Международные организации
В начале XXI века мир предстает единым
социально-экономическим организмом,
функционирование которого требует согласованных
действий правительств, представителей
общественности, деловых кругов разных
стран. Времена, когда отношения между
государствами решались силовыми методами,
постепенно уходят в прошлое. Согласия
за договоренности, поиск взаимовыгодных
вариантов решения проблем - цивилизованные
методы межгосударственного общения.
Для координации деятельности мирового
сообщества, решение споров, борьбы с глобальными
и региональными проблемами создан ряд
международных организаций. Международная
организация - это объединение трех или
более правительств, межправительственных
или общественных сообществ, направленное
на решение определенных общих вопросов
или реализации проектов. В работе международных
организаций принимают участие уполномоченные
посланники, которые представляют интересы
своего государства или сообщества, придерживаясь
уважения, невмешательства во внутренние
дела, порядка принятия решений и норм
международного права.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Международные организации возникли уже
в древности и совершенствовались по мере
развития общества. В Древней Греции В
VI веке до нашей эры появились первые постоянные
международные объединения в виде союзов
городов и общин (например, Лакедиминская
и Делосская Симмакии ), или религиозно-политических
союзов племён и городов (например, Дельфийско-Фермопильская
амфиктиония). Подобные объединения явились
прообразами будущих международных организаций.
Многие учёные справедливо подчёркивали,
что на том этапе эти союзы сближали греческие
государства и смягчали их замкнутость.
Следующим этапом развития международных
организаций явилось создание международных
экономических и таможенных объединений.
Один из первых таких союзов был Ганзейский
торговый союз, который вывел из состояния
средневекового варварства всю Северную
Германию. Этот союз был окончательно
оформлен в XVI веке. Во главе этого объединения
находился Любек. Специалисты, изучающие
историю международных организаций, считают,
что первой межправительственной организацией
в её классическом понимании была Центральная
комиссия по судоходству на Рейне, образованная
в 1831г. Уже во второй половине XIX века были
созданы международные союзы для измерения
земли (1864г.), Всемирный телеграфный союз
(1865г.), Всемирный почтовый союз (1874г.), Международное
бюро мер и весов (1875г.), Международный
союз для защиты международной и художественной
собственности и другие
Следующим важным этапом в развитии
международных организаций является период
после первой мировой войны, когда государства
приступили к созданию международной
организации по поддержанию мира и международной
безопасности. Так в 1919г. была образована
Лига Наций. Основными органами Лиги Наций
являлись собрание всех представителей
членов Лиги, совет и постоянный секретариат.
Главной её задачей являлось поддержание
мира, и предотвращение новых войн. Лига
Наций должна была предпринимать все меры
для сохранения мира.
Но по мнению специалистов, Лига Наций
не смогла справиться со своей основной
задачей: сохранение мира и мирное урегулирование
международных конфликтов. Те разногласия,
которые возникли между членами Лиги повлекли
за собой не выполнение взятых обязательств.
Она не смогла предотвратить Вторую мировую
войн, а также нападение Японии на Китай,
Италии на Эфиопию, Германии на Австрию
и Чехословакию, Италии на Испанию и т.
д. И 18 апреля 1946г. лига Наций была ликвидирована,
т. к. Лига Наций не выполнила своих функций
и на этом историческом этапе прекратила
своё существование.
Международные организации прошлого стали
прообразами современных международных
организаций, которых в настоящее время
большое количество, и которые играют
большую роль в современных международных
отношениях.
Классификация по кругу участников
универсальные (то есть для всех государств; напр. — ООН)
региональные (членами которых могут быть государства одного региона; напр. — Организация
африканского единства, Организация
американских государств)
Классификация по характеру полномочий
межгосударственные — не ограничивающие
суверенитет государства
надгосударственные (наднациональные)
— частично ограничивающие суверенитет
государства: вступая в подобные организации,
государства-члены добровольно передают
часть своих полномочий международной
организации в лице её органов.
Классификация по выполняемым функциям
Классификация по порядку приёма новых
членов
открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению)
закрытые (прием с согласия первоначальных
учредителей)
Классификация по компетенции (сфере
деятельности)
общей компетенции (напр. — ООН)
специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения; напр. — Всемирный почтовый
союз
Международные параорганизации (клубы)
(напр. - "Большая восьмерка")
Международные параорганизации, часто
играя значительную роль в международных
отношениях, не могут быть включены в классификацию
международных институтов, так как не
имеют официального статуса - не имеют
устава, штаб-квартиры и не институционализированы.
Признаки ММПО:
1.Членство не менее 3-х государств;
2.Постоянные органы и штаб-квартира;
3.Наличие учредительного договора;
4.Уважение суверенитета членов-государств;
5.Невмешательство во внутренние
дела;
6.Установленный порядок принятия
решений.
Признаки ММПО:
1.Членство не менее 3-х государств;
2.Постоянные органы и штаб-квартира;
3.Наличие учредительного договора;
4.Уважение суверенитета членов-государств;
5.Невмешательство во внутренние
дела;
6.Установленный порядок принятия
решений.
Например, Организация североатлантического
договора (НАТО), основанная в 1949 году,
обладает следующими признаками ММПО:
1.Членами НАТО являются на
сегодня Бельгия, Великобритания, Греция,
Голландия, Дания, Исландия, Испания, Италия,
Канада, Люксембург, Норвегия, Португалия,
США, Турция, Франция и ФРГ.
2. Штаб-квартира - Брюссель. Орган НАТО
- Совет НАТО, глава - Генеральный секретарь.
Международные неправительственные
организации (МНПО) создаются не на основе
межгосударственного договора и объединяют
физических и/или юридических лиц. МНПО
бывают:
а) политическими, идеологическими,
социально-экономическими, профсоюзными;
б) женские организации, по охране
семьи и детства;
в) молодежные, спортивные, научные,
культурно-просветительские;
г) в области печати, кино, радио,
телевидения и др.
В качестве примера можно привести Ассоциацию
международного права, Лигу обществ Красного
Креста.
Международные организации являются
вторичными или производными субъектами
международного права и создаются (учреждаются)
государствами. Процесс создания МО включает
три стадии:
1.Принятие учредительных документов
организации;
2.Создание ее материальной структуры;
3.Созыв главных органов - начало
функционирования.
Наиболее распространенным способом
создания МР является заключение международного
договора. Наименования этого документа
могут быть различными:
- статут (Лига Наций);
- устав (ООН или Организация
Американских Государств);
- конвенция (Всемирный почтовый
союз) и др.
Аргументи регіоналістів, покликані
довести перевагу регіональних організацій
над універсальними:
· між д-вами певного регіону існує спільність
інтересів, традицій, культури, релігій,
що неминуче і автоматично породжує саме
регіональні організації;
· налагодженя економічного, політичного
і соціального співробітництва легше
досягається на регіональному рівні, оскільки
охоплює обмежену кількість дв;
· політ, екон та інші суперечності простіше
врегульовуються на регіональному рівні,
ніж на глобальному;
· у разі загрози миру, виникнення збройних
конфліктів дії дв регіону є більш ефективними
і оперативними, оск. вони безпосередньо
зацікавлені у відновлені миру, ніж дви,
рзташовані на інших континентах;
· об’єднання дв регіону в орг-ції є ефективним
крком до підтримання і зміцнення миру
в усьому світі, що важливо з огляду на
слабку дійовість універсальних орг-цій.
Прихильники універсалізму:
· життя породило низку глобальних прблем,
розв’язання яких вимагає колективних
зусиль усіх країн. Регіональні орг-ції
не здатні ефективно розв’язувати глобальні
проблеми;
· регіональні ресурси часто неспроможні
задовольнити потреби країн регіону;
· для повного розвитку необхідні ширкі
та багатопланові звЄЄязки, що виходять
за межі певного регіну;
· оск. мир неподільний, тільки всесвітня,
глбальна орг-ція може ефективно діяти
прит загрози безпеці;
· введення санкцій проти агресора є
найбільш ефективним, коли вони носять
глобальний ха-р; санкції лише на регіональному
рівні залишають відкритими двері для
пслаблення їх тиску шляхом рзширення
зв’язків порушника миру і безпеки з країнами
інших регіонів;
· лише універсальна орг-ція здатна забезпечити
необхідний контроль за діями велиокї
дви, яка, як правило, домінує у регіоні,
оск. малі дви – члени рег орг-ції самотужки
не завжди спроможні відстоювати свої
інтереси;
· утворення рег.альянсів часто сприяє
суперництву між регінами, що здатне породжувати
нестабільність і загрозу миру і безпеці.
Як свідчить історичний досвід, ефективність
і крисність тієї чи іншої універ. Чи рег.
Орг-ції залежить від конкрених умов, специфіки
проблем, що породжуються життям.