Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:29, курсовая работа
Цель курсовой работы: дать общую характеристику межправительственных и неправительственных международных организаций и определить их место в системе международного права.
Основные задачи:
1) Дать определение понятию международной организации;
2) Изучить процессы образования и функционирования международ-ных организаций.
Введение……………………………………………………………………….
3
1 Международные организации……………………………………………...
4
1.1 Международные организации. Определение. Признаки………………
4
1.2 Образование и функционирование международных организаций……
6
1.2.1 Принцип суверенного равенства членов международных организаций……………………………………………………………………
8
1.2.2 Правосубъектность международных организаций…………………...
9
2 Межправительственные международные организации…………………..
11
2.1 Основные юридические черты международных межправительствен-ных организаций………………………………………………………………
11
2.2 Правовые нормы межправительственных организаций………………..
16
2.3 Привилегии и иммунитеты международных межправительственных организаций……………………………………………………………………
19
3 Неправительственные международные организации…………………….
22
3.1 Понятие и виды международных неправительственных организаций..
22
3.2 Статус международных неправительственных организаций…………..
26
Заключение…………………………………………………………………….
28
Список использованных материалов………………………………………...
30
Кроме того, обычно каждая международная организация заключает специальное соглашение с тем или иным государством, в котором принимающее государство выражает согласие принять у себя соответствующую международную организацию и обеспечить ей, представителям государств-членов и ее служебному персоналу определенные привилегии и иммунитеты. Наличие такого соглашения для практической деятельности любой международной организации крайне необходимо. Организация Объединенных Наций, например, заключила в 1947 г. с США, выразившими желание принять ее у себя, соглашение относительно месторасположения центральных учреждений ООН, и в 1946 г. со Швейцарией соглашение о привилегиях и иммунитетах в связи с тем, что некоторые учреждения ООН функционируют на постоянной или временной основе на швейцарской территории.
Привилегии и иммунитеты международных организаций складывались постепенно: необходимость их предоставления международным организациям не сразу была осознана и тем более не сразу нашла признание и практическое воплощение.
Большое влияние на становление и объем привилегий и иммунитетов международных организаций оказала практика применения дипломатических привилегий и иммунитетов, т. е. тех привилегий и иммунитетов, которыми пользуются дипломатические представительства государств, являющиеся зарубежными государственными органами внешних сношений.14
Сопоставление привилегий и иммунитетов международных организаций с привилегиями и иммунитетами дипломатических представительств свидетельствует об их большой близости, а нередко и совпадении. Так, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., дипломатическому представительству иностранного государства предоставляются такие привилегии и иммунитеты, как право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения; неприкосновенность представительства, архивов и документов в любое время и независимо от их местонахождения; свобода сношений; освобождение от налогов и т.д. Фактически такими же привилегиями и иммунитетами в настоящее время пользуются и международные организации.15
3 Неправительственные международные организации
3.1 Понятие и виды международных неправительственных организаций
Неправительственные международные организации играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. По данным Союза международных ассоциаций, с 1875 по 1975 годы в мире было зафиксировано создание более 35 тыс. международных неправительственных организаций. Они именовались по-разному: ассоциации, общества, фонды, союзы, комитеты, клубы, лиги, конференции, федерации, группы и т. д.
Различие между правительственными и неправительственными организациями лежит в их правовой основе. Однако в реальности большое многообразие этих организаций делает трудно различимыми их категории и сложным проведение четких границ между ними. В связи с этим была предпринята попытка провести разграничение между ними на основе суверенитета: правительственные организации, связанные, а неправительственные организации, не связанные с суверенитетом государств. В этом случае ученые предпочитают говорить не об организациях, а о «действиях, свободных от суверенитета».16
Следует подчеркнуть, что в Уставе ООН не уточняется уровень неправительственной организации, то есть на каком уровне она функционирует: на национальном, субрегиональном, региональном или международном. В нем речь идет о полномочии Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) проводить надлежащие мероприятия для консультаций с неправительственными организациями, входящими в его компетенцию (ст. 71).
Термин «неправительственная» подразумевает любую международную организацию, не учрежденную на основании межправительственного соглашения.
Существует несколько критериев, которым должны отвечать неправительственные организации:
1) Организация должна иметь
2) Организация не должна использовать или пропагандировать насильственные методы. Соответственно, не признаются МНПО освободительные движения, воюющие или восставшие стороны и прочие вооруженные группировки, даже если их действия легитимны по международному праву.
3) Организация не должна принимать участие в политике с целью достижения власти.17
Под понятием международные неправительственные организации понимается объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли.
Главным органом большинства неправительственных организаций является общее собрание, периодичность которого предусмотрена в уставе. Этот представительный орган имеет различные названия в разных организациях: ассамблея, всемирная ассамблея, генеральная ассамблея, пленарная сессия, конгресс, конференция и т. д.
Исполнительные органы либо избираются на определенный срок представительным органом, либо создаются по принципу представительства от национальных организаций. Нередко организации имеют по два исполнительных органа с различной компетенцией и разными названиями: исполнительный совет, исполнительный комитет, бюро, генеральный совет, совет директоров и т. д. Избираются также должностные лица: президент, вице-президенты, председатель исполкома и его заместители. Важную роль среди этих должностных лиц играют генеральные секретари, руководящие деятельностью постоянного секретариата.
Большинство неправительственных организаций одинаковы по составу: их членами являются национальные организации или отдельные лица, или те и другие (так называемое коллективное и индивидуальное членство). Учитывая все это, МНПО условно делят на два типа: состоящие из физических лиц; и объединяющие национальные неправительственные организации.18
Некоторые неправительственные организации не имеют фиксированного членства; существуют лишь регистрационные центры этих организаций в различных странах
Нередко в одной и той же неправительственной организации встречается членство нескольких категорий. Международная ассоциация социального обеспечения имеет, например, действительных (полноправных) и ассоциированных (с правом совещательного голоса) членов.
Бюджеты неправительственных организаций, как правило, складываются из взносов национальных организаций, отдельных лиц, частных пожертвований, фондов, а иногда и взносов правительств.
Каких-либо специальных международно-правовых актов, регулирующих деятельность международных неправительственных организаций, не существует. Характеризуя правовую природу таких организаций, следует отметить, что в российской доктрине международного права преобладают мнения о том, что они не являются субъектами международного права, однако вполне могут выступать в качестве субъектов международно-правовых отношений.
Главная функция международных неправительственных организаций заключается в установлении связей между государствами и негосударственными сегментами. В этом случае неправительственные организации выступают как бы в качестве неполитического образования и способны действовать в таком качестве как на национальном, так и международном уровне.
Влияние неправительственных организаций на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляются в следующих формах:
1) Информационная. Международные неправительственные организации регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Также они распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций, и играют особо важную роль в распространении знаний о правах человека.
2) Консультативная. Международные неправительственные организации дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.
3) Правотворческая. Международные
неправительственные
4) Контрольная: все больше возрастает
роль МНПО в обеспечении
5) Следственная. Международные
3.2 Статус международных неправительственных организаций
В настоящее время большинство специализированных учреждений и вспомогательных органов ООН имеют постоянные отношения с международными неправительственными организациями и предоставляют им различные категории консультативного статуса.
Хотя первенство в установлении консультативных отношений и принадлежит старейшему специализированному учреждению ООН – МОТ, но Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) имеет более разработанную систему связей с неправительственными организациями.
Первоначальные положения об отношениях между ЮНЕСКО и различных организаций были сформулированы в Уставе ЮНЕСКО.
Согласно п. 4 ст. 10 Устава ЮНЕСКО, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры может принимать надлежащие меры для организации консультаций и обеспечения сотрудничества с международными неправительственными организациями, занимающимися вопросами, входящими в круг ее ведения, а также возлагать на них конкретные поручения. Это сотрудничество может также осуществляться путем участия представителей указанных организаций в работе консультативных комитетов, созданных Генеральной конференцией.19
Международные неправительственные организации в силу целого ряда причин долгое время более эффективно, чем межправительственные организации, действовали в областях образования, науки и культуры, и некоторые из них, например, Международный совет научных союзов, накопили немалый опыт в осуществлении крупных международных программ.
Первоначально ЮНЕСКО, так же как и ЭКОСОС, предоставляла различные категории консультативного статуса постоянно сотрудничавшим с организацией неправительственным организациям на официальной основе. Были установлены три категории консультативного статуса:
А – консультативная и сотрудничающая категория (высшая);
В – информационная и консультативная категория;
С – категория взаимной информации.
Руководствуясь этими положениями, ЮНЕСКО установила официальные отношения на трех различных уровнях или в рамках трех различных категорий примерно с 580 неправительственными организациями.
Заключение
Рассмотрев международные организации и поняв принципы, на которых они создаются, необходимо отметить, что международные организации представляют собой определённую систему, которая основана как на договорных, так и на юридических нормах.
Среди систем международных организаций главное место занимают государства, каждое из которых обладает суверенитетом. Государства путём соглашений между собой создают нормы международного права и образуют различные межправительственные организации. Именно от государств зависит стабильное функционирование международной системы в целом. Поскольку государства во всех созданных международных организациях обладают реальной силой, то они сами и через созданные организации обеспечивают соблюдение и выполнение международных обязательств. Через созданные международные организации регулируются: политические, экономические, научно-технические и культурные отношения. Наличие созданных международных организаций дают определённые гарантии в решении международных конфликтов т.к. их нормы определяют нормы поведения государств в отношениях между собой. Являясь самостоятельной системой, международные организации не заключают в себе нормы внутригосударственного права, но при этом могут испытывать на себе влияние норм внутригосударственного права. Создание международных организаций основано, прежде всего, на основе свободного согласования и волей суверенных государств. Выражение своего согласия на создания тех или иных международных организаций является заключение конкретных международных договоров.
Разрешая те или иные вопросы, заговаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе вырабатывают возможные решения с учётом законных интересов всех участником. На этой же основе создаются и международные организации, т. е. на принципе равноправного представительства всех участников. Характерной особенностью развития человечества является постоянное совершенствование технического прогресса, хозяйственной и культурной жизни всех народов, отсюда происходит повышение удельное веса международных отношений. Отсюда возникает необходимость решения международных проблем, но не с помощью военной силы, а через созданные международные организации. Повышение роли международных организаций создаёт для государств определённые гарантии, как в решении различных споров, так и в предотвращении военных конфликтов.