Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 14:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и анализ международно-правового регулирования защиты личности в случае вооруженного конфликта.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
изучить нормативно-правовую базу, касающуюся защиты личности в случае вооруженного конфликта;
изучить средства ведения войны, гуманитарные основы защиты личности и защиту жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ЗАЩИТЕ ЛИЧНОСТИ В СЛУЧАЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА 6
2. УЧАСТНИКИ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА 10
3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ 16
3.1 Средства и методы ведения морской войны 17
3.2 Средства и методы ведения воздушной войны 19
4. ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ 21
5. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НЕМЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Министерство транспорта РФ
Федеральное агентство морского и речного транспорта
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Заочный факультет
Специальность: "Юриспруденция"
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "Международное право"
на тему: "Международно-правовое регулирование защиты личности в случае вооруженного конфликта"
Выполнил:
студент ___ курса
______________ ___________________
Проверил:
______________________________
_______________ __________________
2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ЗАЩИТЕ ЛИЧНОСТИ В СЛУЧАЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА 6
2. УЧАСТНИКИ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА 10
3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ 16
3.1 Средства и методы ведения морской войны 17
3.2 Средства и методы ведения воздушной войны 19
4. ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ 21
5. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НЕМЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Право вооруженных конфликтов обозначает специфическую отрасль современного международного права, регулирующую способы и методы ведения вооруженной борьбы в ходе вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера с целью минимизации их вредных последствий для вовлеченных в конфликт сторон и человечества.
С одной стороны, право вооруженных конфликтов -- отрасль международного права, призванная регулировать ведение военных действий в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов, обеспечить защиту их жертв. С другой стороны, объектом регулирования этой отрасли является широкий спектр отношений между субъектами международного права, которые охватывает не только ограничение применять определенные средства ведения войны, но и такие правила, как:
а) ограничение во времени применения средств ведения военных действий;
б) пространственные ограничения применения средств ведения военных действий;
в) ограничения, касающиеся индивида, т.е. нормы, ограничивающие применение средств ведения военных действий против определенных категорий лиц (раненых, военнопленных, гражданского населения и т.д.);
г) нормы, содержащие гарантии осуществления правил ведения военных действий, об ответственности за их нарушение и т.д.
Целью курсовой работы является исследование и анализ международно-правового регулирования защиты личности в случае вооруженного конфликта.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
В курсовой работе для достижения поставленной цели и вытекающих из нее задач руководствовались нормативно-правовыми актами: Конституция РФ - основной нормативный акт; Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях [рус., англ.] (Вместе с "Проектом Соглашения о санитарных зонах и местностях") (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Женевская Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Женевская Конвенция об обращении с военнопленными [рус., англ.] (Вместе с "Типовым Соглашением по вопросу о непосредственной репатриации и госпитализации в нейтральной стране раненых и больных военнопленных", "Положением о смешанных медицинских комиссиях", "Правилами, касающихся коллективных посылок помощи военнопленным" и "Типовыми правилами, касающихся денежных переводов...") (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны [рус., англ.] (Вместе с "Проектом Соглашения о санитарных и безопасных зонах и местностях", "Проектом правил, касающихся коллективной помощи гражданским интернированным") (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Дополнительный Протокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) [рус., англ.] (Вместе с "Правилами, касающимися опознавания", "Удостоверением журналиста, находящимся в опасной командировке") (Подписан в г. Женеве 08.06.1977); Дополнительный Протокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) [рус., англ.] (Подписан в г. Женеве 08.06.1977) - данные протоколы отражают участников вооруженного конфликта, средства и методы ведения войны и правовое положение раненых и больных; Гражданский кодекс РФ (Часть 1) и научно-учебной литературой.
Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений -- в период войны -- регулируется принципами и нормами, относящимися к международному праву, применяемому в период вооруженных конфликтов.
Мировое сообщество пришло к необходимости ограничения средств и методов ведения войны посредством выработки договоров, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием, защитить человека -- такова цель международного гуманитарного права (МГП).
Международное право, отмечал Монтескье, естественно основывается на принципе, заключающемся в том, что в периоды мира государства должны творить как можно больше добра, а в периоды войны -- как можно меньше зла. Именно это стало движущей силой развития МГП с момента его зарождения.
Встречаются различные названия этой отрасли международного права: «право вооруженных конфликтов», «законы и обычаи войны», «международное гуманитарное право». Некоторые авторы подразделяют право, применяемое в период войны, на две части: «право Гааги» как система норм, направленных на ограничение методов и средств ведения войны, и «право Женевы», включающее положения о защите жертв вооруженных конфликтов. Однако, если сказать проще, речь идет о правилах ведения войны, содержащихся в ряде международно-правовых актов.
МККК является неправительственной нейтральной швейцарской организацией. Он стал основателем движения Красного Креста, и одна из задач его деятельности -- всемерное содействие соблюдению Женевских конвенций, направленных на защиту жертв войны. Во время вооруженных конфликтов, международных и внутригосударственных (гражданских войн), он предоставляет защиту и помощь жертвам, как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения, будь то военнопленные, гражданские интернированные лица, раненые, гражданское население на оккупированной или вражеской территории. Мандат МККК на деятельность во время вооруженных конфликтов основан на четырех Женевских конвенциях 1949 года и Дополнительных протоколах к ним, а также на его собственном Уставе (праве на инициативу в немеждународных конфликтах). МККК проводит работу по совершенствованию вышеуказанных международных договоров, всячески пропагандируя их и содействуя четкому выполнению, а также распространяет знания о них во всем мире.
В России имеется представительство МККК -- Московская делегация Международного комитета Красного Креста.
В 1864 году швейцарское правительство созвало дипломатическую конференцию для выработки документа о помощи жертвам войны. В ней приняли участие 12 государств. Участники конференции подписали первую многостороннюю Конвенцию о защите раненых и больных во время войны (1864 г.), которая стала первым договором МГП.
В 1874 году Россия выступила с предложением о проведении международной конференции для выработки правил ведения военных действий. На состоявшейся в Брюсселе Конференции российская делегация предложила проект конвенции о законах и обычаях войны, автором которой был российский юрист, дипломат, профессор Ф.Ф.Мартене. Однако участники Конференции оказались неподготовленными к принятию такой конвенции. Российский проект был принят лишь в форме декларации, хотя в заключительном протоколе конференции признавалась важность кодификации законов и обычаев войны.
На Первой и Второй конференциях мира, созванных по инициативе России, соответственно, в 1899 и 1907 годах, были приняты конвенции, кодифицировавшие законы и обычаи войны.
К настоящему времени существует множество международно-правовых актов, регулирующих отношения государств в период вооруженного конфликта. К ним относятся: Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года; Гаагская декларация о запрещении применять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, 1899 года; Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года; Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий 1907 года; Конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 года; Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 года; Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 года; Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 года; Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года; Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 года; Нионское соглашение 1937 года о мерах борьбы с пиратскими действиями подводных лодок; Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. («Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях»; «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море»; «Об обращении с военнопленными»; «О защите гражданского населения во время воины»); Дополнительные протоколы I и II 1977 года к этим Женевским конвенциям 1949 года; Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 года; Конвенция о запрещении производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года; Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 года и четыре протокола к ней («О необнаруживаемых осколках» -- Протокол I; «О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.» -- Протокол II; «О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия» -- Протокол III; «Об ослепляющем лазерном оружии» -- Протокол IV); Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 года; Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 года.
В тех случаях, когда действия государств не урегулированы нормами МГП, Ф.Ф. Мартене на Гаагской конференции мира в 1899 году предложил применять для защиты воюющих и гражданского населения положение, согласно которому «население и воюющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания».
Отраслевыми принципами МГП являются следующие:
Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны.
По смыслу норм МГП они адресованы военным структурам воюющих сторон, охватываемых понятием «вооруженные силы».
В 1977 году на дипломатической конференции, принявшей Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года, впервые было сформулировано понятие «вооруженные силы». Дополнительный протокол I (ст. 43) это понятие связывает с наличием:
С точки зрения международного права законные участники вооруженных конфликтов подразделяются на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся)1.
С учетом этого к комбатантам относится весь строевой состав вооруженных сил (т.е. личный состав сухопутных, военно-морских, военно-воздушных сил), а также ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления.
Ополчение, движения сопротивления, партизаны являются законными комбатантами, если они отвечают следующим условиям:
а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
б) имеют определенный отличительный знак;
в) открыто носят оружие;
г) соблюдают в своих действиях правила ведения войны.
К некомбатантам относится медицинский и духовный персонал, так как он вообще не вправе принимать участие в военных действиях (ст. 43 Дополнительного протокола I).
Таким образом, правовое положение комбатантов и некомбатантов различно. Оно связывается, как уже было отмечено, с правом непосредственного участия в боевых действиях. Комбатанты, кроме того, в процессе вооруженного конфликта вправе применять к неприятелю высшую меру насилия, то есть уничтожать его, в то время как некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только в целях самообороны.