космический корабль. При осуществлении
деятельности в космосе, включая небесные
тела, космонавты различных государств
должны оказывать друг другу возможную
помощь.
Государства обязаны срочно
информировать об установленных ими явлениях
в космическом пространстве, которые могли
бы представлять опасность для жизни или
здоровья космонавтов. Экипаж космического
корабля во время нахождения в космическом
пространстве, в том числе и на небесном
теле, остается под юрисдикцией и контролем
государства, в регистр которого занесен
этот корабль. Права собственности на
космические объекты и их составные части
остаются незатронутыми во время их нахождения
в космическом пространстве, на небесном
теле или по возвращении на Землю. Космические
объекты, обнаруженные вне пределов территории
запустившего их государства, должны быть
ему возвращены. Однако если вышеупомянутое
обязательство возвращать космонавтов
запустившему космический корабль государству
является безусловным и это государство
не обязано возмещать расходы, понесенные
при проведении операций по поиску и спасанию
его космонавтов, то обязательство возвращать
космические объекты или их составные
части запустившему их государству не
является безусловным: для возвращения
космических объектов или их составных
частей запустившему их государству необходимо,
чтобы данное государство, во-первых, попросило
об этом и, во-вторых, представило по требованию
опознавательные данные. Расходы, понесенные
при проведении операций по обнаружению
и возвращению космического объекта или
его составных частей запустившему их
государству, покрываются этим государством.
По Конвенции о регистрации
объектов, запускаемых в космическое пространство,
1976 года Конвенция о регистрации объектов,
запускаемых в космическое пространство
каждый запускаемый в космос объект подлежит
регистрации путем занесения в национальный
реестр. Генеральный секретарь ООН ведет
реестр космических объектов, в который
заносятся данные, представляемые запускающими
государствами в отношении каждого космического
объекта.5
С самого начала космической
эры ООН играет ведущую роль в разработке
и решении международно-правовых проблем,
возникающих в связи с освоением космоса.
Уже в 1958 году, спустя всего год после запуска
первого искусственного спутника Земли,
Генеральная Ассамблея ООН высказалась
в пользу создания ее специального вспомогательного
органа, в мандат которого входило бы,
среди прочего, изучение правовых проблем,
которые могут возникнуть в ходе исследования
космического пространства. В 1959 году
в ООН был учрежден Комитет по использованию
космического пространства в мирных целях,
которому было поручено заниматься, в
частности, разработкой международно-правовых
вопросов, связанных с освоением космоса.
Для более успешного выполнения этой задачи
Комитет впоследствии учредил Юридический
подкомитет полного состава (второй подкомитет,
учрежденный Комитетом,-- Научно-технический).
Прикладной космической деятельностью
принято называть те ее виды, которые имеют
практическое значение на Земле. Необходимость
их международно-правового регулирования
предопределяется глобальным характером
последствий этих видов деятельности.
Все более активная деятельность
в космосе растущего числа государств
и международных организаций оказывает
влияние на космическую среду. Наибольшее
внимание в этой связи привлекает к себе
в последние годы проблема космического
мусора. Суть ее заключается в том, что
в результате запуска и функционирования
различных объектов в космосе оказывается
и накапливается большое количество бесполезных
предметов: отработанных маневровых ступеней
и двигателей, различных защитных оболочек,
отслоившихся частиц краски и др. Следует
учитывать, что, во-первых, в силу законов
орбитальной механики такие предметы,
вращающиеся вокруг Земли на достаточно
высоких космических орбитах, будут находиться
на них многие годы, перед тем как войти
в плотные слои атмосферы, и, во-вторых,
огромные скорости перемещения объектов
в космосе превращают даже самый мелкий
предмет в «пулю», столкновение с которой
функционального космического объекта
чревато для него фатальными последствиями.
По мнению многих ученых, космический
мусор начинает представлять растущую
опасность для космических объектов, включая
пилотируемые. Некоторые государства
высказываются в ООН в пользу включения
вопроса о космическом мусоре в повестку
дня Комитета по космосу, с тем чтобы, изучив
научно-технические аспекты этой проблемы,
разработать соответствующие правовые
меры, которые бы дополняли и конкретизировали
общее обязательство избегать вредного
загрязнения космического пространства,
установленное Договором по космосу.
В повестке дня Юридического
подкомитета Комитета ООН по космосу с
1989 года находится также пункт «Рассмотрение
правовых аспектов, касающихся применения
принципа, согласно которому исследование
и использование космического пространства
должны осуществляться на благо и в интересах
всех государств, с особым учетом потребностей
развивающихся стран».6
Заключение
Учитывая все вышеизложенное,
можно сделать несколько выводов: 1) несмотря
на свою относительную молодость, МКП
уже оформилось в совершенно самостоятельную
отрасль международного права, 2) несмотря
на расплывчатость некоторых формулировок
(или даже отсутствие их) МКП вполне по
силам самостоятельно регулировать все
международные отношения, связанные с
освоением и использованием космоса, 3)
правовое регулирование международных
отношений, возникающих в связи с освоением
космоса, способствует созданию прочной
базы международного сотрудничества в
освоении космоса.
В международной жизни недопустимо
высок уровень стихийности. Взаимосвязанный,
единый мир складывается как бы на ощупь.
Как и в прошлом, значительная часть проблем
решается методом проб и ошибок, что чревато
серьезной опасностью.
Одним из основных и необходимых
инструментов управления международными
отношениями служит международное право.
Необходимость надежного международного
правопорядка определяется тем, что произвол
угрожает миру и препятствует сотрудничеству.
Никто не может обладать монополией на
принятие решений. Государства имеют равное
право на участие в решении международных
проблем, затрагивающих их интересы.
Международное космическое
право в этом смысле не является исключением
из общего правила. Неуклонное соблюдение
всеми государствами принципов международного
космического права - важнейшее условие
дальнейшего успешного развития отношений
в деле исследования и использования космоса.
Список источников
и литературы
Нормативные акты:
1. Договор между СССР
и США об ограничении систем
противоракетной обороны (подписан
в г.Москве 26.05.1972 года) \\ Правовая информационная
система «Консультант Плюс: Высшая школа
- Осень 2008.
2. Договор о запрещении
испытаний ядерного оружия в
атмосфере, в космическом пространстве
и под водой (подписан в г. Москве
05.08.1963 года) \\ Правовая информационная
система «Консультант Плюс: Высшая
школа - Осень 2008.
3. Конвенции о запрещении военного
или любого иного враждебного использования
средств воздействия на природную среду
(принята 10.12.1976 года Резолюцией 31/72 на
96 пленарном заседании Генеральной Ассамблеей
ООН) \\ Правовая информационная система
«Консультант Плюс: Высшая школа - Осень
2008.
4. Конвенция Международного
союза электросвязи (заключена в г. Женеве
22.12.1982 года) \\ Правовая информационная
система «Консультант Плюс: Высшая школа
- Осень 2008.
Литература:
- Баймуратов, М.А. Международный правопорядок: концептуальные подходы к становлению понятийной характеристики: [Текст] / М.А. Баймуратов // Международное публичное и частное право. - 2010. - № 1.
- Бабин, Б.В. Категория развития
и проблема программных актов в современном
международном праве: [Текст] / Б.В. Бабин
// Международное публичное и частное право. - 2010. - № 1.
- Жукова, И.М. Краткий курс по
международному праву: [Текст] / И.М. Жукова. - М.: Окей-книга, 2007.
1 См. Баймуратов, М.А. Международный
правопорядок: концептуальные подходы
к становлению понятийной характеристики:
[Текст] / М.А. Баймуратов // Международное
публичное и частное право. - 2010. - № 1. -
С.218-220.
2 См. Бабин, Б.В. Категория развития и проблема
программных актов в современном международном
праве: [Текст] / Б.В. Бабин // Международное
публичное и частное право. - 2010. - № 1. -
С.328-330.
3 См. Баймуратов, М.А. Международный
правопорядок: концептуальные подходы
к становлению понятийной характеристики:
[Текст] / М.А. Баймуратов // Международное
публичное и частное право. - 2010. - № 1. -
С.222-224.
4 См.Жукова, И.М. Краткий курс по международному
праву: [Текст] / И.М. Жукова. - М.: Окей-книга,
2007. - 380 с.
5 См.Жукова, И.М. Краткий курс по международному
праву: [Текст] / И.М. Жукова. - М.: Окей-книга,
2007. - 380 с.
6 См. Баймуратов, М.А. Международный
правопорядок: концептуальные подходы
к становлению понятийной характеристики:
[Текст] / М.А. Баймуратов // Международное
публичное и частное право. - 2010. - № 1. -
С.228-230.