Международные стандарты
прав человека
Под международными
стандартами в области прав
человека понимаются международно-правовые
нормы, закрепляющие и развивающие
принципы прав человека. В первую
очередь, это обязательства государств
предоставлять индивидам основополагающие
права и свободы и не предпринимать действий,
посягающих на эти права и свободы, не
допускать какой-либо дискриминации, а
также пресекать действия, нарушающие
права человека. Помимо этого, устанавливается
ответственность государств за невыполнение
своих обязательств, определяются международные
механизмы защиты прав человека.
Стандарты
делятся на универсальные, т.е. признанные
во всем мире (как правило, это нормативные
акты, принятые ООН) и региональные, действие
которых распространяется на определенный
регион, обычно на территории какого-либо
межгосударственного объединения (Совет
Европы, Европейский Союз, СНГ и пр.) Региональные
стандарты часто бывают более конкретными,
предусматривающими более строгую ответственность
в рамках межгосударственного объединения
для государств-нарушителей этих стандартов.
Международные
стандарты бывают в виде деклараций,
международных договоров (пакты
и конвенции), резолюций международных
организаций, руководящих принципов.
Декларации
принимаются обычно итоговым
документом совещаний межгосударственных
органов (например, резолюцией Генеральной
ассамблеи ООН) и не имеют обязательной
силы. Декларация – это свод принципов,
определяющий дальнейшее направление
развития международных отношений в определенной
сфере. Государство может стараться приводить
свое законодательство в соответствии
с декларацией, но не обязано это делать.
Основу
международной системы защиты
прав человека составляют международные
договоры (соглашения) – пакты и
конвенции. Эти формы международно-правовых
актов носят общеобязательный
характер для всех государств,
их ратифицировавших или к
ним присоединившихся. На основе
договоров создаются специализированные
международные органы для контроля
за соблюдением условий соглашений. Так,
в рамках ООН функционируют так называемые
конвенционные органы по правам человека–
семь комитетов, созданных на основании
основных международных договоров ООН
по защите прав человека для контроля
за выполнением государствами обязательств
по эти договорам:
•
Комитет по правам человека
•
Комитет по расовой дискриминации
•
Комитет по ликвидации дискриминации
в отношении женщин
•
Комитет по экономическим, социальным
и культурным правам
•
Комитет против пыток
•
Комитет по правам ребенка
•
Комитет по защите всех трудящихся
мигрантов и членов их семей
•
Комитет по правам лиц с ограниченными
возможностями.
Среди
указанных комитетов один —
Комитет по экономическим, социальным
и культурным правам — создан
не на основе международного
договора, а решением (резолюцией) Экономического
и социального совета (ЭКОСОС) —
одного из главных органов
ООН.
В рамках
Совета Европы действует Европейский
Суд по правам человека –
орган, призванный восстанавливать
нарушенные права, созданный в
соответствии с Конвенцией о
защите прав человека и основных
свобод. Но не менее важная
функция Суда – выработка стандартов
в области прав человека путем
толкования указанной Конвенции
и придания нового смысле содержащимся
в ней положениям, включая содержание
конкретных прав и свобод.
К основополагающим
документам в области прав
человека относятся Устав ООН,
Международный Билль о правах
человека, Европейская конвенцию
о защите прав человека и
основных свобод и Европейская
социальная хартия.
Устав
ООН[1] не содержит конкретного
перечня прав человека. Тем не
менее, этот документ стал одним
из первых важнейших международно-правовых
актов, в котором поставлен
вопрос о необходимости универсального
обеспечения прав личности, закреплен
принцип всеобщего уважения прав
и свобод всех людей и каждого
человека, исключающего какую-либо
дискриминацию. Пункт «с» ст. 55
обязывает государства содействовать
«всеобщему уважению и соблюдению
прав человека и основных свобод
для всех, без различия расы, пола
языка и религии».
Одним
из главных достижений стало
то, что Устав ООН заложил основы
для вывода проблемы соблюдения
прав человека из-под исключительной
внутренней юрисдикции государства
и создал предпосылки для эффективного
регулирования этого вопроса
непосредственно международным
правом.
Международный
билль о правах человека включает
в себя: Всеобщую декларацию о
правах человека (1948), Международный
пакт о гражданских и политических
правах (1966), Международный пакт об
экономических и социальных правах
(1966), Факультативный протокол к
Международному пакту о гражданских
и политических правах (1966), второй
Факультативный протокол к Международному
пакту о гражданских и политических
правах, направленный на отмену
смертной казни (1989).
Всеобщая
декларация прав человека была
принята резолюцией Генеральной
Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. День ее принятия
отмечается ежегодно как Всемирный день
прав человека. В Декларации закреплен
широкий перечень гражданских, политических,
социально-экономических и культурных
прав. В тексте документа отражен естественный
характер прав человека, в ст. 1 говорится:
«Все люди рождаются свободными и равными
в своем достоинстве и своих правах».
Всеобщая
декларация прав человека носит
лишь рекомендательный характер.
Но одним из источников международного
права является обычай, т.е. сложившаяся
практика государств, которая постепенно
начинает признаваться в качестве
обязательной и оформляться в
виде правовых норм. Таким образом,
положения Декларации стали для большинства
современных государств обязательными,
найдя свое отражение в законодательстве
этих стран. В конституциях многих государств
содержатся непосредственные ссылки на
Декларацию, ее положения включены во
все основные законодательные акты. Национальные
суды нередко признают и используют положения
Декларации. Так, в частности, Пленум Верховного
Суда РФ в своем постановлении № 8 от 31
октября 1995 г. рекомендовал всем российским
судам прямо ссылаться на Всеобщую декларацию
прав человека в решениях по соответствующим
делам.
Принятие
в 1966 г. Пактов о правах человека
стало новой вехой в развитии
международного права. Впервые
индивид стал субъектом не
только внутригосударственного, но
и международного права. В соответствии
с положениями Пактов, все лица,
проживающие в государстве-участнике
пактов или на которых распространяется
юрисдикция этого государства,
получают возможность пользоваться
правами, предусмотренными пактами,
без различия по признаку расы,
цвета кожи, пола, языка, религии,
политических и иных убеждений,
национального социального происхождения,
имущественного, сословного или
иного положения. Все государства-участники
обязаны привести национальное
законодательство в соответствие
с нормами Пактов. Кроме того,
в соответствии с Факультативным
протоколом к Пакту о гражданских
и политических правах, гражданин
любого государства-участника Пакта,
подписавшего Протокол, может обращаться
непосредственно в Комитет по
правам человека за защитой
своих прав.
Правом
рассматривать индивидуальные сообщения
от граждан наделены также
Комитет по ликвидации расовой
дискриминации, Комитет по ликвидации
дискриминации в отношении женщин
и Комитет против пыток и Комитет
по правам лиц с ограниченными возможностями.
Европейская
конвенция о защите прав человека
и основных свобод 1950 г. закрепляет
право гражданина обращаться
в первый наднациональный судебный
орган – Европейский Суд по
правам человека. Причем ответственность
государств за невыполнение решений
суда предусмотрена гораздо более
строгая, чем Первым факультативным
протоколом к Пакту о гражданских и политических
правах за невыполнение рекомендаций
Комитета по правам человека при ООН.
Европейский
суд по правам человека рассматривает
дела по нарушениям только
тех прав, которые записаны в
Конвенции. Но поскольку формулировки
бывают слишком общие, Суд наделен
правом толкования положений
Конвенции, при этом его решения
являются прецедентными. Это означает,
что при рассмотрении похожих
дел в будущем следует руководствоваться
не прямо положениями Конвенции,
а тем их значением, который
был раскрыт в прецедентных
решениях. Таким образом, более, чем
за 50 лет деятельности Суда, содержание
прав, записанных в Конвенции, было значительно
расширено и конкретизировано решениями
Суда.
Следует
добавить, что основным условием
подачи жалобы как в Комитеты
ООН, так и в Европейский
суд по правам человека, является
исчерпание всех внутригосударственных
средств правовой защиты.
В российской
правовой системе международные
нормы имеют приоритет над
внутренним российским законодательством[2].
Под этим подразумевается, что
в случае противоречия между
федеральным законом или иным
нормативным актом и положениями
ратифицированного международного
договора, применяются положения
договора. При этом, верховенство все
же остается за Конституцией РФ.