Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:18, контрольная работа
Источник права — это форма существования правовых норм. Национальным источником МЧП является вся внутренняя правовая система в целом, весь правопорядок данного государства. Такой подход при определении национальных источников МЧП связан с тем, что его основополагающей частью являются коллизионные нормы, отсылающие не к конкретному закону, а ко всей правовой системе, ко всему правопорядку в целом.
Источник права —
это форма существования
Источники российского международного
частного права перечислены в ГК РФ
- ст. 3, ст. 5-7, ст. 1186; в ГПК РФ - ст. 11; в АПК
РФ - ст. 13; в СК РФ - ст. 3-6. Российское законодательство
в качестве источников МЧП признает национальное
право, международные договоры и обычаи, аналогию права
и закона.
Россия - федеративное государство. Согласно Конституции 1993 года, в ведении РФ находятся валютное, кредитное, таможенное регулирование, внешняя политика, международные договоры РФ, внешнеэкономические отношения РФ, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.
В совместном ведении
РФ и ее субъектов находятся
Особое значение для международного частного права имеют положения Конституции о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы, о примате правил международного договора в случае их расхождения с правилам внутреннего законодательства (п. 4 ст. 15), о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (п. 1 ст. 8), о праве на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34), об охране законом частной собственности (ст. 35), о защите и покровительстве за границей российских граждан (ст. 61), о правах иностранных граждан и о возможности двойного гражданства (ст. 62) и др.1
Давая характеристику внутреннего законодательства как источника международного частного права, необходимо обратить внимание на то, что в России и в других странах СНГ, в отличие например, от Австрии, Венгрии, Польши, Румынии, Турции, Швейцарии, Югославии не принимался специальный закон по вопросам международного частного права, а имеется ряд законодательных актов, содержащих и нормы в этой области. Число таких норм в последние годы растет.
Государства - участники СНГ заключили большое число
международных договоров, соглашений
и конвенций, содержащих правила в области
международного частного права. Для СНГ
характерно принятие также модельных
актов и, прежде всего. Модельного гражданского
кодекса. Согласно Конвенции о Межпарламентской
Ассамблее государств - участников СНГ
от 26 мая 1995 г., этот орган принимает типовые
(модельные) законодательные акты и с соответствующими
рекомендациями направляет их парламентам
государств - участников СНГ. Модельные
акты носят рекомендательный характер.
Часть третья Модельного гражданского
кодекса, содержащая нормы международного
частного права, была принята 17 февраля
1996 г.
Принятие части третьей Модельного гражданского
кодекса СНГ способствует формированию
нового законодательства стран СНГ в области
международного частного права. В качестве
примера можно привести принятие ГК Узбекистана.
Гражданский кодекс Узбекистана, вступивший
в силу с 1 марта 1997 г., содержит разд. 6.
"Применение норм международного частного
права к гражданско-правовым отношениям"
(ст. 1158--1199). В основу этого раздела положены
нормы соответствующего раздела модельного
гражданского кодекса СНГ.
Главами государств СНГ в сентябре 1993 г. принята Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод.
В мае 1995 г. в Минске подписана Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека. Наблюдение за выполнением этой конвенции поручено Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств.
Важным источником международного частного права являются международные торговые договоры. В указанных соглашениях определяется режим торговли с соответствующим иностранным государством, устанавливается правовое положение субъектов данного договора, содержался правила о порядке разрешения возникающих споров и т.д.
Специальные торговые соглашения заключены Республикой Беларусь с Австрией, Германией, Италией, Польшей и многими другими странами мира. С отдельными государствами заключены соглашения о правовой охране промышленной собственности, о взаимной защите капиталовложений, об избежание двойного налогообложения и др.
В рамках СНГ заключены многосторонние договоры:
- Соглашение о распределении
всей собственности бывшего
- Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (Бишкек, 1992 г.);
- Соглашение о порядке
разрешения споров, связанных с
осуществлени-ем хозяйственной
- Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятель-ности (Ташкент, 1992 г.);
- Соглашение об общих
условиях поставок товаров
-Договор о создании Экономического союза (Москва, 1993 г.);
2. Составьте список видов деятельности или занятий, в отношении которых действующим законодательством РФ установлены ограничения для иностранных граждан.
Согласно части 1 статьи 13
Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О
правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации» (с изм. на 18.07.2006)
иностранные граждане пользуются правом
свободно распоряжаться своими способностями
к труду, выбирать род деятельности и профессию
с учетом ограничений, предусмотренных
федеральным законом. Перечень
видов профессиональной деятельности,
которыми не вправе заниматься иностранный
гражданин в Российской Федерации, определен
в статье 14 этого же Федерального
закона. В него вошли:
1. Муниципальная и государственная
служба. Согласно статье 14 рассматриваемого
Федерального закона иностранный гражданин
не имеет права находиться на муниципальной
службе. Данный запрет корреспондирует
с императивом пункта 1 статьи 7
Федерального закона от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об
основах муниципальной службы в Российской
Федерации» (с изм. на 26.07.2002), согласно
которому муниципальным служащим является
гражданин Российской Федерации.
В абзаце втором подпункта 1 пункта
1статьи 14 Федерального закон «О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации» закреплено, что отношение
иностранных граждан к государственной
службе определяется федеральным законом.
Данное положение отнюдь не означает,
что иностранный гражданин может быть
принят без каких-либо ограничений на
государственную службу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 (пункт
1)Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ
«О системе государственной службы Российской
Федерации» (с изм. на 06.07.2006) система государственной
службы включает в себя следующие виды
государственной службы:
|
государственная гражданская служба; |
|
военная служба; |
|
правоохранительная служба. |
2. Работа в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин не имеет права замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ. В соответствии с частью первой статьи 56 названного Кодекса в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан Российской Федерации, могут входить иностранные граждане. Однако они не могут занимать должности:
1) |
капитана судна; |
2) |
старшего помощника капитана судна; |
3) |
старшего механика; |
4) |
радиоспециалиста. |
Как
следует из пункта
2 статьи
56 Кодекса, условия, на которых иностранные
граждане могут входить в состав экипажа
судна, за исключением судна рыбопромыслового
флота, определяются федеральным органом
исполнительной власти в области транспорта,
в состав экипажа судна рыбопромыслового
флота – федеральным органом исполнительной
власти в области рыболовства в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о привлечении и об использовании в Российской
Федерации труда иностранных граждан.
Во исполнение этой нормы Государственный
комитет РФ по рыболовству своим приказом
от 29.07.2002 № 299 утвердил Условия,
на которых иностранные граждане могут
входить в состав экипажа судна
рыбопромыслового флота, плавающего под
Государственным флагом РФ.
3. Работа в составе экипажа
военного корабля Российской Федерации
или другого эксплуатируемого в некоммерческих
целях судна, а также летательного аппарата
государственной или экспериментальной
авиации. Подпунктом
3 пункта
1 статьи 14 Федерального закона «О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации» иностранный гражданин ограничен
в праве быть членом экипажа военного
корабля Российской Федерации или другого
эксплуатируемого в некоммерческих целях
судна, а также летательного аппарата государственной
или экспериментальной авиации.
4. Работа командиром воздушного
судна гражданской авиации. В соответствии
с подпунктом
4 пункта
1 статьи 14 Федерального закона «О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации» ограничивается право иностранного
гражданина замещать должность командира
воздушного судна гражданской авиации. Пункт
4 статьи
56 Воздушного кодекса РФ устанавливает,
что в состав летного экипажа воздушного
судна Российской Федерации, которое
относится к коммерческой гражданской
авиации, могут входить только граждане Российской
Федерации. Включение в состав летного
экипажа данного воздушного судна иностранного
гражданина допускается только на период
его подготовки в целях получения допуска
к деятельности по осуществлению воздушных
перевозок пассажиров, багажа, грузов
и почты на воздушном судне определенного
типа при условии, что иностранный гражданин
не исполняет обязанностей командира
воздушного судна Российской Федерации.
5. Работа на объектах и в организациях,
деятельность которых связана с обеспечением
безопасности Российской Федерации. Как
следует из подпункта
5 пункта
1 статьи 14 Федерального закона
«О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации», иностранные
граждане не имеют права быть принятыми
на работу на объекты и в организации,
деятельность которых связана с обеспечением
безопасности Российской Федерации. Перечень объектов
и организаций, в которые иностранные
работники не имеют права быть принятыми
на работу, утвержден постановлением Правительства
РФ от 11.10.2002 № 755. В него вошли:
а) объекты и организации Вооруженных
Сил РФ, других войск и воинских формирований.
б) структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций.
в) организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.
6. Иные виды деятельности,
предусмотренные федеральным
В числе федеральных законов, предусматривающих
ограничения для иностранных граждан
по замещению государственных и муниципальных
должностей, необходимо назвать следующие:
1) Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-I «О
безопасности» (с изм. на 25.07.2006). Частью
второй статьи 14 данного Закона предусмотрено,
что секретарем, постоянными членами и
членами Совета безопасности Российской
Федерации могут быть граждане Российской
Федерации, не имеющие гражданства иностранного
государства либо вида на жительство или
иного документа, подтверждающего право
на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории иностранного
государства;
2) Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О
Счетной палате Российской Федерации»
(с изм. на 25.07.2006). Его статьями 5 (части
вторая и девятая) и 6 (часть вторая)
установлено, что Председателем
Счетной палаты РФ, Заместителем Председателя
Счетной палаты РФ, аудиторами Счетной
палаты РФ могут быть граждане Российской
Федерации, не имеющие гражданства
иностранного государства либо вида на
жительство или иного документа, подтверждающего
право на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории иностранного
государства;
3) Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об
общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации» (с изм. на 04.12.2006). Согласно
его статье 18 (пункт 3) высшим должностным
лицом субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской
Федерации) может быть гражданин Российской
Федерации, не имеющий гражданства иностранного
государства либо вида на жительство или
иного документа, подтверждающего право
на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории иностранного
государства;
4) Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об
основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» (с изм. на 05.12.2006).
Его статьей 29 (пункт 1)
установлено, что членами избирательных
комиссий с правом решающего голоса не
могут быть лица, не имеющие гражданства
Российской Федерации, а также граждане
Российской Федерации, имеющие гражданство
иностранного государства либо вид на
жительство или иной документ, подтверждающий
право на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории иностранного
государства;
5) Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
(с изм. на 04.12.2006). Согласно части
1статьи 3 данного Федерального
закона иностранные граждане, постоянно
или преимущественно проживающие на территории
муниципального образования, обладают
при осуществлении местного самоуправления
правами в соответствии с международными
договорами Российской Федерации и федеральными
законами
6) Закон
РФ от 26.06.1992 № 3132-I «О статусе
судей в Российской Федерации»
(с изм. на 05.04.2005). Согласно пункту
1 статьи 4 данного Закона судьей может
быть гражданин Российской Федерации.
Данное положение также получило развитие
в пункте 1 статьи 5 Федерального
закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях
в Российской Федерации» (с изм. на 11.03.2006)
– мировым судьей может быть только гражданин
Российской Федерации.
Ограничения по допуску иностранных
граждан к отдельным видам деятельности
также предусмотрены следующими федеральными
законами:
1) Законом РФ от 23.09.1992 № 3517-I «Патентный
закон Российской Федерации» (с изм. на
22.08.2004), статьей 15 (пункт 2, абзац пятый)
которого установлено, что в качестве
патентного поверенного может быть зарегистрирован
гражданин Российской Федерации, постоянно
проживающий на ее территории. Аналогично
определяет статус патентного поверенного,
имеющего правомочия на ведение
дел, связанных с правовой охраной товарных
знаков, статья 8 (пункт 2) Закона
РФ от 23.09.1992 № 3520-I «О товарных знаках,
знаках обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров» (с изм. на
24.12.2002);
2) Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-I «О
частной детективной и охранной деятельности
в Российской Федерации» (с изм. на 18.07.2006),
статьей 4 (часть первая) которого
определено, что частным детективом может
быть гражданин Российской Федерации,
получивший в установленном законом порядке
лицензию на частную сыскную деятельность.
Аналогичные ограничения установлены
и в отношении частных охранников – согласно
частям первой и второй статьи 11.1 данного
Закона частный охранник работает по трудовому
договору с охранной организацией; на
приобретение правового статуса частного
охранника не вправе претендовать лицо,
не являющееся гражданином Российской
Федерации;
3) Основами законодательства
Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993
№ 4462-I (с изм. на 30.06.2006), статьей 2 (часть
первая) которых установлено, что на
должность нотариуса в Российской Федерации
назначается гражданин Российской Федерации;
4) Основами законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан
от 22.07.1993 № 5487-I (с изм. на 02.02.2006), статьей
57 (части первая и вторая)
которого установлено, что правом
на занятие народной медициной (применение
методов оздоровления, профилактики, диагностики
и лечения, основанных на опыте многих
поколений людей, утвердившихся в народных
традициях и не зарегистрированных в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации) обладают граждане Российской
Федерации;
5) Законом РФ от 20.08.1993 № 5663-I «О космической
деятельности» (с изм. на 18.12.2006), статьей
20 (пунктом 3) которого предусмотрено,
что командиром экипажа пилотируемого
космического объекта Российской Федерации
назначается космонавт – гражданин Российской
Федерации;
6) Федеральным законом от 08.05.1994
№ 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации
и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации»
(с изм. на 25.07.2006), статьей 37 (пункт
5) которого закреплено, что помощником
члена Совета Федерации РФ, депутата Государственной
Думы РФ может быть только гражданин Российской
Федерации;
7) Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации»
(с изм. на 30.12.2001), статьей 13 (часть
первая) которого определено,
что должность эксперта в государственных
судебно-экспертных учреждениях может
занимать гражданин Российской Федерации.
Для должности эксперта в экспертных подразделениях
федерального органа исполнительной власти
в области внутренних дел установлено
такое же требование – данную должность
также может занимать только гражданин
Российской Федерации.
Наконец, следует назвать еще ряд федеральных
законов, которые предусматривают ограничения
для занятия иностранными гражданами
отдельными видами деятельности, которые
зависят от правового регулирования вопроса
допуска иностранных граждан к отдельным
видам деятельности в международных договорах
с Российской Федерацией:
1) Закон РФ от 06.08.1993 № 5605-I «О селекционных
достижениях». В его статье 35 закреплено,
что иностранные граждане пользуются
правами, предусмотренными настоящим
Законом и иными законодательными актами
Российской Федерации в области охраны
селекционных достижений, наравне с гражданами
Российской Федерации в силу международных
договоров Российской Федерации или на
основе принципа взаимности;
2) Федеральный закон от 03.08.1995
№ 123-ФЗ «О племенном животноводстве»
(с изм. на 18.12.2006). Часть третья статьи
45 данного Федерального закона предусматривает,
что на территории Российской
Федерации иностранные граждане осуществляют
деятельность в области племенного животноводства
в той мере, в какой указанный режим предоставляется
соответствующим иностранным государством
гражданам Российской Федерации;
3) Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об
архитектурной деятельности в Российской
Федерации» (с изм. на 18.12.2006). Его статьей
3.1 установлено, что иностранные граждане, лица
без гражданства и иностранные юридические
лица осуществляют архитектурную деятельность
наравне с российскими гражданами и юридическими
лицами, если это предусмотрено международным
договором Российской Федерации; при отсутствии
соответствующего международного договора
Российской Федерации иностранные граждане
и лица без гражданства могут принимать
участие в архитектурной деятельности
на территории Российской Федерации только
с архитектором – российским гражданином
или юридическим лицом.
Хотя приведенные положения регулируют
преимущественно гражданско-правовые
отношения, подразумевая деятельность
иностранных граждан в указанных отраслях
в качестве индивидуальных предпринимателей,
нельзя исключать возникновение частных
случаев применения содержащихся в них
норм и к трудовым отношениям. Что касается
международных договоров, предусматривающих
взаимное право иностранных граждан, постоянно
проживающих в Российской Федерации, заниматься
отдельными видами деятельности, то они
в основном заключены с государствами
– бывшими республиками СССР.
7. Руководящие должности в
организациях, в уставном капитале которых
более 50% акций и долей принадлежит Российской
Федерации. Пункт 2 статьи 14
Федерального закона «О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации» предусматривает возможность
установления ограничений для замещения
иностранными гражданами руководящих должностей
в организациях, в уставном капитале которых
более 50% акций и долей принадлежит Российской
Федерации. Как в нем записано, «порядок
замещения иностранными гражданами руководящих
должностей в организациях, в уставном
капитале которых более пятидесяти процентов
акций или долей принадлежит Российской
Федерации, устанавливается Правительством Российской
Федерации». До настоящего времени Правительство
РФ не приняло нормативный правовой акт,
в котором бы определялись условия назначения
(избрания) на руководящие должности в
указанные организации. В связи с этим
вопросы замещения руководящих должностей
в таких организациях разрешаются в индивидуальном
порядке (в частности, при утверждении
уставов).