Международно-правовая ответственность и мирное разрешение споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Работа имеет целью комплексный анализ современных систем мирных средств урегулирования споров, рассмотрение и изучение принципа мирного урегулирования споров, исследование предпосылок возникновения, форми-рования и основных тенденций развития европейских международно-правовых соглашений в области мирного урегулирования споров и практики реализации механизма урегулирования в конкретной ситуации.
Эта цель определяет задачи, основными из которых являются следующие: рассмотреть предпосылки возникновения и формирования принципа и системы средств мирного урегулирования споров; классифицировать международные споры по основным категориям и соответственно определить наиболее оптимальные средства урегулирования; изучить основные политические и правовые "инструменты" мирного урегулирования в рамках универсальных, региональных организаций, а также некоторых отраслевых соглашений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЯ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ………………………….. 4
2 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………… 6
3 ОСНОВАНИЯ МЕЖДУНАРДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………….
11
4 ВИДЫ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВ…………………………. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………. 19
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… 21

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 7. Международно-правовая ответственность и мирное разрешение споров..doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

При непредвиденном случае государство действует в состоянии добросовестного заблуждения, не осознает, не понимает, что нарушает международное обязательство. Государство не может ссылаться на непреодолимую силу и случай, если само содействовало возникновению данных ситуаций.

Бедствие.  Это ситуации, возникающие, когда представители государства под воздействием сил природы или аварий вынуждены не соблюдать международные обязательства, не имея другой возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных лиц (ст. 32 проекта). Речь идет о фактическом отсутствии свободы выбора поведения в экстремальных ситуациях. В данном случае налицо не только волевое действие, но и осознанное нарушение соответствующих международно-правовых норм для избежания трагических последствий. Так, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. допускает как исключение соответствующие действия в целях спасения человеческой жизни на море.

Состояние необходимости. Статья 33 проекта статей не допускает ссылки на такое состояние, как на основание исключения ответственности, кроме случаев, когда деяние являлось средством зашиты существенного интереса государства от тяжкой и неминуемой угрозы и не нанесло серьезного ущерба другому государству.

4. ВИДЫ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВ

 

Известны два вида международно-правовой ответственности: материальная и нематериальная (политическая).

Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.

Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.).

Разновидностью реституции является субституция - замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.

Репарация - это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарации - это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя.

Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

Чрезвычайные репарации состоят в ограничении правомочий государства распоряжаться своими материальными ресурсами. Их цель не только в возмещении материального ущерба, но и в том, чтобы исключить факторы, способствовавшие совершению международных преступлений.

Особой формой ответственности Германии после Второй мировой войны явилось отторжение от нее по решению Потсдамской конференции от 1 августа 1945 г. города Кенигсберга и прилегающего к нему района Восточной Пруссии.

Репарации следует отличать от контрибуций.

Контрибуции налагались государством-победителем в качестве "возмещения военных издержек" независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором.

В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.

Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов)17.

Сатисфакция — это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам.

На практике сатисфакция чаще всего облекается в форму официального выражения сожаления, сочувствия или соболезнования, принесения извинений, признания неправомерности совершенного действия, дезавуирования действий представителя государства, издания специальных законодательных, иных нормативных актов для обеспечения выполнения обязательств.

Чрезвычайные сатисфакции — это временные ограничения суверенитета и правоспособности государства. Ими могут быть: приостановление деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства и осуществление верховной власти за него органами других государств, реорганизация политической системы, упразднение отдельных институтов (преступных политических партий), оккупация части или всей территории, контроль за использованием научного и промышленного потенциала, демилитаризация или сокращение вооруженных сил, промышленности, осуществление юрисдикции для наказания лиц, непосредственно совершивших международные преступления.

Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Приведем в качестве примера меры, принятые в отношении фашистской Германии поокончании Второй мировой войны.

Институт ответственности включает международно-правовые санкции (контрмеры) и процессуальный механизм урегулирования (установленный порядок защиты нарушенных прав).

Санкции (контрмеры). Это ответные принудительные меры, призванные обеспечивать привлечение нарушителя к ответственности. Контрмеры не являются особой формой ответственности, это специальные меры обеспечения ее реализации в конкретной форме.

 Их отличие от ответственности  состоит в следующем: ответственность  есть действия нарушителя, контрмеры  — действия потерпевшего государства либо международной организации; ответственность — обязанность нарушителя, контрмеры — право потерпевшего, последний может и не применять их; ответственность — волевое действие нарушителя, тогда как контрмеры применяются вопреки его воле.

Практика позволяет выделить два вида контрмер (санкций): индивидуальные(самопомощь) и коллективные (в рамках международных организаций).

Каждый вид имеет несколько форм: индивидуальные — реторсии, репрессалии, непризнание, разрыв отношений, самооборона; коллективные — отказ в членстве организации, приостановление прав члена организации, исключение из международного общения, коллективные вооруженные меры.

Реторсии — принудительные меры в ответ на недружественный акт. Они направлены на ущемление прав, не охраняемых международным правом: ограничение импорта, повышение таможенных пошлин, изъятие вкладов из банков государства, отзыв своего посла, ответное ограничение прав граждан государств, на территории которых граждане применяющего меры государства ущемлены в правах.

Репрессалии — принудительные меры, которые ограничивают права другого государства, охраняемые международным правом, в ответ на правонарушение. Без правонарушения такие действия сами были бы противоправным актом: их можно применять только как ответную меру. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии — бомбардировку, интервенцию, мирную блокаду.

Непризнание есть отказ признавать ситуацию, созданную неправомерными актами: непризнание юридической силы противоправных договоров, территориальных изменений в результате агрессивной войны, противоправных режимов и т. д.

В определенных ситуациях государства прибегают к разрыву дипломатических и консульских отношений для защиты своих прав. В рамках международных организаций предусмотрены санкции, включающие приостановление членства и исключение из организации.

Самооборона — особый вид санкций, поскольку представляет собой вооруженные принудительные меры. Право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН может быть реализовано исключительно в ответ на вооруженное нападение.

В случае особо опасных посягательств на международный правопорядок может быть использован международный механизм для применения против государства-нарушителя коллективных принудительных мер с использованием вооруженной силы. Главенствующая роль здесь принадлежит Совету Безопасности ООН. Статья 42 Устава ООН уполномочивает его предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Итак, контрмеры — это целый комплекс принудительных мер, выполняющих функцию защиты безопасности государства.

Вместе с тем они не являются единственным и достаточным средством реализации ответственности.

Проблема, во-первых, в том, что во многих случаях основная роль в пресечении правонарушений отводится самому потерпевшему государству в порядке самопомощи, и все попытки могут оказаться безуспешными даже после применения контрмер.

Эффективность международного права ограничивается недостаточной развитостью централизованного процесса пресечения неправомерного поведения.

Во-вторых, индивидуальные контрмеры существуют, как правило, в форме обычных норм и не имеют таких возможностей в обеспечении защиты прав, какими обладают зафиксированные в договоре коллективные принудительные меры.

В-третьих, поскольку контрмеры сами по себе не обладают правовосста-новительным эффектом, а лишь содействуют тому, чтобы побудить нарушителя нести ответственность, они должны дополняться процессуальным механизмом урегулирования, порядком защиты прав и осуществления ответственности18.

Процессуальный механизм урегулирования. Четкое договорное оформление процессуального механизма урегулирования представляет собой необходимую предпосылку реальной силы норм международного права. Именно в этом усматриваются значительные возможности повышения их эффективности. Когда порядок защиты прав нормативно не закреплен, государству трудно заставить нарушителя нести ответственность.

Интересы международного общения на цивилизованной основе и нормального функционирования международного правопорядка подчеркивают нарастающую потребность развития не только координационных и согласительных, но в определенной мере и субординационных отношений, в частности, централизованного механизма пресечения грубых правонарушенийи расширения признания на универсальной основе обязательной юрисдикции международной судебной процедуры.

Из анализа теоретической литературы, практики международных отношений можно выстроить следующую схему этапов несения ответственности:

  1. Предварительное определение ответственного субъекта.
  2. Определение понесенного ущерба.
  3. Формулирование требования.
  4. Предъявление требования.
  5. Принятие окончательного решения и его исполнение.

На первом этапе важно точно определить, кто причинил вред и кто будет нести ответственность. Это может быть субъект международного права либо специальный субъект, указанный в соответствующем документе (оператор, запускающее государство и т. п.). Также, поскольку международное право позволяет несение ответственности за деятельность международных организаций государствами-участниками, важным является и этот момент.

Второй этап предполагает определение понесенного ущерба. На этом этапе (пока предварительно) устанавливается характер ущерба - материальный или нематериальный - и его размер, а также формы его возмещения.

На третьем этапе формулируется требование, в котором по существу отражаются представления потерпевшего относительно того, как следует поступить ответственному субъекту для достижения целей ответственности. На этом же этапе выбирается форма выражения требования.

Если речь идет о межгосударственных отношениях, то может быть выбрано официальное заявление, нота, претензия. Если на возмещение ущерба претендует не государство или какой-то субъект международного права, то заявляется претензия или подается иск. Отличие требований, сделанных государством, и требований, сделанных частными субъектами, заключается в степени определенности и четкости выдвигаемых требований.

Ноты и заявления могут и не содержать точного определения понесенного ущерба, в то время как претензии и иски должны. В том случае, если государство представляет интересы своих физических или юридических лиц, оно может выбрать как первый вариант, так и второй.

Выбор формы требования связан с выбором органа, в который оно подается. При этом нельзя с уверенностью утверждать, что форма требования определяет орган или наоборот. Эти вопросы решаются взаимосвязанно. Кроме того, форма требования и выбор органа может быть установлен международными договорами. Так, например, в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб прямо говорится о подаче требований в национальные юрисдикционные органы. А это означает еще и то, что такие претензии и иски по форме и содержанию должны соответствовать внутренним процессуальным правилам государства, орган которого будет его принимать.

Четвертый этап - собственно предъявление требования. В межгосударственных отношениях это возможно как непосредственно (например, вручение ноты главе дипломатического представительства или министру иностранных дел), так и опосредованно. При этом в качестве посредника может выступать и другое государство, и должностное лицо межгосударственной организации. В последнем случае необходимо соблюдение следующего условия - и потерпевшее государство, и ответственное должны быть участниками этой организации. В качестве посредника может выступать, например, Генеральный секретарь ООН.

Пятый этап - это принятие окончательного решения и его исполнение. Необходимо отметить, что на этом этапе возможно обращение к мирным средствам разрешения споров, предусмотренным международным правом.

Имплементация международной ответственности предполагает определение условий и размера несения ответственности субъектом международного права. Условия несения ответственности - это совокупность обстоятельств, наличие или отсутствие которых является достаточным и необходимым для имплементации ответственности.

Информация о работе Международно-правовая ответственность и мирное разрешение споров