Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 01:18, контрольная работа
В последние годы - годы НТП - одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны.
Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств
1 Введение
2 Понятие, источники, субъекты, специальные принципы отрасли международного космического права.
3 Правовой режим космического пространства, небесных тел, космических объектов.
4 Список литературы.
режима.
Статья
II Договора по космосу устанавливает запрет
лишь на те виды и способы использования
космического пространства и его частей,
которые представляют собой присвоение,
постоянное завладение, обращение в собственность.
Временное занятие отдельных участков
космического пространства и небесных
тел (например, мест нахождения спутников
на геостационарной орбите или участков
размещения станций на Луне) не запрещено
международным космическим правом. Принцип
не присвоения не исключает также осуществления
суверенных прав государства в отношении
своих граждан и космических аппаратов,
находящихся в космическом пространстве.
Наиболее далеко идущие запреты распространяются на Луну и другие небесные тела, которые в соответствии с Договором по космосу должны использоваться “исключительно в мирных целях” и где, следовательно, любая деятельность военного характера исключена. Иллюстративный перечень видов деятельности, запрещенных на Луне и других небесных телах, приведенный в ст. IV договора, включает установку ядерного оружия или любых других видов оружия массового уничтожения, создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Допускается использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей, а также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.
Примерный перечень запрещенных видов использования Луны и других небесных тел был дополнен и расширен в ст. 3 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года, где помимо уже перечисленных видов запрещенной деятельности упоминаются вывод на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Луне или вокруг нее объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, а также установка и использование такого оружия на поверхности Луны или в ее недрах. В соглашении содержится также положение, специально запрещающее угрозу силой или применение силы, а также любые другие враждебные действия или угрозу совершения враждебных действий на Луне или с использованием Луны.
Что касается космического пространства в целом, в том числе “ближнего космоса”, находящегося в непосредственной близости от Земли, то здесь пока еще не существует полного запрета военной деятельности. Среди частичных мер, ограничивающих военное использование космоса, важнейшее значение имеет обязательство участников Договора по космосу не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом (п. 1 ст. IV).
Вместе с тем за пределами этих запретов остаются существующие и разрабатываемые виды оружия, которые не охватываются понятием “оружие массового уничтожения”. Существование в международном космическом праве запретов и ограничений военного использования космического пространства позволяет говорить о постепенно складывающемся международно-правовом принципе использования космического пространства в мирных целях. Принятие предложений Советского Союза, направленных на решение этой задачи, поставило бы заслон угрозе распространения гонки вооружений на космическое пространство и наполнило бы новым реальным содержанием принцип использования космического пространства в мирных целях. Радикальное решение проблемы полного запрещения любой военной деятельности в космосе возможно только на путях всеобщего и полного разоружения.
Международное
космическое право, введя в международное
право принцип свободы космоса, вместе
с тем регулирует отношения между государствами
в связи с их космической деятельностью
на основе строгого уважения принципа
государственного суверенитета. Со времени
зарождения международного космического
права свобода исследования и использования
космического пространства трактовалась
в плоскости отношений между суверенными
и равноправными государствами, которые
осуществляют свою деятельность в космосе
в полном соответствии с общими принципами
международного права и специальными
принципами и нормами международного
космического права. Свобода космоса никогда
не понималась как ничем не ограниченная
свобода любой деятельности в космосе.
Свобода космоса не может служить основанием
для нарушения суверенных прав государств
ни в космосе, ни на Земле.
Список литературы. |
1. Колосов
Ю.М. Сташевский С.Г. Борьба
за мирный космос. М.: 2003. – 340 с. 2. Лукашук И.И. Международное право. В 2 т. - М.,: БЕК, 2002. – 459 с. 3. Бордунов В. Д., Марков В.Н. Космос. Земля. Право. М., 2004. – 531 с. 4. Ковалев Ф. Н., Чепров И. И. На пути к космическому праву. М., 2002. – 389 с. 5. Международно-правовые проблемы освоения космоса. М., 2002. – 290 с. 6. Периодические печатные издания, 2003-2006 гг. 7. Международное космическое право. п/р А.С.Пирадова. М, МО, 2005. – 498 с. 8. Международное морское, воздушное и космическое право. п/р А.П.Мовчан и др. М, Ин-т гос-ва и права РАН, 2002. – 510 с. 9. Черниченко С. В. Международное право: современные теоретические аспекты. М, МО, 2003. – 387 с. 10. Верещетин В.С. Международное сотрудничество в космосе: правовые вопросы. М.2004. – 515 с. 11. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М. 2005. – 610 с. |