Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:45, курсовая работа
Законодательно определено, что военно-техническое сотрудничество – это область международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения . Российская доктрина исходит из того, что международные отношения включают как межгосударственные отношения, так и общественные отношения субъектов внутригосударственного права, выходящие за рамки одного государства, т.е. имеющие в своем составе иностранный элемент или характеристику. "Однако …межгосударственные отношения и международные немежгосударственные отношения, будучи взаимосвязанными, не составляют единой системы" .
Для определения осуществимости идеи МДТО российская сторона предлагала решить в ходе работы ГПЭ три вопроса:
-
выяснить причины
-
проанализировать ключевые
-
четко определить цели
В итоговом документе ГПЭ и докладе Генсекретаря ООН 63-ей сессии ГА ООН нашли отражение многие российские подходы к проблематике МДТО (необходимость анализа каналов попадания оружия в незаконный оборот, включая несанкционированный реэкспорт, безлицензионное производства, незаконное брокерство и т.п.). Было признано целесообразным рассматривать «оружейную» проблематику поступательно, поэтапно с целью консенсусного выхода на всех устраивающий результат. Однако главный вопрос – об осуществимости идеи МДТО – ГПЭ прояснить так и не удалось.
Тем не менее, в декабре 2008 года 145 государствами против 1 (США) и при 18 воздержавшихся, включая Россию, принята резолюция ГА ООН 63/240, в которой зафиксирован курс на разработку основных положений МДТО. Резолюцией учреждалась рабочая группа открытого состава (РГОС) с задачами, с одной стороны, постепенного, поэтапного обсуждения путей решения проблем международной торговли обычными вооружениями, с другой – рассмотрения тех элементов доклада ГПЭ, «по которым можно было бы прийти к консенсусу, для их включения в потенциальный юридически обязательный договор …».
30 октября 2009 г 1-й комитет Генеральной ассамблеи ООН 153 голосами проголосовал в пользу Международного договора о торговле оружием14 (МДТО). Согласно этому решению в 2012 г. должна состояться 4-недельная конференция ООН, которая призвана выработать проект договора «о трансфертах обычных вооружений по максимально возможным международным стандартам». Подготовительные встречи в рамках ООН состоялись в 2010 и 2011 гг.15.
В
пользу резолюции высказались
В рамках проведенного голосования произошло событие, значительно изменяющее ситуацию вокруг МДТО. Представитель США поддержал эту инициативу. До октября 2009 г. эта страна была главным противником принятия данного договора. Сегодня новая администрация США может стать одним из главных двигателей договора. Как подчеркнула госсекретарь США Хиллари Клинтон: «Соединенные Штаты готовы напряженно трудиться, чтобы установить надежные международные стандарты в этой сфере, используя возможность, предоставленную Конференцией ООН по договору о торговле оружием»17.
Несмотря
на столь широкую поддержку
Для
российского общественного
Официальная российская позиция в отношении МДТО уклончива. Наличие согласованных многосторонних механизмов поставок оружия не предотвращает незаконный оборот оружия и его попадание в руки террористов и экстремистов. В связи с этим Россия предложила вначале проанализировать причины неэффективности существующих механизмов контроля за оборотом оружия и только после этого анализа поднимать вопрос о разработке глобального документа18. Основное внимание в деятельности по контролю над оружием должно быть сосредоточено на борьбе с его незаконной передачей19. При голосовании в ООН по вопросам МДТО российская делегация воздержалась.
Ответ
России означает, что она не будет
в ближайшей перспективе
Сторонники
МДТО переводят российский язык дипломатии
однозначно: Россия против договора. До
конца 2009 г. мировое общественное мнение
причисляло ее ко второму эшелону
противников договора. Но после перехода
США в стан сторонников договора
Москва становится главным противником
и главной мишенью для критики
со стороны как государственных
структур, продвигающих эту идею, так
и неправительственных
В список стран, воздержавшихся при голосовании, также входят Китай и Индия, Пакистан, Иран, Венесуэла, Куба, Йемен, Судан, Ливия и Белоруссия.
Основными принципами МТДО должны стать:
Но главный вопрос - состоится ли МДТО хоть в какой-то форме, в значительной мере зависит от того, присоединятся ли к договору две державы: Россия и Китай. Все прочие государства из списка скептиков являются в основном либо импортерами вооружений (а стало быть, зависимы от поставщиков), либо такими экспортерами, к которым у мирового сообщества претензий нет (например, Индия).
Предварительно можно предположить такие виды развития событий вокруг МДТО20:
Заключение.
За последние время мировое сообщество многое сделало для обеспечения контроля и регулирования вооружений. Однако говорить об успехах пока рано, в мире глобального регулирования рынков сфера торговли оружием остается единственной, где отсутствуют единые правила. В настоящее время стандарты национального контроля в отношении международной торговли обычными вооружениями существенно различаются. Некоторые страны имеют хорошо разработанный механизм контроля над поставками и жесткую систему обеспечения выполнения на местах. Другие имеют хорошо прописанные процедуры контроля, но слабые механизмы их исполнения; третьи же практически не имеют никакого контроля.
Учитывая международный характер торговли оружием, а также относительную легкость транспортировки оружия, можно констатировать, что сегодня не существует универсального способа эффективного предотвращения безответственных или незаконных поставок оружия, в том числе поставок, нарушающих международные или региональные эмбарго.
Такая ситуация будет сохраняться, пока действующие обязательства государств не будут сведены в один всеобъемлющий документ, а стандарты, которые они согласились соблюдать, не будут определены в рамках универсальной прозрачной системы, единой для всех стран.
Хочется
верить, что Россия не
останется на обочине этого движения.
В конце концов, недавно принятая военная
доктрина России декларирует, что одной
из основных задач РФ по сдерживанию и
предотвращению военных конфликтов является
«заключение и реализация соглашений
в области контроля над обычными вооружениями,
а также осуществление мер по укреплению
взаимного доверия»22.
Список литературы
Информация о работе Международное правовое регулирование торговли вооружениями